Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРУШЕНИЯ СТЕРЕОТИПОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРУШЕНИЯ СТЕРЕОТИПОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

«Люди рождаются свободными и равными» — в этот формуле выражено право человека, которое вовсе не является законом природы, и это право, как и любое другое, не имеет смысла, пока не признано человеческой общиной. С момента рождения человек нуждается в защите и воспитании: его воля в становлении, а равенство уменьшается по мере того, как определяется степень его способностей [2, с. 31]. К этому выводу можно добавить, что равенство не только уменьшается по мере определения способностей личности, оно фактически отсутствует уже при рождении. «Уменьшение» способностей зависит от разных факторов, например, от принадлежности к определенной социальной или демографической группе. Такой группой на протяжении почти всей истории человечества являются женщины.

На протяжении веков отдельные люди боролись с различными стереотипами, но пока их старания особым успехом не увенчались. Единственным достижением можно назвать феминистическое движение двух последних веков. Ведь благодаря ему в большинстве цивилизованных стран с женщинами начали считаться. Среди философов ХХ в., которые много сделали для осмысления проблем женщин, одно из ведущих мест принадлежит С. де Бовуар, которая в своих работах подвергла критике патриархальную культуру, заставляющая женщину занимать в ней подчиненное положение. Ее книга «Второй пол» была научным исследованием и яркой манифестацией идеи равенства женщин. С. де Бовуар сделала вывод о том, что «женщинами не рождаются, а становятся».

В последнее время гендерная проблематика привлекает внимание довольно широкого круга исследователей, что объясняется высокой степенью актуальности темы. В последние годы социальные нормы и ценности становятся более гибкими, но несмотря на это, в обществе еще устойчиво воспроизводятся стереотипы прошлого. Слово «стереотип» впервые встречается в типографской лексике, в которой оно использовалось для обозначения формы для печати оттисков (ХVIII в.). В научную среду понятие «стереотипа» было введено американским журналистом В. Липманом в работе «Общественное мнение» (1922). Под стереотипом Липман «понимал созданные культурой образы людей из других групп, которые объясняют поведение этих людей и дают им оценку, и трактовал стереотипы как выборочный и неточный способ восприятия действительности, что приводит к ее упрощению и возникновению предрассудков» [10, с. 120-121].

Культура каждого общества содержит обобщенные представления о том, каковы мужчины и женщины и чем они должны заниматься. Такие обобщенные уставленные представления о сообществ мужчин и женщин в целом называют гендерными стереотипами. Обычно они могут быть далеки от реальности, неточными и весьма отдаленными от реальных черт и поведения отдельного индивида [4, с.126]. Социальные роли определяются как совокупность ожиданий о поведении индивида, занимающего определенную позицию в процессе взаимодействия. Гендерные роли обусловленные дифференциацией всех членов общества на две категории — мужчин и женщин — и предусматривают ожидаемую от них ценностно и нормативно определенное поведение. От рождения каждый человек получает приписанный статус в соответствии с полом, то есть статус девочки / женщины и мальчика / мужчины с соответствующими ожиданиями относительно их поведения.

Гендерные стереотипы и традиционные гендерные роли переходят от поколения к поколению, однако редко анализируются с точки зрения психологической выгоды или препятствий, которые они могут создавать для развития общества. Гендерные проблемы основываются в первую очередь на установленных обществом стереотипах, а уже потом — на реальном месте гендерных различий определенной личности. Стереотипы воспитания, накапливались в обществе на протяжении десятилетий, они влияют на социальное развитие мужчин и женщин, в результате чего возникают проблемы в общении, решении конфликтов и противоречий [9, с.75].

