Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения, осуществляемая различными субъектами, учреждениями, социальными институтами, несет в себе черты социального взаимодействия и партнерства.
Для организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения мы использовали метод моделирования с целью разработки ее модели на основе деятельностно-аксиологического подхода [7].
В современной педагогике выделяется множество различных подходов: аксиологический, деятельностный, комплексный, личностно-ориентированный, гуманистический, системный и др. Многие из представленных подходов нашли подтверждение своей эффективности в практической деятельности [6]. В контексте нашего исследования, для организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения, считаем необходимым дать обоснование деятельностно-аксиологическому подходу, который, по мнению Е.В. Киприяновой, позволит обеспечить интегративное содержательное, процессуальное единство деятельностной направленности и ценностной ориентированности образования [4, 5].
Опираясь на определение, предложенное Е.В. Киприяновой, мы рассматриваем деятельностно-аксиологический подход как методологический принцип, реализация которого позволяет формировать ценности здоровья и здорового образа жизни в процессе индивидуальной и групповой деятельности субъектов образовательного процесса.
На основе деятельностно-аксиологического подхода, нами была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения, которая состоит из целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного блоков, достигающая цель физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения через последовательное решение ее задач. При построении модели мы опирались на общий принцип организации физкультурно-оздоровительной деятельности, предполагающий более частные принципы целостного педагогического процесса, реализуемые при использовании деятельностно-аксиологического подхода.
Целевой блок модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности:
Целевой блок модели включает: совокупность целей и задач, направленных на упорядочение всего спектра влияний (физических, природных, психолого-педагогических, социальных) на обучающегося; принципов (сотрудничества, природосообразности, культуросообразности, ориентации на ценностные отношения, субъектности, моделирования взаимодействия, оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости).
Цель модели: осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.
Задачи модели:
- скоординировать усилия субъектов образовательного процесса при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности;
- согласовать процедуры физкультурно-оздоровительной деятельности и правила ее организации;
- согласовать взаимодействие социальных партнеров;
- обеспечить оказание помощи и поддержки субъектам образовательного процесса пропедевтические и по запросу.
Рис 1. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения на основе деятельностно-аксиологического подхода
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения на основе деятельностно-аксиологического подхода находит свое практическое выражение в определенных выше принципах модели:
- принцип гуманистической направленности;
- принцип культуросообразности;
- принцип субъектности;
- принцип моделирования взаимодействия;
- принцип природосообразности;
- принцип оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости;
- принцип ориентации на ценностные отношения;
- принцип преемственности, последовательности и систематичности;
- принцип сознательности и активности обучающихся;
- принцип сотрудничества.
Перечисленные цель, задачи и принципы физкультурно-оздоровительной деятельности реализуются в образовательном учреждении через определенное содержание и направление деятельности, которые представлены в содержательном блоке.
Содержательный блок модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности:
Содержательный блок модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя: оптимизацию двигательной активности обучающихся, укрепление здоровья, развитие психических и личностных качеств обучающихся, организация целенаправленной профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей, формирование представлений и ценностей здоровья и здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса.
Деятельностный блок модели:
В деятельностный блок модели включает физкультурно-оздоровительную деятельность в учебном процессе, внеучебной работе и в семье, осуществляемую с применением психолого-педагогических форм и методов средствами физической культуры.
ФОД в учебном процессе включает в себя:
- проведение основных и дополнительных уроков физической культуры;
- психологические тренинги, направленные на развитие личностных качеств (целеустремленность, экстраверсия, сообразительность, уверенность в себе, эмоциональная невозбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимистичность, самоконтроль, невозмутимость и др.) проводятся в образовательном учреждении штатным психологом один раз в месяц, с целью улучшить психоэмоциональное состояние детей и подростков ОУ, сформировать мотивацию к учебной деятельности, развить их коммуникативные качества и способствовать снятию коммуникативных барьеров между учениками и учителем, учеником и учеником, учениками и их родителями.
