Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.
ФГОС задает следующий результат образования на выходе из начальной школы:«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять [4, с.15] оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.
В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). [2, с.15] Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством « сколь угодно чуткого взрослого», а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
По этому, новая модель учебного процесса предполагает активную деятельность учащихся, которая реализуется в групповой форме работы.
В процессе групповой работы, необходимо учитывать учителю:
— нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
-.следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
-.групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
-.нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
-.нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Анализ ФГОС., методической литературы различных авторов определил этапы формирования навыков групповой формы работы со школьниками в формировании познавательной активности.
На первом этапе- формировать мотивацию, совершенствование межличностных отношений в классе; втором этапе- развивать навыки самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач; третьем этапе- учить выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его; четвертый этап- развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.) Этапы формирования познавательной активности через групповую форму работы определили траекторию образовательного процесса, которые отражены в рекомендациях (см. рис.1)
Этапы групповой работы
№ |
Этап |
Цель |
Мотивация к деятельности | Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | |
Постановка учебной задачи | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения | |
Первичное закрепление | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму | |
Итог занятий. Рефлексия деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения |
(рис.1)
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. В связи с этим определилась иерархия организации групповой формы работы в образовательном процессе, по степени сложности и самостоятельности учеников в процессе групповой формы.
Список использованной литературы:
1.Урзаева Л. Формирование коммуникативных навыков в процессе групповой работы на уроках математики в начальной школе// Инновации в образовании- путь к профессионализму будущего педагога.-2014-71с.
2.А.В.Кирсанова Опыт группового взаимодействия педагога в детском объединении // Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для системы образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1» (г.Пермь,22-23 октября 2009г.)/ главный редактор С.В.Красных, ответственный редактор М.Л.Катаева, Пермский педагогический колледж, Пермь: 2009-191с.
3.Конспект урока математики для 2 класса тема: Уравнения. (в собственной разработке)
4.ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[schema type=»book» name=» К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.» description=»модель учебного процесса предполагает активную деятельность учащихся, которая реализуется в групповой форме работы.» author=»Красноперова Анастасия Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]