Федеральный государственный стандарт СПО ориентирует педагогический коллектив на необходимость смены традиционного педагогического понимания механизма построения процесса обучения, толчком которого служит не овладение усредненного для всех знания, а собственный запрос образовательной услуги через общение, рефлексию, творческое действие, замешанные на интересе «Я».. Эта деятельность характеризуется открытием себя и выражением себя с другими «Я». Введением обучаемого в ситуацию, побуждающему выбирать ценностные основания своего обучения, поиску смысла происходящего, рефлексии себя, т.е. выстраивания самого себя через запрос образовательной услуги в диалоге с преподавателями-тьюторами профессионального колледжа.
Ключевым вопросом в этом случае является вопрос- как это практически осуществить. Педагогический коллектив Новоуренгойского многопрофильного колледжа пришел к убеждению, что это возможно осуществить в режиме учебного диалога, содержанием которого является образовательная потребность — запрос обучающегося. Только через диалог можно вмешаться в смыслопоисковый процесс, т.к. диалог всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Данные положения заложены в основу общих компетенций ФГОС СПО.
Анализ процесса обучения в профессиональном колледже показывает, что студент большей частью овладевает не предметом своей будущей профессиональной деятельности, а его познавательно-информационным аспектом. В этом и вся сложность проблемы, что подготовка специалиста не может быть обеспечена какими-то логико-структурными преобразованиями в содержании предмета и лишь внедрением новых технологий обучения. Речь идет о формировании соответствующей установки у преподавателя, ведущего предмет и студента, об осознанном принятии ими новой позиции по отношению к предмету, к деятельности которые должны быть усвоены. Человек существует в постоянном внутреннем диалоге с самим собой, обсуждая внутренний опыт с самим собой, оформляет его в мыслительных конструкциях, поступках, высказываниях. В диалоге продуцируются процессы самопознания, которые имеют несколько уровней протекания: рефлексивное самопознание, познание самого себя, наконец, профессионально-значимым умениям обучающийся может быть обучен в диалоге с учителем, с другими обучающимися.
Каждый, кто попробовал себя как организатор учебного диалога, понял, что существуют определенные трудности его ведения. И каждый преподаватель уверен, что диалог действительно является методологическим средством образовательного маркетинга в случае его позиционирования в профессиональном колледже. Так как, каждый из педагогов, проживая диалоговую ситуацию, становится на ступеньку выше в профессиональном росте. Учебный диалог становится для педагогического коллектива тем методологическим основанием деятельности, которое обеспечивает личностный рост всех субъектов образовательного пространства через формирование у них общих компетенций. И это благодаря тому, что рождается новое пространство образования — образовательный маркетинг, которое невозможно без сотрудничества и со-творчества.
Движению к проблеме ведения диалога должно предшествовать проектирование деятельности саморазвития обучающегося. Проектирование определялось как «проживание» того, что должно быть. Фактически в этом определении подчёркивалось два момента: идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо необходимого в будущем».
Первая часть понимания – это определение, что сегодня образование «есть, прежде всего, история и путь становления собственно человеческого в человеке» во всех его дарах и обретениях. И в то же время способ утверждение каждым собственного образа, своего лица. В данном контексте образования обучение приобретает новое содержание, и потому в образовательном процессе обучения в его ЗУН-овском аспекте уже не может принята как достаточное. В каждой конкретной образовательной ситуации в зависимости от интересов и целей участников процесса имеет значение то, что развивает личность и индивидуальность. Это значит, что должно признаваться за каждым студентом право выбора собственного пути развития в профессиональном становлении через создание условий — заказа образовательной услуги.
Вторая часть нашего понимания – это организация деятельности – взаимообогащения. В данной части существует два вопроса. Первый вопрос – выяснение содержания понятия «совместность – взаимообогащение». Второй вопрос – практическая организация субъектов «поля» личностного становления.
Содержание первого вопроса предлагается в следующей связке: мышление > мыследеятельность > коллективная мыследеятельность > системо-мыследеятельность. Если расшифровать, то совместимость обучающихся и умение работать к команде это – взаимообогащение, которое есть:
- рефлексия собственного понимания;
- опредмечивание собственного «Я» («Я» – деятельность > мысль) и присвоение в себе понятий новой педагогики мыследеятельности;
- вступление в диалог (полилог) с субъектами мыследеятельности и «выращивания» собственного понимания;
- изучение проблемы в их взаимосвязи в системе, выявляя их общие системные качества – характеристики.