По определению ведущей украинской исследовательницы М. Пирен, гендерные стереотипы — это «восприятие, оценка человеком пола и распространения на нее характеристик половой группы путем применения общих характеристик и в отношении мужчин, и в отношении женщин, без достаточного учета возможных различий между ними» [7, с.10]. Вопрос гендерной идентификации является очень важным и актуальным для сегодняшнего дня, когда появляются новые взгляды и идеи по преодолению гендерных стереотипов. Это приводит к гендерному неравенству, порождая гендерные противоречия и конфликты. Именно женские стереотипы являются механизмом, обеспечивающим закрепление и трансляцию из поколения в поколение гендерных ролей. В общественном сознании гендерные стереотипы функционируют в виде стандартизированных представлений о модели поведения и черт характера, которые соответствуют понятиям «мужское» и «женское». В последние годы представления о женских и мужских гендерных ролях подвергаются критике со стороны многих исследователей. Они служат источником психического напряжения мужчин и не пригодны для воспитания мальчиков. Отмечается, что эти стереотипы не подходят для большинства мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, которые их принимают, страдают от осуждения со стороны общества, а те, которые пытаются им следовать, совершают над собой насилие.

В современном развитом мире все острее встает вопрос разрушения стереотипов, потому что установленые стереотипы не позволяют нормально реализовываться людям. Гедерные стереотипы действительно играют отрицательную роль. Е.П. Ильин определяет негативные эффекты стереотипизации образов мужчин и женщин:

1) Ролевые различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются значительно больше, чем есть в действительности.

2) Гендерные стереотипы по-разному влияют на оценку одного и того же события в зависимости от пола участника данного события. Это проявляется при восприятии взрослыми детей разного пола: девочек описывают как более приятных внешне, более похожих на мать, родители оценивают способности сына к математике как более высокие, чем дочери, даже в том случае, когда их успеваемость одинакова.

3) Гендерные стереотипы тормозят развитие тех качеств, которые не соответствуют данному поло-ролевому стереотипу. Считается, что мужчина должен быть сдержанным, женщина может позволить себе поплакать. Для мужчин поплакать — значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, то есть страх перед проявлением у себя женственности [3, с.113].

Анализируя проблемы существующих гендерных стереотипов, можно сделать вывод, что пора изменить эти стереотипы, изменить отношение к женщинам, сложившееся на протяжении истории. Ранее гарантом стабильности в семье выступала преимущественно женщина. Современные условия все больше требуют от женщины строить свою деловую карьеру. Мысли среди женщин и мужчин о возможностях карьерного роста отличаются. Однако все соглашаются, что в «карьерной лестнице для мужчин ступеней больше». Такое мнение объясняли двояко: женщина больше времени уделяет семье, берет декретный отпуск, поэтому не является выгодной для организации, мужчины допускают женщин как подчиненных, но не как конкурентов, так как многие считают, «это унизительно, если тебя побеждает женщина» [5, с.92]. В сфере образования и занятости, то это, прежде всего, реализация себя как личности и специалиста. Женщины имеют больший уровень образования, чем мужчины, но они часто не имеют возможности реализовать свои профессиональные навыки в полной мере, ведь доступ к высшим ступеням им фактически перекрыт.

В последнее время все больше говорят о возможности политического партнерства полов. Осознание женщинами своей роли как субъекта исторического процесса совпадает с изменением традиционных представлений о назначении женщин и мужчин, углубленным осознанием того, что женское вмешательство в политику может помочь ограничить действия власти с позиции силы [6, с.82].

Гендерные стереотипы, которые не соответствуют реалиям, становятся серьезной проблемой и общества, и человека, потому что они сдерживают развитие личности, становятся препятствием на пути самореализации не только женщин, но и мужчин [3, с.112].

Средства массовой информации являются важными источниками гендерных концепций, которые в той или иной степени влияют на формирование гендерных стереотипов как путем усиления значения традиционных гендерных ориентаций, так и путем расширения сферы нетрадиционных гендерных моделей поведения [1, с.312].

Жесткое разделение мужских и женских ролей имеет отрицательное значение для развития общества, способствует возникновению гендерных конфликтов. Считается, что наиболее укоренены гендерные стереотипы в молодежной среде. Исследование гендерных стереотипов у молодежи имеет важное значение для их эффективной дальнейшей деятельности в обществе, построенном на принципах равноправия. Молодежь, безусловно, наиболее остро ощущает на себе влияние гендерных стереотипов, поскольку в этот период своего личностного становления она не подвержена противопоставлять себя с окружающими сверстниками. Тенденции изменения традиционных гендерных стереотипов и установок современной молодежи обусловленные трансформационными процессами относительно социальных стереотипов вообще, уменьшением полярности в восприятии гендерных ролей, сглаживанием различий между профессиональными качествами мужчины и женщины в современном обществе и т.д. [8, с.187].

