В процессе обучения русскому языку ученики должны овладеть орфографической грамотностью и уметь последовательно, точно и ясно, а также грамматически правильно излагать свои мысли. Поэтому одной из важнейших задач изучения русского языка в школе остается формирование у школьников прочных орфографических умений и навыков, так как орфографически грамотное письмо является существенным элементом общей языковой культуры и владение им необходимо каждому образованному человеку, что определяется функцией языка как средства общения людей друг с другом в различных сферах деятельности.
Письменная речь, одной из существенных сторон которой является орфография, в процессе общения не менее значима, чем устная. В письменной речи для понимания смысла написанного необходимо соблюдать не только орфографические, но и грамматические, пунктуационные и стилистические нормы.
Состояние орфографической и речевой грамотности учащихся до последнего времени в большинстве школ не является удовлетворительным. Количество неуспевающих по «русскому письменному» обычно преобладает и снижается очень медленно. При этом уровень языковой культуры в письменных работах учащихся также пока не удовлетворяет.
Невысокий уровень культуры письменной речи школьников объясняется прежде всего тем, что до сих пор в практике преподавания русского языка сохраняется такое положение, когда обучение орфографии ведется в отрыве от развития речи и поглощает максимум времени, отведенного учебным планом на изучение русского языка, а процессы формирования орфографических и речевых навыков развиваются параллельно, мало соприкасаясь друг с другом. Тем не менее, методика правописания на современном этапе обогатилась принципиально важными положениями, одним из которых является взаимосвязь формирования орфографических навыков с работой по развитию речи.
Орфографические навыки формируются путем заучивания правил, запоминания написания слов, но решающая роль принадлежит упражнениям.
Одного знания правил мало для грамотного письма, так как необходима наглядная их отработка, а в ходе выполнения упражнения осуществляется перенос обобщений, усвоенных учащимися в виде правил, на аналогичные, типичные случаи, что и способствует формированию и закреплению орфографических умений и навыков. Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем о роли зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов.
- Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:
а) письмо с пропусками “дырками” – не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;
б) записать схемы.
Учитель читает предложение и записывает на доске схему
- «Весной лес оживает»: схема «-е— —с о-и—ет».
- «Весело щебечут птицы»: схема «—е-о -е—ут —-ы».
- «Из берлоги вылезает сонный медведь»: схема «-з -е—-и —е—ет —нн— -е—дь».
После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;
в) есть прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы “Непроизносимые согласные”, можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме;
г) можно проводить “диктант” с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т. е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновать свой выбор ее написания.
- Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или то, что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать у учащихся фонематический слух. Начинать эту работу неодходимо с 1 класса. Например, при изучении темы” Безударные гласные” можно проводить следующие игры:
а) “Найди опасное место”
Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому нельзя доверять.
б) “Светофор”. Дети показывают красный сигнал, как только находят “опасное место”.
- 3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, т. е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо проводить с 1 класса.
Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того, чтобы слово стало “своим”, нужна большая работа.
С целью активизации словаря, работу можно представить в виде следующих основных этапов:
- Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
- 2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)
- Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)
У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме:
- Игра “Кто больше напишет слов”.
Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.
Например:
Верный — преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;
Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.
- Игра “Наоборотки”
Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы
- Диктант-игра “Запоминай-ка”.Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием «Не».
Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.
Чуткий – нечуткий
Внимательный – невнимательный.
- Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь”
Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов:
а) с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать — обижать)
2) С Е можно делать с обувью, одеждой, а с И можно восстановить дружбу (примерять – примирять)
- СОвсегда будешь чистым и опрятным, а с А нежным и добрым.
(поласкать – полоскать).
- СЕнужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть (поседел- посидел)
- Игра “Как назвать одним словом?”
А) Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)
- Расшифруйте слова. Замените одним словом
2,6,18,7,9,1 (береза)
16,19,10,15,1 (осина)
12,13,7,15 (клен)
33,19,6,15,30 (ясень) Деревья.
Б) расшифруйте слова:
18,16,9,1 (роза)
1,19,20,18,1 (астра)
20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)
4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) Цветы.
- Запишите слова с безударной гласнойЯ:
Монета в пять копеек (пятак) (пять)
Дерево с красными плодами (гроздьями) (рябина)
Школьная отметка (пятерка)
Детская игра (пятнашки) (пятна)
Какое слово здесь лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово рябина, безударную гласную в этом слове нужно запомнить).
Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:
а. Трактор шумел, как … .
б. На солнце засверкали ягоды земляники, словно… .
В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописание многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.
При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов орфографической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.
Расширение орфографического опыта представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в решение орфографических проблем на основе имеющихся базовых знаний и умений, это целенаправленный процесс усвоения орфографических знаний, умений, способов деятельности и самоконтроля, помогающих решать орфографические задачи: обеспечивать грамотное письмо, предупреждать ошибочное написание.
Таким образом, процесс организации формирования навыков грамотного письма должен осуществляться наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения.
Список литературы:
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1998.
- Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1961.
- Соловейчик М.С. Знакомство с первыми орфограммами и начало работы над орфографической зоркостью школьников// Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. – М., 2000. – С.52-68.[schema type=»book» name=»О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ» description=»Рассматривается актуальный вопрос формирования навыков грамотного письма учащихся начальных классах на современном этапе развития образования. Выделяются основные условия, при которых данный процесс формирования грамотного письма становится наиболее эффективным. Приводятся методы и приемы формирования орфографически грамотного письма учащихся начальных классов на уроках русского языка.» author=»Краева Алевтина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]