Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕАЛЬНОСТЬ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕАЛЬНОСТЬ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

По данным статистики РФ на сегодняшний день в России насчитывается 143,7 млн. человек, из них около 25 млн. детей в возрасте до 14 лет и около 40 млн. пенсионеров  [6].  При этом каждый год ситуация с рождаемостью и приростом населения не улучшается, к сожалению такая ситуация может быть экономически неблагоприятной и через несколько лет, пенсионный фонд России не чем будет пополнять так как работающего населения будет не достаточно. В чем основная причина такого положения дел? Прежде всего, ухудшающаяся обстановка с заболеваемостью детского населения, а также повышения уровня инвалидизации.

В настоящее время особую тревогу вызывает распространение туберкулеза по данным на 01.2014 г. в активной форме болеет около 6000 детей в возрасте до 17 лет, на первом месте по численности случаев находится Сибирский Федеральный округ около 2000 детей, тогда как в других округах эта цифра в два, три раза меньше [6].

Рост инвалидности среди детей растет неуклонно с каждым годом. В настоящее время насчитывается 580 тысяч детей в возрасте до 16 лет [6], однако эта цифра в реальности значительно выше, так как эти данные учитывают только детей получающих пенсию. Вместе с тем, дети воспитывающихся в государственных учреждениях, а это, к примеру, 251 дом ребенка по России, в семьях, которые не зарегистрировали детей в Пенсионном фонде, не учтены. Таким образом, по неофициальным данным число детей инвалидов может достигать до одного миллиона, тогда как в России в настоящее время насчитывается 14 млн. человек, имеющих инвалидность.

Процентное распределение детской инвалидности следующее: болезни нервной системы и органов чувств 50,45%; психические расстройства 31,2% из них 21,88% — умственная отсталость; врожденные аномалии развития – 18,2%. Отмечено, что ежегодно в России рождается около 2000 детей с диагнозом: синдром Дауна, на каждые 100000 детей один рождается с диагнозом: аутизм [6].

Сложная ситуация обстоит и с детской заболеваемостью, I группу здоровья (клинически здоровые дети) в детском саду в данный момент имеет всего 10-35% детей в зависимости от региона. Наибольшее число детей имеет  II и III группу здоровья, что говорит о том, что у детей есть проблемы со здоровьем. Это может и лишний вес, аллергические реакции, часто болеющие ОРЗ, также заболевания, имеющие хронический характер с периодическими обострениями и ремиссиями.

Причинами могут быть различные факторы из них – ухудшение экологической обстановки, сокращение двигательной активности вследствие гиподинамии, употребление запрещенных веществ и другие. По словам президента РФ Путина В.В.: «Сегодня мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями. Как отмечают специалисты, организация физического воспитания российских детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий тому назад».

Выход из сложившейся ситуации в контексте перечисленного один – поиск средств и методов физической культуры для воспитания гармонично развитой личности, начиная уже с дошкольного возраста. По данным минспорта РФ численность детей до 14 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 13382124 человек. Это почти 60% от всего детского населения России. По данным Кемеровостата в Кузбассе систематически занимается спортом и физической культурой 357 тысяч детей до 14 лет.

Безусловно прошедшая с грандиозным успехом сочинская Олимпиада, также способствовала приросту числа занимающихся в спортивные секции.

Эти обстоятельства в основном и спровоцировали волну спортизации нашего населения. Благодаря грамотной политике государства в этом отношении повсеместно открываются спортивные клубы, детские спортивные площадки, бассейны и другие спортивные объекты. Правительством поставлена задача — обеспечить доступность занятий физической культурой и спортом всех категорий населения.

Так, среди регионов Сибирского федерального округа Кемеровская область занимает 3-е место по количеству стадионов, плоскостных спортсооружений, спортзалов, бассейнов. Можно отметить, что в настоящее время в Кемеровской области  систему физической культуры и спорта представляет 2935 организаций.

На территории Кемеровской области действует 162 учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности, в которых занимается 93305 человек. Из них: в спортивных школах — 111 (75739 чел.), детско-юношеских клубов физической подготовки — 6 (5336 чел.), физкультурно-спортивных клубов — 247 (34956 чел.). Общий охват занимающихся несовершеннолетних детей в данных учреждениях составляет более 100.000 человек.

