Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЧУВСТВА ОБИДЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЧУВСТВА ОБИДЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Одной из важных составляющих личности, непосредственно влияющих на ее развитие является эмоциональное состояние. Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции регулируют деятельность индивида; практически все эмоциональные состояния отражаются на поведении личности [3]. Поэтому важно уделять особое внимание эмоциональному фону, чтобы обеспечить полноценное развитие человека. В связи с этим обратим внимание на этап становления эмоциональных реакций, а именно на младший школьный возраст. Данный этап начинается с кризиса семи лет, и поэтому, по мнению многих ученых (Л.И. Божович, В.В. Ковалева, А.Н. Лука, В.С. Мухиной, П.М. Якобсона), он является наиболее «эмоционально насыщенным». У младшего школьника появляется способность подавления нежелательных эмоциональных реакций, при этом преобладают отрицательные черты в отношении к самому себе (Д.И. Фельдштейн). И как следствие, отрицательный эмоциональный фон может присутствовать достаточно часто, влияя на психологическое здоровье ребенка. Еще Л.С. Выготский указывал на то, что развитие познавательной деятельности у детей связано с динамично изменяющейся эмоциональной сферой. Несформированность или нарушение эмоциональных качеств оказывает отрицательное влияние на развитие личности.

Остановимся на одном из проявлений эмоций – чувстве обиды. Обида это естественная психологическая реакция, различного характера (скрытого, демонстративного), оказывающая воздействие на другого индивида (манипуляция), возникающая в результате несоответствия ожиданий и реальности. В основе ощущения обиды лежит фрустрация – обман, тщетное ожидание, расстройство. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности, а частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения [4].

Важной характеристикой чувства обиды является эмоциональный компонент (реакция на ситуацию обиды). Его проявление зависит от ожиданий человека, самооценки, самоуважения, а также от гибкости мышления, т.к. эмоции связаны с ходом мыслей. Для выявления уровня сформированности оценки себя младшими школьниками (эмоционально оценочный компонент) нами были выбраны следующие проективные методики: методика «Лесенка», методика М. Розенберга, тест на гибкость – ригидность, методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, методика незаконченных предложений.

Анализ результатов показал, что большинство детей имеют адекватную самооценку (45,7%), завышенная свойственна 40%. В наименьшей степени присуща заниженная самооценка (у 11,4% детей). Резко заниженная самооценка характерна для 2,9% детей (только мальчики). При заниженной самооценке человек болезненно реагирует на любые высказывания в свой адрес, зависит от мнения других – данный вид реакции может встретиться у 14,3% опрошенных. Другие 40% реагируют нетерпимостью к малейшим замечаниям. Смещение самооценки в ту или иную сторону способствует возникновению чувства обиды, ее закреплению.

Таким образом, больше половины младших школьников (54,3%), участвующих в эксперименте, подвержены уязвимости чувству обиды, закреплению ее в характере, и как следствие, развитию обидчивости.

Так же большей части детей (77%) присущ второй уровень самоуважения, для которого характерно: преобладание самоуважения, адекватная оценка себя, иногда возможно затянутое «самобичевание», вследствие чего проявляется неспособность быстро реагировать и корректировать свои «недостатки». Среди девочек со вторым уровнем развития 93,3% детей (от общего количества девочек). Мальчиков с данным уровнем 65% детей (от общего количества мальчиков). У 20% младших школьников выявлен третий уровень развития самоуважения. Это говорит о том, что школьники балансируют между самоуважением и самоунижением, при успехах самоуважение значительно повышается, при неудачах самооценка понижается; мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону. Среди мальчиков с третьим уровнем развития 30% детей (от общего числа мальчиков), среди девочек 6,6% детей (от общего числа девочек).

