Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: НОВЫЙ ЭТАП



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: НОВЫЙ ЭТАП // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Актуальность исследования определяется важностью повышения качества высшего образования. Одним из путей повышения качества высшего образования является децентрализация управления высшим образованием и расширение академический свобод вузов. Децентрализация высшего образования с  предоставлением вузам больших свобод и уменьшением контроля со стороны государства предполагается Болонским процессом, к которому Казахстан присоединился в марте 2010 года.  Автономия вузов относится «к одному из основополагающих принципов, проходящих через все документы Болонского процесса, начиная со Всеобщей хартии» [1]. В настоящее время высшая школа Казахстана находится на новом этапе развития, который предполагает переход к системе автономных вузов.

Проблемами казахстанского высшего образования занимаются многие ученые. Большой вклад в изучение этой области социальной сферы внесли такие отечественные ученые как А.А.Абишев, С.А.Абдыманапов, Е.Б.Аймагамбетов, Р.А.Алшанов, Е.М.Арын, Г.Н.Гамарник, Л.Я.Гуревич, Б.К.Дамитов, Т.О.Балыкбаев, Ш.М.Каланова, Н.К.Мамыров, К.Н.Нарибаев,  Г.М.Мутанов, А.К. Мынбаева.

Также, в  учебнике Г.К.Ахметовой, З.А.Исаевой  «Педагогика» предложены этапы развития высшего образования в период независимости Казахстана [2]: 1991 – 1994 гг. – становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования; 1995 – 1998 гг. – модернизация системы высшего образования, обновление её содержания; 1999 – 2000 гг. – децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования; 2001 г. – по настоящее время – стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.

Хотим заметить, что проблема периодизации истории образовательной системы является проблемой методологического порядка. Учеными выдвигались различные периоды и их временные отрезки, принципы и критерии периодизации. Однако прийти к единому мнению относительно периодизации образовательной системы ученым не удалось. Данный факт можно объяснить преждевременностью изучения периодизации [3].

Исследование конкретных историко-педагогических процессов дает возможность создания определенной периодизации. Следует помнить, что научная периодизация в любой исторической науке является не предпосылкой изучения истории, а результатом ее изучения.

 В русле нашего исследования основной задачей является определение этапов  децентрализации высшего образования в Казахстане. На основании анализа законодательно-нормативной базы, теории и практики отечественного высшего образования считаем возможным выделить 4 этапа:

1 этап (нач. 20 в. – 1990 г.) – этап централизованного управления образованием. Советский период развития народного образования характеризуется ярко выраженной централизованной системой управления образованием.

Высшим образованием в стране руководит Министерство высшего и среднего специального образования СССР, при котором создан Совет по высшей школе, разрабатывающий научно обоснованные рекомендации по улучшению учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы; по вопросам перспективного планирования подготовки специалистов, их распределения и использования; по повышению квалификации научно-педагогических кадров. Управление большинством вузов страны осуществляют министерства высшего и среднего специального образования союзных республик, а также отраслевые министерства и ведомства, в ведении которых они находятся. Каждое высшее учебное заведение имеет свой устав, разрабатываемый на основе Положения о высших учебных заведениях СССР и утверждаемый министерством или ведомством, а также правила внутреннего распорядка.

2 этап (1991 – 1998 гг.) – реформирование системы высшего  образования, становление законодательной и нормативной базы перехода к децентрализации, приватизация вузов.

На данном этапе в 1992 году был принят Закон РК «Об образовании». В нем среди принципов государственной политики в области образования  выделяется принцип «разнообразие учреждений образования по видам собственности» [4], позволяющий открывать частные вузы. Так, благодаря введению этого принципа открылся ряд частных университетов:  университет  «Туран» основан в 1992 году, университет «Кайнар» открыт в 1991 году, Казахский институт правоведения и международных отношений (КИПМО) создан в 1992 году.

Хотим подчеркнуть, что в данном законе акцентируется, что Правительство РК поддерживает создание негосударственных структур образования. При этом на частные вузы распространяются общеобязательные стандарты, определяющие необходимый минимальный уровень требований. Это означает, что академические свободы частных вузов ограничены общеобязательными стандартами, и мы можем говорить только о предпосылках к децентрализации высшего образования.

Среди свобод вузов как государственных, так и частных можно выделить  самостоятельность в организации учебного процесса, подборе и расстановке кадров, в решении финансово-хозяйственных вопросов. Все это говорит о том, что изначально вузы имеют некоторую свободу в организации учебно-воспитательного процесса.

В статье 17 названного закона говорится о возможности предоставления вузам статуса автономности. Так, в 1993 году Казахский государственный университет (КазГУ) имени аль-Фараби обрел статус автономного. Кстати, КазГУ был не первым высшим учебным заведением, обретшим автономию. Ранее в 1989 году первому в СССР предоставили автономию Джамбулскому гидромелиоративно-строительному институту, затем автономным стал МГУ им. М.В.Ломоносова. 14 сентября 1993 года Кабинетом министров Казахстана утверждается Положение  об аккредитации вузов и автономии вузов, однако, 7 мая 1996 года данное Положение было отменено. На данном примере мы можем видеть попытки децентрализации образования и в то же время усиление роли Правительства страны, Министерства образования.

Основными задачами второго этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования. Проводимые меры этого периода нашли законодательное закрепление в Законе РК «О высшем образовании» (1993 год).  В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан (Основные положения), который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров.