В области функционируют 5020 спортивных сооружения, обеспечивающих условия для привлечения к занятиям физической культурой и спортом детей и молодежь. Из них: стадионы с трибунами — 43 плоскостные спортивные сооружения — 2900, спортивные залы — 1336, дворцы спорта — 8, манежи легкоатлетические — 4, манежи футбольные — 1, плавательные бассейны — 58, лыжные базы — 112, сооружения для стрелковых видов спорта — 104, другие спортивные сооружения — 452.

На сегодняшний день в области зарегистрировано 48 федераций по видам спорта, таким как: бокса, карате, художественной и спортивной гимнастики, велоспорта, пауэрлифтинга, дзюдо, тенниса легкой атлетики, греко-римской борьбы и другие.

В системе дошкольного воспитания в настоящее время в связи с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» происходят перемены, безусловно затрагивающие и организацию процесса физического воспитания [8]. Каждым дошкольным образовательным учреждением разрабатывается на основе ФГОС основная образовательная программа, в части физической культуры результатом освоения программы должны стать знания, умения и навыки, обеспечивающие  реализацию образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье». При этом содержание области «Физическая культура» предусматривает решение таких задач как: развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта у детей; формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели: формирования культуры здоровья детей. Что подразумевает решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

По проведенному нами наблюдению выяснилось, что в большинстве своем в дошкольных учреждениях используют следующие три программы:

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2004;
  • «Физическая культура дошкольникам» Л.Д.Глазырина, 1994;
  • «Старт» Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, 1997.

Вместе с тем, считаем, что по данные программы морально устарели, особенно в связи с внедрением ФГОС. Анализ этих и других программ показал, что они в большинстве своем направлены на обучение двигательных действий, развитии физических способностей, формирование первичных знаний о здоровом образе жизни, что в современных условиях не может быть главенствующим направлением в организации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении. Также нами был замечен факт отсутствия, какой либо преемственности с программами начальной школы. Однако, как известно, в настоящее время активно идет работа по внедрению комплекса ГТО, начиная с 7 лет, с момента поступления детей в школу, к сожалению, зачастую дети оказываются не готовыми к тестированиям такого рода.

Примечательно, что в настоящее время набирает обороты инновационное направление, озвученное выше, спортизации физического воспитания детского населения [2].  Во многих школах России продолжается эксперимент по по замене уроков физической культуры уроками спортивной культуры.  Разработчиками данного направления являются В.К.Бальсевич и Л.И.Лубышева, которыми была еще многим 20 лет назад возможность и необходимость конверсии отдельных элементов спортивной тренировки в практику физического воспитания. Это направление в полной мере соотвтствует требованиям современности, когда на первое место необходимо ставить не обучение движениям и развитие физических способностей, хотя этого ни кто не отменял, и стоит применять это положение как само собой разумеющееся. Однако приоритетным должно стать формирование мотивационной основы к занятиям физической культуры.

Обращаясь к изложенной информации выше, понимаем, что в настоящее время спортивное движение в России набирает обороты. Так, в этом 2014 году по данным госкомспорта было набрано рекордное количество детей в спортивные секции. Видов спорта имеющих раннюю специализацию в настоящее время много: плавание, прыжки в воду, гимнастика спортивная и художественная, футбол, фигурное катание, теннис, спортивные танцы и другие. Благодаря тому, что многие спортивные школы, учитывая сложившуюся ситуацию с увеличением числа желающих заниматься, разработали программы общей физической подготовки с элементами вида спорта, что позволяет осуществлять набор детей на 1-2 года раньше, официально принятых возрастных норм.

Приведем пример. Одним из таких видов спорта можно назвать спортивную гимнастику, где по положению начинают принимать: мальчиков с 7-8 лет и 6-7 лет девочек. Вместе с тем, например в нашей спортивной школе, это СДЮСШОР №1 г. Кемерово, есть набор детей с 4-5 лет на программу общей физической подготовки с элементами спортивной гимнастики. Набор детей со столь юного возраста обусловлен, прежде всего,  потребность со стороны родителей, например набор в такую группу в этом учебном году составил – 260 детей. И с другой стороны позволяет тренерам отбирать в группу начальной подготовки уже из физически подготовленных детей. В связи с чем, актуальными становятся вопросы спортивного отбора детей для занятий спортивной гимнастикой, тем более, что в настоящее время значительно снизился возраст гимнастов, достигающих высоких спортивных результатов.