Результаты теста на ригидность, от уровня которой зависит способность к перестройке запланированных действий, ожиданий, имеют достаточно низкий уровень достоверности (высокий уровень – 2,9% детей, средний – 14,3% детей). Повышенный уровень ригидности присущ 34% детей, средний уровень у 11,4% детей, 17% учащихся имеют противоречивый характер и излишне внушаемы, и 37% детей пытались представить себя лучше, чем есть на самом деле, их результаты признаны не действительными. Данный феномен объясним особенностями младшего школьного возраста – дети сильно ориентированы на успех, стремятся выделиться среди сверстников. Так может оказывать влияние воспитание в семье, тип установленных взаимоотношений.

Среди девочек повышенный уровень ригидности имеют 26,6% детей, средний – 13,3% детей, и пытались представить себя лучше, чем есть на самом деле 60% детей. Девочки в большей степени (в три раза чаще, чем мальчики), хотят, чтобы о них думали лучше, чем есть на самом деле. Причинами этого может служить воспитательный процесс, влияние средств массовой информации, биологические особенности.

Среди мальчиков 40% детей имеют повышенный уровень ригидности, средний – 10% школьников, 30% детей имеют противоречивый характер и излишне внушаемы, и 20% учащихся пытались представить себя лучше, чем есть на самом деле. Для мальчиков повышенная ригидность свойственна в большей степени, а так же, как показал тест, они излишне внушаемы. Данная особенность может быть связанная с типом мышления, характером воспитательного процесса.

Ригидность способствует возникновению чувства обиды, т.к. таким людям присущи определенные, устойчивые ожидания от партнера по общению, а, следовательно, он не должен вести себя не соответствуя представлениям другого человека. Это способствует более частому, болезненному, длительному переживанию чувства обиды.

Анализ результатов методики Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Шкалы обидчивости и мстительности» показал, что на высоком уровне преобладает склонность к проявлению чувства обиды (31%), склонность к мстительности практически в два раза меньше (17%). Данный феномен объясним сензитивностью младшего школьного возраста к чувству обиды. Низкая степень склонности к возникновению чувства обиды у 23% детей, средняя степень – у 46% учащихся, высокая у 31% детей.

Склонность к обиде у девочек на низком уровне у 40% младших школьников, на среднем – у 47% детей и на высоком – у 13% учащихся. Склонность к мстительности у девочек на низком уровне у 47% детей, на среднем уровне – у 53% детей, высокий уровень отсутствует.

У мальчиков склонность к обиде на низком уровне у 10% школьников, на среднем – у 45% детей, на высоком – у 45% детей. Склонность к мстительности у мальчиков на низком уровне у 35% учащихся, на среднем – у 35% детей, на высоком – у 30% детей.

Вышеуказанные показатели свидетельствуют о том, что младший школьный возраст является сензитивным к переживанию и проявлению чувства обиды. Данное чувство беспокоит детей, причиняет боль. В большей степени дискомфорт испытывают мальчики, они более склонны к проявлению агрессии и мстительности. Таким образом, происходит некое застревание на чувстве обиды, что способствует закреплению ее в привычку. Это связано, как уже говорилось выше, с воспитательным процессом детей и влиянием гендерных установок. Мальчиков учат быть мужественными, не плакать, быть сильными, что в дальнейшем сказывается на их эмоциональном состоянии.

При возникновении чувства обиды 45,7% детей испытывают сильные негативные чувства: боль, злость, болит сердце, «ужасно», «плохо»; 37%  детей – нейтральные (грусть, скуку, обиду, жалость). Еще 8,6% младших школьников в ситуации обиды считают виноватыми самих себя («вину», «что меня кто-то не любит»). У 6% школьников отсутствуют эмоциональные проявления при наступлении данного чувства. И 3% учащихся осознают, что их обида может кому-то не нравится.