Второй вопрос, вопрос практической деятельности доказывает необходимость «выращивание» общности в этой связке мыследеятельности, где происходит процесс «очищения» себя от ЗУН-овской парадигмы образования и процесс присвоения ключевых понятий новой педагогики, таких как «новое содержание образования», «образование личности», «образовательный запрос личности».
Учебный диалог в первый год обучения в профессиональном колледже определен как общение между преподавателем, преподавателем-тьютором и учащимися, затем как условие рождения субъект — субъектных отношений, а теперь как глубинное общение. Если в первый год смысл учебного диалога представлялся как развитие мысли, как универсальной и всеобщий способ мышления», то теперь как методологическое средство организации « Запроса» и «Деятельности».
По внешней дидактической форме диалог напоминает проблемную ситуацию, имеет её необходимые атрибуты: противоречие, дефицит ориентировочных основ действия, информации, целостного представления о ситуации, но, с другой стороны, личностно-смысловой диалог не ставит целью «снятие» этой проблемности. Для личности важно уяснение коллизии и того, что возникшая перед ней проблема «достойна» быть человеческой неизменной проблемой. Таким образом, диалогическая ситуация характеризуется не только объективной проблемностью, но и значимостью самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта. Вести диалог – значит, приобщать других к своей проблеме. Отклик педагога на проблему обучающегося служит для последнего подтверждением её значимости, стимулом для образования нового смысла. Потребность в диалоге – духовная потребность человека и, как все потребности такого рода, является ненасыщенной. Отсюда принципиальная незавершённость диалога.
Внутренне же содержание диалога связано с диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самой собой. Обсуждая внутренний опыт с самой собой, личность оформляет его в мыслительных конструкциях, текстах, поступках, высказываниях, в общих компетенциях в целом.
В диалоге продуцируются процессы самопознания, которые имеют несколько уровней протекания: рефлексивное самопознание (чаще всего неорганизованное, спонтанное), познание себя «от другого» и, наконец, процесс самопознания способов организации деятельности, которым обучающийся обучён в диалоге с преподавателем.
Что же нужно, чтобы диалог состоялся? Чтобы две стороны проявили готовность искать «образовательную истину»? Прежде всего, необходим материал, проблема, которые бы побудили к этому. Объективно существующую проблему нужно представить в виде субъективно значимого вопроса. Диалог предполагает вопросы, задачи, проблемы, рассчитанные не столько на интерес к ним, сколько на интерес к личности, к которой они адресованы. Главная характеристика участника диалога – готовность к поиску смысла ценностей и коллизий, с которым он столкнулся в диалогической ситуации. Ведущей характеристикой ситуации такого общения выступает восприятие партнёра в его самозначимости, т. е. не как средство для чего-то, а как собственной цели общения
В логике этих рассуждений встала проблема в вопросе совершенствования методики и техники ведения диалога – уровень ведения диалога педагогом, переход от вопросно-ответной формы диалога к содержательному, смысловому диалогу. Весь вопрос в том, готов ли вести такой диалог сам преподаватель? От чего этот уровень зависит?
Коллектив профессионального колледжа, находясь в поиске ответа на этот вопрос, за эти годы осознал, что уровень ведения диалога состоит в интеллектуальном богатстве самого педагога, его собственном интересе и свободном владении на этой основе многообразием средств обеспечения основных образовательных процессов, ориентированных на личный запрос каждого студента. И такой опыт приходит лишь в постоянном общении-диалоге.
Список литературы:
- Слободчиков В. Новое образование как путь к новому обществу. Новые ценности образования. Кн. 5–м. Инноватор, 1996.-211с.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе // Психологические основы проектирования образования, автореф. докт. псих. н. М., 1994. -25с.
- Степанова В.Е. Учебный диалог как методологическая основа саморазвития // Учебный диалог – основа развития Мышления и Деятельности. Якутск, 2002.-4с.
- Степанова В.Е. Проектирование образовательного процесса или вхождение в мир новых ценностей образования // Проектирование собственного саморазвития. Якутск, 2000.-3с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / под. ред. В.В. Давыдова, 1981.-315с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Автореф. диссертация, докт. псих. н. М., 1993.-21с.
- Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика. М., 1993.-13с.[schema type=»book» name=»ДИАЛОГ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА» description=»В статье раскрывается использование в образовательном процессе профессионального колледжа диалога как средства образовательного маркетинга при формировании общих компетенций обучающихся. » author=»Клочков Александр Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]