Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В соответствии с требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС) школьного образования иностранный язык стал обязательным предметом начальной школы. В основной школе добавляется второй иностранный язык. Поэтому сегодня значительно повысился интерес к языковому образованию детей дошкольного возраста, которое в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в учреждениях дополнительного образования детейначинается, как правило, в 5-6 лет. В современных условиях многоязычия, поликультурности, вариативности, многообразия методов и технологий обучения, большого количества отечественных и зарубежных пособий для детей встает вопрос о выборе ведущего метода обучения дошкольников иностранным языкам. Личностно ориентированная парадигма современного образования провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей и связывает цели образования с  созиданием духовно-нравственной личности. Этим требованиям соответствует личностно-деятельностный метод, который определяет стратегию обучения и воспитания: развитие личности ребенка в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке, готовой и способной интегрироваться в европейское и мировое пространство.

Под методами обучения иностранным языкам (ИЯ) Н.Д.Гальскова и З.Н.Никитенко понимают «совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом, в процессе которой последними достигается определенный уровень владения ИЯ и оказывается существенное развивающее воздействие на личность обучаемого, на его способности и готовность пользоваться изучаемым языком как средством социального взаимодействия и взаимопонимания с представителями иной культуры» [2, c. 141]. То есть, методыобучения ИЯ направленыне только на овладение иностранным языком, но и на развитие личности обучаемого, которое предполагает «наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего  потенциала возможностей» [1,c. 10]. Каким образом происходит развитие личности ребенка в соответствии с личностно-деятельностным методом?

Личностно-деятельностный метод отражает требования личностно ориентированного образования, которое пришло на смену знаниево центрированного. При знаниево центрированном подходе учитель выступает старшим по отношению к ребенку и диктует ему свои установки через передачу/усвоение знаний, отработку навыков и умений, а вся его деятельность направлена на выполнение программы путем организации учебно-воспитательного процесса. При личностно ориентированном обучении на смену учебно-воспитательного процессу приходит  образовательный, при котором на первом месте выступает личность ребенка, а учитель является равноправным партнером по общению и совместной деятельности, оказывающим поддержку и стимулирующим процесс познания [3, с. 13].

Личностно-деятельностный метод в обучении дошкольников иностранному языку базируется на личностном и деятельностном подходах, которые определяют общие ориентиры развития личности в деятельности.

Идеи личностного подхода начали разрабатываться в нашей стране с начала

80-х годов. Были предложены два направления: личностный подход (Г.В. Селевко, Н.К. Тихомиров) и личностно-ориентированный(Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). В 60-е годы ХХ века представителями американской гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс) был предложен личностно-центрированный подход, при котором ребенок должен развиваться свободно, ничто не должно сковывать его желания и волю, никто не может навязатьему свое мнение или принудить к действию.[3, c. 24].В начале 90-х годов был разработан личностно-деятельностный подход, где личность рассматривается как субъект деятельности, котораясама определяет характер этой деятельности и общения. При реализации личностного подхода взрослые (педагоги и родители) должны  выстраивать отношения с детьми на основе принципов равенства, диалогизма, партнерства, демократии, целостности развития, реформации и суверенитета.Деятельностный подход во всех работахпредставлен в рамках учебной или учебно-познавательной деятельности. Он предполагает создание условий для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и организацию процесса общения на иностранном языке[3, c. 31). Личностный и деятельностный подходы ориентированы на развитие личности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке и обеспечивают развитие познавательной активности, самостоятельности, стремления к успеху и уверенности в собственных силах [3, c. 41].

Личностно-деятельностный метод обучения задает ориентиры на созидание образа «человека-деятеля», готового к свободному выбору и творчеству, принятию ответственных решений, способного обеспечить устойчивое развитие общества» [3, с. 15]. Начинать формировать этот образ нужно еще в дошкольном возрасте.

