Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В последнее время вопросам информатизации образования уделяется большое внимание. Так, с 2005 по 2008 года на территории России по инициативе Национального фондом подготовки кадров при поддержке Правительства РФ был успешно реализован федеральный проект «Информатизация системы образования» (ИСО). Основной целью проекта являлось содействие созданию условий для: информатизации школы, внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентации образовательной системы на вхождение в глобальное информационное общество.

Национальный проект «Образование» обеспечил подключение всех школ страны к сети Интернет. Благодаря грантовой политике, образовательные учреждения смогли приобрести учебное оборудование нового поколения, основанное на использовании ИКТ.

С 2011 года стартовал проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями», основная цель которого — обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Благодаря этим проектам в образовательных учреждениях созданы условия для создания информационной образовательной среды.

Проанализировать результаты проектов можно исходя из результатов анкетирования, проведенного среди наиболее успешных образовательных учреждений – победителей национального приоритетного проекта «Образование», которое удачно демонстрирует опыт внедрения ИКТ и использования ЦОР в свете политики информатизации образования [1].

Среди положительных изменений, произошедших благодаря внедрению ИКТ, участники анкетирования отметили расширение иллюстративного ряда и объема получаемой информации, преобразование компьютера в тестовую лабораторию с объективной оценкой, упрощенным контролем, экономией времени, смещение репродуктивной модели преподавания в сторону проектных и исследовательских методик, открытость и доступность конкурсов и олимпиад для обучающихся, изменение качества внеурочной деятельности, аккумуляция инструктивно-методического материала по управлению образовательным учреждением, упрощение мониторинга процесса и результатов образования обучающихся.

К отрицательным изменениям, связанным с внедрением  ИКТ, отнесены дополнительные расходы на создание и обслуживание локальных сетей, приобретение техники, дублирование электронных документов бумажным вариантом, психологический барьер у старшего поколения преподавателей,  смещение в сторону наглядной и звуковой информацию в ущерб содержанию в мультимедийных продуктах, сложности у обучающихся в анализе материала, утрата их коммуникативных навыков, рост временных затрат на поиск ценной информации в Интернете для качественной подготовки урокам и, как следствие, рост нагрузки на преподавателей.

Однако, следует отметить, что описанные трудности связаны с «перегибами», заключающимися в скорейшей или всеохватывающей информатизации образовательного учреждения, при котором процесс информатизации не был последовательным.

Проанализируем достоинства и недостатки внедрения в учебный процесс наиболее популярных средств ИКТ: мультимедийных презентаций, компьютерных тестов, электронных учебников, интерактивной доски, дистанционных образовательных технологий.

У термина презентация (от лат. praesento – передаю, вручаю или англ. present — представлять) два значения – широкое и узкое. В широком смысле слова презентация – это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентации – это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным) [2].

Проводя мониторинг эффективности использования презентаций, были определены положительные и отрицательные аспекты их применения, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Положительные и отрицательные аспекты применения презентаций

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

наглядность наличие нескольких параллельных потоков информации
наличие графических файлов, аудиофайлов, видеофайлов, флеш-анимаций в одном документе слишком быстрый темп чтения лекции и смены слайдов
четкая структура мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков

Учитывая данные аспекты, можно сформулировать следующие рекомендации при проведении уроков с применением мультимедийной презентации:

  • четко выделять те фрагменты учебного материала, конспектирование которых не требуется;
  • обращать внимание на случаи, когда приводится два варианта формулировки: словесная (более привычная для большинства учащихся) и буквенно-символическая, предназначенная для конспектирования;
  • использовать гиперссылки для напоминания формул, формулировок теорем и др.;
  • сочетать использование презентаций с традиционной работой с доской;
  • вовлекать обучаемых в активную совместную деятельность, в частности, стимулировать смелые предположения, включая совершение ошибок, их поиск, анализ;
  • постепенно увеличивать долю самостоятельной работы обучаемых, по возможности воспроизводя слайды для подтверждения сделанных ими предположений;
  • широко использовать вопросно-ответную форму общения [2].

Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной системы образования. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе педагог — ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот метод очень популярен и актуален. Программным обеспечением служат тестовые оболочки.

Проводя мониторинг эффективности использования педагогического компьютерного тестирования, были определены положительные и отрицательные стороны его применения, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2

Положительные и отрицательные стороны применения педагогического компьютерного тестирования

Положительные стороны Отрицательные стороны
оперативность возможность ответить наугад
объективность «натаскивание»
охват всей аудитории не способствует развитию устной и письменной речи
мотивация для подготовки к каждому занятию отсутствие возможности изложить свои знания в словесной форме

Исходя из вышеизложенного, можно рекомендовать при проведении уроков с применением компьютерного тестирования следующее:

  • для текущего контроля время тестирования не должно превышать 15-30 минут, для итогового – 45 минут (для изучения одного вопроса и ответа на него учащемуся хватает времени, равного 0,5–1 минуты);
  • по каждой теме учебного курса должно быть не менее 10–15 вопросов, максимальное число заданий итогового теста не должно превышать 50–60 контрольных вопросов, а тесты по отдельным темам– 20 или 25 вопросов;
  • широкая вариативность заданий и ответов на них помогают организовать более эффективный контроль знаний обучаемых (вариантов теста не менее 4) [2].