 В настоящее время в России активно внедряется программа «ДРОЗД» дети России здоровы и образованы [3]. Сущность данного спортивного движения также заключается в спортизации детского населения посредством привлечения элементов спортивной тренировки в практику физического воспитания в дошкольные учреждения. Так, цель данной выражается в формировании физического и духовного здоровья детей, образованности, приобщение к здоровому образу жизни, снижение уровня заболеваемости и т.д. Сущность программы «ДРОЗД» заключается в организации физкультурно-массовой и оздоровительной работы с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и учащимися начальной школы под руководством опытных тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ на базе образовательных учреждений. Были разработаны программы с использованием  элементов по видам спорта и общей физической подготовке (ОФП).

В частности в городе Ленинске-Кузнецком (Кемеровская область) на базе дошкольного учреждения и общеобразовательной школы были созданы секции по таким видам спорта как: спортивная гимнастика, лыжный спорт, карате кекусинкай и другим. С детьми, имеющими отклонения в здоровье, проводились занятия по ОФП. Результаты внедрения программы оказались внушительными. Во-первых, если до начала реализации программы в спортивных секциях занимались лишь 75 детей, что составляло 27% от общего числа детей одного дошкольного учреждения (старший дошкольный возраст) и школы (1-4 классы), то в настоящее время в спортивных секциях занимается 232 ребенка, что составляет 86 %. Во-вторых, результаты физической подготовки этих детей, значительно превосходят результаты их сверстников, не занимающихся физической культурой и спортом, что в принципе было предсказуемым. И, в-третьих, обеспечивается необходимая преемственность программ по физической культуре и спорту, что позволяет детям,  1-ом классе без особых затруднений сдать комплекс «Готов к труду и обороне» на достаточно высоком уровне [5].

Еще одна программа дополнительных занятий по физической культуре на основе фитнес-йоги для детей старшего дошкольного возраста показала хорошие результаты в плане психофизической подготовки детей к поступлению в школу. Автором данной статьи была разработана указанная выше программа и внедрена для апробации в дошкольное образовательное учреждение №135 г. Кемерово, общее количество участников 27 детей, средний возраст пять лет и семь месяцев на начало эксперимента. В ходе реализации программы нами было проведено тестирование отдельных показателей физической подготовленности и функционального состояния некоторых систем организма, приросты по всем тестам доказали эффективность ее использования в дошкольном учреждении.

Вместе с тем, очевидно, что солидной теоретико-методической базы в настоящее время пока не достаточно. По результатам исследования В.А.Аикина, Л.И.Аикиной [1] был определен рейтинг научных направлений исследований участников международного научного конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех». На первом месте «Методики спортивной тренировки»- количество докладов 25,5%, второе занимает «Студенческий спорт»- 10,1% и т.д. к сожалению, направление «физическое воспитание дошкольников занимает последнюю строчку 19 рейтинг из 19 – 0,4% докладов. Возникает противоречие, тогда как актуальных вопросов, связанных с организацией процесса физического воспитания дошкольников требующих решения в ближайшее время достаточное количество, а исследований в этой области практически не ведется. При этом значимость этих вопросов очень велика, так как известно, именно период дошкольного детства является основополагающим для формирования здоровой нации, крепкого физически дееспособного подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Аикин В.А., Аикина Л.И. Направления исследований участников XVIII международного конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Алматы, 1-4 октября 2014 г.) /Материалы Всероссийской конференции «Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии» 25-26 марта 2015 г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2015 С. 7-9.
  2. Бальсевич В. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В. К. Бальсевич, Г. Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6.
  3. ДРОЗД – некоммерческое партнерство Дети России здоровы и образованы [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б.м.], 2014 – . Режим доступа. – URL : https://нп-дрозд.рф/ (дата обращения 12.10.2014)
  4. Минникаева Н.В. Программа фитнес-йога как средство физической культуры личности старших дошкольников// Вестник КемГУ. — № 4 (60). Т.3 – Кемерово, 2014.
  5. Обсуждаем Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б.м.], 2014 – . Режим доступа. – URL : https:// (дата обращения 14.102014)
  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б.м.], 2014 – . Режим доступа. – URL:https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения 15.05.2015)
  7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б.м.], 2014 – . Режим доступа. – URL: (дата обращения 15.10.2014)
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б.м.], 2014 – . Режим доступа. – URL: (дата обращения 15.10.2014)[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕАЛЬНОСТЬ» description=»В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией процесса физического воспитания дошкольников. Проведен анализ программ по физическому воспитанию, доложены результаты собственных педагогических наблюдений и других научных изысканий. Обсуждается внедрение комплекса ГТО в систему образования, возможность соблюдения преемственности между дошкольным и начальным образованиям по всем позициям.» author=»Минникаева Наталья Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found