Чтобы создать условия для созидания человека-деятеля необходимо знать особенности и закономерности развития современных детей, которые отличаются от детей прошлого столетия. Д. И. Фельдштейн, обозначил круг изменений у современных детей и подростков [5]. Мы выделили те из них, которые относятся к детям дошкольного возраста:

  • Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
  • Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
  • Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
  • Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
  • Недостаточная сформированность мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста.
  • Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
  • Рост «экранной» зависимости.
  • Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
  • Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

Вместе с тем  современные дети обладают уникальными способностями. Они обладают системно-смысловым сознанием. Их интересует не причинно-следственная зависимость объектов и явлений («Почему?»), а смысл поступков и действий («Зачем?»). Н.А.Горлова, специалист в области раннего языкового образования, выделяет следующие особенности современных детей, которые должен знать каждый учитель иностранного языка:

  • В сознании современных детей преобладает смысловая сфера, т.е. если они понимают смысл поступков и действий, они будут их выполнять, если нет – откажутся, выражая протест, вплоть до агрессии.
  • Современные дети отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью, которые негативно сказываются на концентрации и сосредоточенности внимания, усидчивости и терпении.
  • У современных детей повышенная потребность к восприятию информации: они способны воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени.
  • У них повышенная тревожность и агрессия, поэтому взрослым необходимо владеть способами организации эмоционально-личностного общения и совместной деятельности, преобразуя детскую агрессию в положительную созидательную энергию.
  • Они настойчивы и требовательны, обладают врожденным стремлением к самореализации и требуют к себе повышенного внимания [3, c. 18-21].

Человек-деятель может развиваться только в условиях деятельности. Применительно к обучению иностранным языкам деятельность – это «процесс, мотивированный и ориентированный на достижение предполагаемого результата» [2, c. 36]. Главные составляющие любой деятельности: мотив — цель (задачи) –условия – средства – процесс – результат. При обучении общению на иностранном языке наиболее оптимальным является  сочетание познавательного мотива и коммуникативной цели. На начальном этапе это сочетание следует дополнять игровыми мотивами. У дошкольников должна доминировать коммуникативно-познавательная мотивация. Н.А.Горлова считает, что ведущей деятельностью при обучении современных дошкольников является  познавательная, которая определяет ведущие мотивы учащихся, их желание и стремление к познанию окружающего мира, себя, друг друга в процессе общения и взаимодействия [2, c. 211]. Важное место в методике обучения иностранным языкам дошкольников  занимает организация игровой деятельности, которая является средством развития речевой деятельности. Игра, введенная в учебный процесс, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Она помогает учителю иностранного языка вовлечь в учебный процесс каждого ребенка и превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое детьми занятие. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка, а атмосфера увлеченности и радости позволяет ему преодолеть стеснительность и легче усваивать языковой материал [4]. У детей активизируется эмоциональная сфера, подключается эмоциональная память и творческое мышление, что позволяет более прочно усваивать иностранный язык [2, с. 326].

Игровая деятельность несет в себе большой развивающий потенциал и выполняет различные функции:

  • стимулирующая функция (инициирует познавательный интерес и повышает активность, порождает эмоциональные переживания и обеспечивает развитие игрового мотива и мотивационной сферы личности);
  • коммуникативная функция (порождение желания общаться и взаимодействовать);
  • организационная функция (помогает планировать, координировать, согласовывать действия, выполнять условия и правила игры, проявлять активность и самостоятельность);
  • социализирующая функция (способствует развитию межличностных отношений на основе сотрудничества и соперничества);
  • суггестопедическая функция или функция «эмоциональной разрядки» (позволяет расслабиться, переключиться и снять напряжение);
  • рефлексивная функция (обеспечивает механизм обратной связи, развивает самосознание и самооценку детей) [2, c.237].

Учитывая особенности возраста и условия обучения  можно выбирать наиболее значимые функции. Так на начальном этапе обучения старших дошкольников следует направить усилия на реализацию  стимулирующей и коммуникативной функции игровой деятельности.

Таким образом, личностно-ориентированный метод:

  • отражает требования личностно ориентированного образования, при котором на первом месте выступает личность ребенка, а учитель является равноправным партнером по общению и совместной деятельности;
  • базируется на личностном и деятельностном подходах;
  • задает ориентиры на созидание образа «человека-деятеля»;
  • требует знаний особенностей и закономерностей развития современных детей;
  • реализуется в познавательной и игровой деятельности дошкольников.

 

Литература:

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студ. сред и высш. пед.учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
  2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.- 240 с.
  3. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьнико и подростков. Теоретические основs: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
  4. Петричук, И. И. Еще раз об игре // Педагогика. — 2007. — № 7. — С. 55–60.
  5. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20–32.[schema type=»book» name=»ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ» description=»Личностно-деятельностный метод рассматривается в статье как ведущий метод обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста. Он отражает требования личностно ориентированного образования, которое пришло на смену знаниево центрированного. В статье дается краткая характеристика подходов, на которых базируется этот метод. Автор статьи обращает внимание на особенности и закономерности развития современных дошкольников, которые необходимо учитывать при их обучении иностранному языку. » author=»Машинистова Наталья Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found