При наступлении чувства обиды часть детей понимают свое состояние, могут его дифференцировать (74%). У других эти чувства менее дифференцированы, они смешанные: «грусть и скука», «обиду и хочу ломать» – 8,6%. Столько же (8,6%) детей не понимают, что они чувствуют в этот момент («ужасно», «плохо»), т.е. не дифференцируют свои чувства. Три процента (3%) детей описали свои чувства через поведенческий компонент («ничего не делаю»). То есть, почти четверть детей нуждаются в развитии эмоционального компонента чувства обиды: умения понимать и принимать свои чувства, управлять ими.

Почти треть детей – 31% – испытывают чувства адресованные обидчику («злость», «обиду»). Из них 3% проявляется с желанием внешней агрессии «хочу ломать». Две трети (63%) – это дети, которые обращают реакцию на себя, и она разная; в основном это грусть, скука и боль (37%), не понимают, что чувствуют («плохо», «ужасно») 8,6%, испытывают душевный дискомфорт (6%), у кого-то это вина (3%), жалость (3%), сильное душевное беспокойство (3%). И 6% испытывают нейтральные чувства («не буду обижаться», «ничего не делаю»).

На основании данных, полученных в результате проведенных методик, мы смогли определить уровень развития эмоционального компонента чувства обиды. Как уже было сказано, больше половины младших школьников (54,3%) подвержены уязвимости чувству обиды (проявлению, переживанию), закреплению ее характеру по причине завышенной (40%) или заниженной самооценки (14,3%). При заниженной самооценке человек болезненно реагирует на любые высказывания в свой адрес, зависит от мнения других; при завышенной – проявляется нетерпимость к малейшим замечаниям. Наиболее уязвимы и склонны к чувству обиды мальчики.

Уровень самоуважения можно считать достаточно развитым у большинства детей (77%). Пятая часть школьников часто переживают, испытают комплекс неполноценности (пониженного самоуважения), и их самооценка изменяется в зависимости от успехов в ту или иную сторону. Данная особенность проявляется в основном у мальчиков. При возникновении обиды, учащиеся испытывают сильные негативные чувства (45,7%), и находятся в подавленном состоянии (37%). При этом у большего числа детей (63%) реакция направлена на самого себя, другие (31%) испытывают чувства адресованные обидчику.

Результаты уровня ригидности, от которого зависит способность к перестройке запланированных действий, ожиданий, имеют достаточно низкий уровень достоверности. Тем не менее, прослеживается тенденция к повышенному уровню ригидности у третьей части детей (34%), что приводит к частым обидам, длительному переживанию, сложностям преодоления чувства обиды.

В ситуации обиды девочки больше склонны проявлять свое эмоциональное состояние (на среднем уровне). Почти пятая часть учащихся уходят в себя, глубоко переживая, и проявляют физическую агрессию по отношению к обидчику. Стремление причинить боль свойственно только мальчикам. Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что 63% младшим школьникам присущ средний уровень проявления эмоционального компонента, 31% учащихся – высокий уровень, что делает необходимой психологическую работу в направлении формирования адекватной самооценки, развитию гибкости мышления, коррекции эмоциональных реакций (оптимальные способы), развитию адекватных способов выплеска негативных эмоций.

Список литературы:

  1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997 – 575 с
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. – 350 с.
  3. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 582 с.
  4. Ольшанский Д. В. Обида. // Диалог. 1991. № 17. с. 11-13.
  5. Орлов Ю. М. Размышление обиды. – М.: Импринт – Гольфстрим. – 1997. – 40 с.
  6. Рыжов Д.М. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта // Среднее профессиональное образование. 2013. № 2. с. 29-31.
  7. Сокинина А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников // Начальная школа. 2013. № 6. с. 50-52.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЧУВСТВА ОБИДЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ» description=»В данной статье представлены результаты констатирующего эксперимента особенностей переживаемых эмоций при наступлении чувства обиды. Подведен итоговый уровень развития аффективного компонента в младшем школьном возрасте. Представлены гендерные различия эмоциональных переживаний при наступлении чувства обиды. Обозначено направление коррекционной работы. » author=»Новохатная Мария Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found