Электронный учебник – самостоятельное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, официально утвержденное в качестве данного вида издания, обладающее графическим или аудио-графическим представлением информации с помощью презентационных систем.

Проводя мониторинг эффективности использования электронных учебников, выявлены положительные и отрицательные стороны их применения, которые отражены в таблице 3.

Таблица 3

Положительные и отрицательные стороны применения электронных учебников

Положительные стороны Отрицательные стороны
обучение в индивидуальном темпе, доступность отсутствие очного общения с преподавателем
большой объем разноуровневой информации отсутствие практических навыков
технологичность наличия целого ряда индивидуально-психологических условий

Сформулируем следующие рекомендации:

  1. Для организации полноценного учебного процесса необходимо обеспечить учащемуся возможность доступа к электронному учебнику в наиболее удобное для него время, желательно, чтобы учебник у него находился дома.
  2. За один раз рекомендуется проводить за работой с электронным учебником не более 1,5 часов.
  3. Работа с комплексом материалов должна строиться по стратегии последовательного овладения темами курса (не предполагается переход к следующим темам, минуя предыдущие):
  • первичное чтение одного параграфа темы без использования гиперссылок, расположенных в данной теме;
  • повторное чтение этого же параграфа темы с фиксированием наиболее значительных по содержанию частей с использованием переходов по гиперссылкам;
  • проработка материала, доступного по гиперссылкам данного параграфа (терминологический словарь, словарь персоналий) [2].

Некоторые педагоги используют в практике возможности электронных учебников и энциклопедий, входящих в состав медиатеки, которая представляет собой центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения, в котором специальным образом организованы условия, активно способствующие формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, повышению профессиональной квалификации; создание собственных средств информации, участие в телекоммуникационных проектах.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор [1].

Исходя из мониторинга применения интерактивной доски в образовательном процессе, можно определить следующие положительные и отрицательные стороны ее применения, которые отражены в таблице 4.

Таблица 4

Положительные и отрицательные стороны применения интерактивной доски

Положительные стороны

Отрицательные стороны

сохраняется «стенограмма» урока сбивается калибровка
разнообразие форм работы с учебным материалом тень
много встроенных функций,  инструментов, заготовок требует навыка работы
отсутствие меловой пыли усталость

 

Для того, что повысить эффективность использования интерактивной доски, необходимо соблюдение следующих рекомендаций:

  1. Повышение ИКТ-компетентности педагогов по формированию навыков работы с сенсорным экраном интерактивной доски, а также для качественной подготовки презентаций.
  2. Наличие гиперссылок внутри презентации для более динамичности и эффективности урока
  3. Комбинирование видов деятельности: работа как с самой интерактивной доской, так и с обычной.
  4. Зеленый фон интерактивной доски позволяет избегать зрительного напряжения.

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].

Анализ применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе позволил обозначить положительные и отрицательные сторон их использования (таблица 5).

Таблица 5

Положительные и отрицательные стороны использования дистанционных образовательных технологий

Положительные стороны

Отрицательные стороны

индивидуальный темп необходима мотивация
удобство в планировании времени и места отсутствие личного контакта
разнообразие и большой объем доступных информационных ресурсов
охват всех участников системы ДО отсутствие практических навыков
актуальность для молодого поколения

Для устранения отрицательных аспектов применения дистанционных образовательных технологий необходимо соблюдение следующих рекомендаций:

  1. Совмещать дистанционную форму с очным общением.
  2. Использовать рейтинговую систему оценивания.
  3. Использовать в материале различные формы информации.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что недостатки в использовании ИКТ легко устраняются умелой методической работой преподавателя и полностью зависят от его ИКТ-компетентности.

Список литературы:

  1. Марфутенко Т.А. Информационные технологии в образовании: Методические рекомендации для преподавателей по организации процесса обучения. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. – 68 с.
  2. Романко О.Н., Марфутенко Т.А. Медиаобразовательные технологии в преподавании дисциплин математического цикла в образовательных учреждениях. Материалы II Международной научно-практической Интернет-конференции «Современные образовательные технологии и методики: актуальные вопросы теории и практики». Избранное / Под ред. Л.А. Трусовой, В.И. Новикова. – Чехов, ЦОиНК, ООО «Студия полиграфии», 2013. – С. 83-87[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» author=»Марфутенко Татьяна Антоновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found