С быстрым развитием науки и техники, различных современных средств связи и транспорта, картины глобальной экономической интеграции, межкультурное общение становится все более актуальным, чем раньше. Успешнаямежкультурная коммуникация требует от студентов овладения не толькоязыковыми навыками, но и межкультурной компетентностью. Целью обучения иностранному языку становится обучение учащихся с целью формирования способности к практическому применению языковых навыков, а также развитиемежкультурной компетентности студентов в процессе обучения.
Согласно Ракотомена М., межкультурная компетентность представляет собой набор компетенций, необходимых для успешного взаимодействия группы лиц из разных культур:
- знания о культуре в целом, собственной культуре и культуре других стран, в частности;
- способности: поведение, адаптация, управление конфликтом, переговорные возможности;
- компетенции: гибкость, объективность, интеллект, эмпатия, взаимозависимость, оптимизм,толерантность;
- психологические и эмоциональные ресурсы: мотивация, управление стрессом[4, C. 668-691].
Тейлор (1994 ) считает, что межкультурная компетентность — процесс, а не результат деятельности [5, С.389-408].
По мнению Садохина А.П., «межкультурная компетентность» представляет собой совокупность знаний, навыков и умений, при помощи которых индивид может успешно общаться с партнерами из других культур, как на обыденном, так и на профессиональном уровнях[1, С. 156-166].
Под влиянием традиционной педагогики преподавания учителя долгое время уделяли большее внимание аспекту грамматики и анализу предложений в процессе обучения чтению и игнорировали использование языка в реальных ситуациях и культуру данного языка, скрытого внутри текста. Все это приводило к неэффективности обучения чтения на иностранном языке. Обучающиеся претерпевают неудачи в процессе неформального межкультурного общения из-за нехватки практического опыта. Становится ясно, что необходимо уметь использовать иностранный язык в ситуациях реального общения, а это значит, развивать межкультурную компетентность в процессе обучения чтению особенно важно.
Чтение – это не односторонний и пассивный процесс получения информации, а активный и творческий вид речевой деятельности, в процессе которого читающие отбирают, классифицируют и обрабатывают полученную информацию. Это взаимодействие между читателем и текстом. Навыки чтения выражены в знании лексики, структуры языка, культурного фона, скорости текста. В процессе понимания прочитанного необходимо использовать фоновые знания для того, чтобы полностью понять содержание текста. Межкультурная компетентность проглядывается в чтении каждый раз, когда обучающийся начинает читать.
Учащийся может почувствовать отчужденность от людей, их культуры в процессе обучения иностранному языку, выполнения различного рода упражнений. Учителям следует использовать технологии, которые будут содействовать культурному взаимодействию. Им необходимо предпринять эффектное введение межкультурного компонента, выбираемого в соответствии с потребностями обучающихся и ситуациями, с которыми они сталкиваются.
В последние годы блог-технологии становятся важным инструментом в изучении иностранного языка, отвечающим вышеупомянутым требованиям. Блог – это сайт или онлайн-журнал, опубликованный во Всемирной паутине, для передачи информации и последующего ее обсуждения [3]. Блоги позволяют посетителям в интерактивном режиме оставлять комментарии и сообщения, а блогерам дается возможность давать персональные ответы. Большинство текстовых блогов также содержат изображения, видео, музыку, ссылки на другие блоги. Как правило, они посвящены конкретным областям, таким как изобразительное искусство, фотография, музыка и т.п.
Блог-технология обладает следующими дидактическими свойствами:
- публичность (блоги доступы всем участникам проекта, находящимся на расстоянии друг от друга);
- линейность (изменения и дополнения размещаются в хронологическом порядке);
- авторство и модерация (блогам присуще единоличное авторство, модерация блога осуществляется его автором);
- мультимедийность (возможность использования при создании контента блога материалов разного формата: текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала)[2, С. 115 – 127].
Но также блоги могут использоваться в образовательных целях.В процессе обучения чтению на иностранном языке использование блогов помогает лучше узнать культуру изучаемого языка. С помощью Интернета у учителей иностранных языков появляется возможность создать обучающую среду (блог), участниками которой могут стать представители разных культур, т.е. создать межкультурное общение с носителями языка. Перед ними ставится задача сравнить и проанализировать тексты аналогичного характера о культуре разных стран. В процессе их общения они могут задавать друг другу вопросы, писать ответы на родном языке, но читать полученную информацию на иностранном языке. Все это не только знакомит учащихся более подробно с культурой страны изучаемого языка, но и помогает понять значимость своей культуры.
Обучающие приобретают навыки реального общения, овладевают новой лексикой и грамматическими навыками в процессе чтения онлайн-материалов. Повышается грамотность и навыки критического мышления.
Использование блогов дает возможность овладеть иностранном языком, развивать навыки чтения, общаться с носителями языка, получать доступ к культуре страны изучаемого языка и аутентичным материалам.
Список литературы:
- Садохин А.П.Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации.Общественныенаукиисовременность.– 2008. — № 3. – С. 156-166.
- Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку. Язык и культура. – 2012. — № 4 (20). – С. 115 – 127.
- Blood, R. Weblogs: A history and perspective.Retrieved on November 17, 2012 fromhttps://www.rebeccablood.net/essays/weblog_history.html.
- Rakotomena, M., H.2005. Les ressourcesindividuelles pour la compétenceinterculturelleindividuelle. In Revue internationale sur le travail et la société. 2005. — № 2. — Volume 3. — 668-691р.р.
- Taylor, E. W. 1994. A Learning Model for Becoming InterculturallyCompetent. In International Journal of Intercultural Relations, Elsevier Science. – 1994. — № 3. — Vol. 18 — 389-408 р.р[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ» description=»Данная статья посвящена вопросу использования блог-технологий в обучении иностранных языков. Раскрывается понятие «блог» и его потенциал в формировании межкультурной компетентности в процессе обучения чтению.» author=»Пласкина Мария Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]