Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Войдя в третье тысячелетие, практически каждая  образовательная организация (ОО) пытается найти ответы на актуальные вопросы, связанные  с результативностью работы школы; с ее привлекательностью для обучающихся и их законных представителей; с методами и средствами определения  качества образования; с дефицитом кадровых ресурсов, способных к интеграции в школьные программы новых требований, предполагающих наличие гибких, индивидуальных, эффективных учебных планов; с обучением и переквалификацией преподавателей; с постоянным обновлением учебного и других материалов; с обеспечением доступа к новым информационным и коммуникационным технологиям и углублением международного сотрудничества.

В современной школе значимое место отведено обновлению целей общего образования и основным условиям их достижения. Одним из таких условий является необходимость проведения диагностического исследования качества образования и поиск путей перехода к новому качеству образования, основывающемуся на компетентностном подходе.

Существует множество подходов к понятию «качество образования». В  практикоориентированной монографии под качеством образования понимается «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующуя задача и направление деятельности внутришкольного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование». [23, с.23]

С.Б. Шишов и В.А. Кальней под термином «качество образования» понимают «степень удовлетворенности ожиданий различными участниками процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг». [26, c. 189]

В общем смысле качество образования — это интегральная характеристика системы образования, которая отражает степень соответствия между реально достигаемыми образовательными результатами и нормативными требованиями, личностными и социальными ожиданиями. Это характеристика образования, определяющаяся совокупностью свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей обучающегося, отвечающих интересам государства и общества. Понятие «качество образования» многоаспектно и относится как к результату, так и к процессу.

 Говоря о термине «качество образования» следует принимать во внимание то, что представления о качестве образования не являются константой и меняются в соответствии с изменениями фиксируемыми в государственных образовательных стандартах.

Согласно с федеральными образовательными государственными стандартами (ФГОС) для начальной школы (2009 г.), для средней школы (2011 г.) и для среднего (полного) общего образования (2012 г.) повышается уровень требований к организации обучения в предметной области «Филология», к которой относится предмет «Иностранный язык. Второй иностранный язык». Согласно ФГОСам предметные результаты «Иностранный язык. Второй иностранный язык» должны отражать:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомство с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
  • формирование и совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
  • достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

На сегодняшний день каждая ОО несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем вопрос  систематического контроля качества образования, в том числе и иноязычного, с целью его повышения становится крайне актуальным, появляется необходимость решения управленческих задач и возникает потребность в информации о действительных результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, на них влияющих. Для решения этих задач становится необходимым построение целостной системы мониторинга качества образования в каждой образовательной организации.

Мониторинг качества образования, в том числе иноязычного, осуществляется в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения  образовательного процесса в рамках ОО. Проведение мониторинга регламентировано Законом Российской Федерации «Об образовании», действующими правовыми и нормативными документами Министерства образования и науки РФ и Федеральными государственными образовательными стандартами. Под мониторингом образования в Законе «Об образовании» в ст. 97 п.3 понимается «систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Исследованию общих проблем определения качества образования в школе и его мониторинга посвящены работы B.C. Аванесова, В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Г.Г. Габдуллина, А.П. Егоршина, В.И. Зверевой, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, В.П. Панасюка, М.М. Поташника, А.И. Субетто, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, С.Е. Шишова, Е.А. Ямбург и др.

Особое внимание проблеме педагогического мониторинга качества иноязычного образования уделяется в исследованиях И.Л. Бим, Е.И. Пассова,  Н.Д. Гальсковой,  Е.С. Поллат, Е.Н. Солововой, Ф.Л. Ратнер и др.

Большинство исследователей рассматривает педагогический мониторинг как средство управления качеством образования. Так, например,                         П.И. Третьяков под термином «мониторинг» подразумевает метод исследования в рамках контрольно-диагностической деятельности. По мнению А.М. Майорова  «основная сфера практического применения мониторинга – это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности». [17, c. 8]

Под педагогическим мониторингом понимается форма организации, сбора, хранения, обработки  и распространения информации о педагогических системах, которая обеспечивает непрерывное слежение за их состоянием и дает возможность прогнозировать развитие педагогических систем.

Целью проведения мониторинга качества иноязычного образования в школе является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии качества иноязычного образования в образовательной организации и основных показателях, для осуществления оценки и прогнозирования стратегий развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению высокого качества образования.

Для достижения высокого качества образования в ОО решаются следующие задачи:

  • систематическое и всестороннее изучение состояния качества образовательного процесса по иностранному языку;
  • создание механизма мониторинговых исследований;
  • получение объективной и достоверной информации об организации, содержании, условиях и результатах образовательного процесса по иностранному языку;
  • координация деятельности всех субъектов мониторинга организации;
  • своевременное выявление изменений в процессе иноязычного образования и вызвавших их факторов.

Оценка качества иноязычного образования подразделена на оценки качества со стороны  внешней среды – т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренней оценки качества в самой системе образования.

Внешний мониторинг – предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса иноязычного образования независимыми комиссиями. Внешний мониторинг качества образования включает проведение государственной итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы (ОГЭ и ЕГЭ), а для Москвы еще диагностики учебных достижений обучающихся в соответствии с в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 15 июля 2014 года №164 р «О диагностике учебных достижений обучающихся образовательных организаций в 2014-2015 учебном году» и распоряжением Департамента образования города Москвы от 5 сентября 2014 года № 224 р «О внесении изменений в распоряжение Департамента образования города Москвы от 15 июля 2014 г. № 164», проводимых Московским центром качества образования.