ФОД во внеучебной деятельности:
- проведения индивидуально-командных конкурсов с субъектами образовательного процесса;
- разработка и внедрение комплексов ЛФК с целью профилактики соматических заболеваний обучающихся в образовательном учреждении и дома;
- участия детей в городских, областных и всероссийских соревнованиях по различным видам спорта;
Проведение индивидуально-командных конкурсов с субъектами образовательного процесса позволяет: повысить двигательную активность не только обучающихся детей, но и их родителей и педагогов образовательного учреждения; обратить внимание родителей на собственное здоровье и необходимость активного образа жизни; снять коммуникативные барьеры между субъектами образовательной деятельности. Разработка и внедрение комплексов ЛФК позволяет родителям самостоятельно составить программу профилактики соматических заболеваний детей школьного возраста.
ФОД в семье:
- составление индивидуальной двигательной активности;
- соблюдение суточного режима и правил личной гигиены;
- рациональное и умеренное питание.
Организация в образовательном учреждении учебной и внеучебной деятельности способствует не только формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, устойчивой мотивации к учебной деятельности, но и формирует у обучающихся привычку к ежедневной двигательной активности.
Средства физической культуры:
- физические упражнения, направленные на развитие физических и личностных качеств;
- профилактика нарушений осанки, зрения, обмена веществ и плоскостопия;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические факторы.
Психолого-педагогические формы: учебная работа, внеурочные и внеклассные формы работы, общешкольные мероприятия, психологические тренинги, система домашних заданий, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и родителей в средствах массовой информации;
Психолого-педагогические методы: словесные методы, наглядные методы, практические методы, игровые методы, соревновательные методы, метод группового влияния.
Контрольно-оценочный блок модели:
Контрольно-оценочный блок модели необходим для комплексной оценки эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.
Целью разработанной нами системы оценивания физкультурно-оздоровительной деятельности является оценка ее эффективности на основе анализа процессуальных и содержательных характеристик с использованием критериально-оценочного аппарата с последующей разработкой плана корригирующих мероприятий для улучшения физической подготовленности и физического развития детей, укрепления здоровья обучающихся.
Поставленная задача достигается тем, что эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения оценивается на основании критериально-ориентированной диагностики условий, процесса и результата этой деятельности с использованием четырех критериев: критериев процесса (целевой и организационно-деятельностный) и критериев результата (ценностный и здоровьесберегающий). На их основе рассчитывается общая оценка уровня организации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении с помощью интегрального коэффициента физкультурно-оздоровительной деятельности I по формуле:
I = (Кцен + Кзд) – (Кцел + Код),
где Кцен – показатели ценностного критерия;
Кзд – показатели здоровьесберегающего критерия;
Кцел – показатели целевого критерия;
Код – показатели организационно-деятельностного критерия.
Чем выше эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, тем значение I ближе к нулю, т.е. суммарное значение показателей критериев процесса (Кцел, Код) должно соответствовать суммарному значению показателей результата (Кцен, Кзд).
Представленная комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения осуществляется в рамках входного и выходного контроля соответственно в начале и конце учебного года.
Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью реализуется в образовательном учреждении с помощью включения в каждый из перечисленных выше блоков модели компонентов структуры управления, позволяющей организовать физкультурно-оздоровительную деятельность через реализацию следующих функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Более подробно об управлении ФОД изложено во второй главе.
Таким образом, разработанная нами модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности на основе деятельностно-аксиологического подхода состоит из целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного блоков, достигающих цель физкультурно-оздоровительной деятельности через последовательное решение поставленных задач. Реализация модели физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения обеспечивается организационными условиями, такими как:
- реализация деятельностно-аксиологического подхода к физкультурно-оздоровительной деятельности;
- управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса;
- создание коммуникаций образовательного учреждения с социальными партнерами;
- комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемьев А. А. Физкультурно-оздоровительная работа в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / под ред. И. Л. Левиной. – Новокузнецк, 2007. – С. 103-109.
- Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / под ред. Э. М. Казина. Кемерово.: КРИПКиПРО, 2009. — 347 с.
- Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы): Разработки уроков: методическое пособие для учителей / под ред. Н. П. Абаскаловой. – Новосибирск: Лада, 2000. – 292 с.
- Киприянова Е. В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды в муниципальном лицее: автореф. дис… док. пед. наук. / Е. В. Киприянова. — Челябинск, 2009. – 40с.
- Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский.- Самара. : Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
- Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике [: монография / А. Г. Кузнецова.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с.
- Лапина О. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / О.А. Лапина. — М.: Академия, 2008. — 160 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» author=»Артемьев Антон Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]