Соответствие поведения принятым в обществе стереотипам в целом негативно влияет на психологическое состояние молодежи, так как препятствует их полной самореализации [9, с.77]. Молодежь находится в плену устаревших стереотипов, которые ставят под сомнение знак равенства между мужчиной и женщиной. Это значительно затрудняет создание в обществе равных условий для развития личности и самореализации. Анализ отечественных исследований еще раз доказывает, что молодежь не подготовлена ​​к роли агента изменения традиционных гендерных стереотипов. Это связано с существованием ряда причин влияния на ее формирование:

1) тоталитарный строй государства;

2) отсутствие как такового феминизма в СССР;

3) гендерные стереотипы являются непреодолимыми, несмотря на то, что молодежь растет в демократической стране, которая имеет свой Закон о гендерном равенстве.

В нашем обществе еще царят гендерные стереотипы, и молодежь соглашается с тем, что нужны изменения, они готовы к таким изменениям и могут стать активной движущей силой таких изменений. Но молодежь растет в семьях, где установлен традиционный патриархатный порядок, и сами того не понимая и не замечая, в повседневной жизни они все еще распространяют стереотипы и нормы поведения [5, с.92].

 Список литературы:

  1. Бархатная С. Гендерные отношения сквозь призму общественного мнения в Украине и мире // Научные Записки НаУКМА. — 2003. — Т. 19. — Ч.2.- с. 311- 317
  2. Валенки К. Обеспечение прав и свобод человека в Украине: теоретические и практические аспекты // Право Украины. — 2000. — № 11. — с. 30 — 33
  3. Зинзюк Л.А. Гендерные стереотипы и особенности становления и самореализации личности // Всеукраинский конкурс научно-исследовательских работ по гендерной проблематике. — М. Киев, 2007- с.199
  4. Коваленко К. Осознание гендерных стереотипов в «жизненных сценариях» как возможности создания гармоничной семьи. — М. Киев, 2007. — с. 199
  5. Ланчевская А. Гендерная идентификация в студенческой среде современной Украины // Поиски гендерной паритетности: украинский контекст. Монография. / Составитель и общая редакция: Грабовская И.- Нежин: Издательство НГУ им. Гоголя, ДС Миланик, 2007. — с. 204
  6. Луценко Е. Гендерные стереотипы ролевых функций женщины и мужчины в условиях трансформации украинского общества глазами молодежи // Поиски гендерной паритетности: украинский контекст. Монография. / Составитель и общая редакция: Грабовская И.- Нежин: Издательство НГУ им. Гоголя, ДС Миланик, 2007. — с. 204
  7. Пиренн М. Гендерные различия в обществе и их социопсихологический анализ / Гендерные аспекты государственной службы / Под общ.ред. Б. Кравченко. — М., 2002. с.15
  8. Приходькина Н.А. Выявление гендерных стереотипов и конфликтов в студенческой среде. — М. Киев, 2007-с. 199
  9. Приходькина Н. Проблема формирования гендерной культуры украинской молодежи.- Нежин: Издательство НГУ им. Гоголя, ДС Миланик, 2007. — с. 204
  10. Рябова Т. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т.V, вып. 1-2 (15-16) — СПб., 2003. с. 120-139[schema type=»book» name=»О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРУШЕНИЯ СТЕРЕОТИПОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ» description=»В статье рассматривается негативное влияние существующих в обществе гендерных стереотипов на самореализацию женщин и мужчин. Основное внимание уделяется развитию молодежи, которое наиболее остро ощущает на себе влияние гендерных стереотипов. Рассматриваются факторы влияния гендерных стереотипов на личностное становление молодежи. В статье анализируются средства массовой информации как один из самых насущных источников гендерных концепций, которые влияют на формирование гендерных стереотипов. » author=»Эмирильясова Сусанна Сеитбиляловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found