Внутренний мониторинг в свою очередь нацелен на образовательный процесс. Организация внутреннего мониторинга иноязычного образования заключается в том, чтобы получить своевременную, полную и достоверную информацию для эффективного управления функционированием и развитием ОО. Систему внутреннего мониторинга качества иноязычного образования следует рассматривать как необходимый компонент в структуре управления организацией.

Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач:

  • систематическое отслеживание и анализ состояния системы иноязычного образования в ОО для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;
  • максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве иноязычного образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

        Система внутреннего мониторинга в ОО формируется на основе локальных актов организации, обеспечивающих нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации и города Москвы в сфере образования.

Структура и содержание мониторинга качества образования в конкретной ОО отражает ее специфику, однако существует ряд общих требований и правил к организации и осуществлению внутреннего мониторинга:

  • нормативно-правовая регламентация функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования предусматривает подготовку и утверждение локальных нормативных актов, устанавливающих содержание и порядок осуществления мониторинга;
  • положения о Системе внутреннего мониторинга качества образования ОО.

Внутренний мониторинг качества иноязычного образования следует рассматривать как совокупность основных технологических процессов, к числу которых относятся:

  • систематический сбор первичных данных о состоянии основных и обеспечивающих процессов деятельности ОО;
  • статистическая и аналитическая обработка собранных первичных данных, а также оформление результатов обработки;
  • предоставление информации о результатах обработки ее непосредственным потребителям в лице органов управления ОО для принятия необходимых решений в сфере их компетенции;
  • хранение ранее собранных первичных данных и результатов их обработки на бумажном и/или электронном носителе в установленные сроки, обеспечение доступности к указанной информации для лиц, которым предоставлено право доступа к ней.

        Мониторинг качества иноязычного образования в школах осуществляется по следующим трём направлениям:

  1. Качество образовательных результатов:
  • результаты обучения по иностранным языкам, включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики;
  • метапредметные результаты обучения, включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики;
  • достижения обучающихся на конкурсах, фестивалях, олимпиадах по иностранному языку;
  • удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.
  1. Качество реализации образовательного процесса:
  • основные образовательные программы по иностранным языкам, в соответствии требованиями ФГОС;
  • реализация учебных планов и рабочих программ по иностранным языкам, в соответствии требованиями ФГОС;
  • дополнительные образовательные программы, предлагаемые в соответствии с запросами социума;
  • качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
  • удовлетворённость обучающихся и родителей предоставляемыми услугами.
  1. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
  • материально-техническое обеспечение;
  • информационно-развивающая среда, включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение;
  • кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов)
  • документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития образовательного учреждения).

Качество знаний, умений и навыков, получаемых обучающихся с достаточной достоверностью можно выявить только путем длительного мониторинга, накопления и анализа результатов. Именно мониторинг в обучении иностранным языкам является наиболее действенным инструментом педагогического контроля, так как позволяет выявить не только  получаемые результаты, но и отражает динамику когнитивного и познавательного развития обучающихся, а также несет в себе огромный воспитательный и обучающий потенциал.

Список литературы:

  1. Алтынова Т.А., Доброскокина И.А. Практические рекомендации по организации контроля знаний студентов по дисциплине «Иностранный язык» // URL: https://festival.1september.ru:8080/articles/314539.
  2. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием.//Мир образования – 1996 — №2 – с. 31 – 36.
  3. Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой – 2012 — № 5 – с. 9 – 11.
  4. Боченков С.А. Анализ и интерпретация результатов ЕГЭ // Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика» – 2012 – №3 – с.9 – 34.
  5. Голуб Г.Б., Фишман И.С., Фишман Л.И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе//Вопросы образования – 2010 – № 3 – с. 102 – 114.
  6. Гудков А.Л., Устич В.И. О переходе на уровневую систему и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования// URL:https://www.klgtu.ru/ru/about/nms/urovn/index.php?phrase_id=437143.
  7. Днепров Э.Д. Образовательные стандарты: их истоки, смысл, значение. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ. — М., 2002.
  8. Знаменская О.В., Островерх О.С., Рябинина Л.А., Хасан Б.И. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников //Вопросы образования –2009 — №3 – с. 53 – 75.
  9. Иванов С.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Крутова О.Э.Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. – М.: АПК и ППРО, 2007.
  10. Ильенкова С.Д. Показатели качества образования // URL: https://www.elitarium.ru/2006/08/04/pokazateli_kachestva_obrazovanija.html.
  1. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. – М., 2005.
  2. Каспржак А.Г., Логинова О.Б., Поливанова К.Н. Стандарт образования: история разработки и итоги //Вопросы образования – 2004 – №3 – с. 24 – 43.
  3. Касьянова О. Педагогический мониторинг в работе учителя биологии// Биология в школе – 2000 — №3 – с. 33 – 36.
  4. Кукуев А.М. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом// Завуч – 2000 — №8 – с.10 – 22.
  5. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: «Университетская книга», 2004. С. 67.
  6. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – СПб.: Образование – культура, 1998.
  7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Интеллект-центр,2000. 352 с
  8. Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. – М.: МИРОС, 1995.
  9. Попов В.Г., Голубков П.В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании – 2000 — №2 – с. 30 – 33.
  10. Пояснительное письмо к ФГОСам // https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4102.
  11. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен//Педагогическое образование и наука – 2009 – №1 – с.4 – 11.
  12. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. – М., 2001.
  13. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие- Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
  14. ФГОС основного общего образования // www.standart.edu.ru
  15. Федеральный закон «Об образовании в РФ»// www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681
  16. Шишов Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.[schema type=»book» name=»МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» description=»В статье говорится об организации проведения мониторинга образовательного процесса по иностранным языкам, как механизма, способствующего контролю и повышению качества обучения иностранным языкам в образовательной организации.» author=»Рязанова Екатерина Ильинична» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found