Важной составной частью реформирования высшего образования стало акционирование вузов. 23 декабря 1995 г. вышел Указ Президента РК «О приватизации», предусматривавший акционирование вузов. В первом полугодии 1997 г. было подписано постановление о разгосударствлении Карагандинского металлургического, Рудненского индустриального и Алма-Атинского технологического институтов, в 1997 г. в разряд негосударственных был переведен Алма-Атинский институт энергетики [5]. Позже были акционированы Казахская головная архитектурно-строительная академия, Казахская академия транспорта и коммуникаций и Академия гражданской авиации. К 2008 г. в Казахстане было 14 акционированных вузов.

В Положении «О высшем учебном заведении РК» от 1995 года отдельная глава посвящена вопросам академических свобод и автономности вузов. Согласно пункту 34 главы четвертой  Положения: «каждому субъекту научно-педагогической деятельности гарантируется право (в рамках единого государственного образовательного стандарта) выбора по своему усмотрению учебных курсов, метода и методик преподавания и обучения, задач научных исследований и средств их решения, а также свободного доступа к информации, необходимой для обеспечения учебного процесса и проведения научных исследований» [6].

Также, в пункте 36 главы четвертой отражено: «Международные вузы, созданные межправительственными договорами (соглашениями), государств-учредителей и управляемые межправительственными органами, обладают статусом автономного вуза». Так, в  1991 году Указом Президента Казахстана был учрежден Туркестанский государственный университет им. Хаджи Ахмеда Ясави, первый в нашей республике университет, получивший статус международного вуза. Устав МКТУ им. Х.А.Ясави оговаривает создание высшего органа правления вуза – Межправительственного полномочного совета, который располагается в Анкаре и обеспечивает общее руководство университетом на паритетных началах. Изначально стороны – Республика Казахстан и Турецкая Республики договорились, что финансирование университета будет осуществляться из бюджета обеих стран.

3 этап (1999 – 2010 гг.) –  децентрализация управления и финансирования высшего образования РК.

В июне 1999 года был принят новый Закон Республики Казахстан «Об  образовании». В этом законе среди принципов государственной      политики в области образования сохранен принцип  разнообразия организаций образования по формам собственности. Более того, в качестве принципов выделяется новый —  расширение академических свобод и полномочий организаций образования. Расширение автономности и самостоятельности организаций образования, демократизация и децентрализация управления образованием выделены и в качестве задач системы образования, указанных в статье 8 [7]. Так, в 1992 году образован КИМЭП, который в 2001 году стал первым вузом в Центральной Азии, внедрившим  американскую кредитную образовательную систему на всех предлагаемых институтом программах обучения.

В статье 43 данного закона мы можем видеть, что негосударственные организации образования могут участвовать в выполнении государственного образовательного заказа

20 июля 1999 года было принято постановление Правительства РК «О  плане мероприятий по реализации Закона Республики Казахстан «Об образовании»». В соответствии с ним были разработаны проекты Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» и 28 постановлений Правительства Республики Казахстан, из них 13 относятся к высшему образованию. За период с 1991 до 2002 гг. принято более 70 важных нормативных документов, регламентирующих деятельность высших учебных заведений.

30 сентября 2000 г. Указом Президента Республики Казахстан была утверждена Государственная программа «Образование». В соответствии с указаниями Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о необходимости перехода на новые принципы приема студентов в вузы республики была разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан № 464 от 24 апреля 1999 года «Новая модель формирования студенческого контингента государственных высших учебных заведений в Республике Казахстан». Суть новой модели заключалась в приеме вступительных экзаменов от всех абитуриентов единым независимым органом и проведением конкурса по каждой специальности в целом по стране .

В Законе «Об образовании» 2007 года вводится понятие «особый статус организации образования», которое предоставляет право самостоятельно определять порядок приема на обучение и реализацию самостоятельно разработанных образовательных учебных программ, использование собственных норм и нормативов в области научной и методической деятельности, а также выдачу документов об образовании собственного образца. Особым статусом согласно определению обладают  национальные высшие учебные заведения [8].

В законе мы можем видеть сохранение принципа разнообразия организаций образования по формам собственности, однако  в перечисленных принципах и задачах отсутствует принцип децентрализации образования. Это означает, что децентрализация образования уже произошла. Тем не менее, в задачах сохраняется расширение автономности и самостоятельности организаций образования.

В Законе говорится, что организации образования с особым статусом могут выдавать документы об образовании собственного образца. Документы об образовании автономных организаций образования приравниваются к документам государственного образца.

4 этап (2011 г. – по настоящее время) – внедрение системы автономных учреждений образования, предоставление институциональной автономии вузам.

В настоящий момент на всех уровнях и во всех программных документах признается необходимость автономии вузов как одном из основных условий социальной эффективности высшего образования. Среди официальных документов на эту тему можно выделить «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года», утвержденный Президентом РК, в котором стратегия децентрализации системы образования сформулирована наиболее полно: «Будут разработаны принципы автономии вузов, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности, на основе модели Назарбаев Университета. Государственные вузы станут автономными некоммерческими организациями. Будут созданы условия для поэтапного предоставления автономии вузам страны. С 2015 г. будет предоставлена автономия национальным исследовательским университетам, с 2016 г.  – национальным высшим учебным заведениям, с 2018 г. – остальным высшим учебным заведениям» [9].

В 2011 году был принят Закон РК «О науке», который регулирует права и обязанности субъектов научной и научно-технической деятельности, в том числе научную деятельность вузов. Н.А. Назарбаев отмечает, что  «вузы, которым мы гарантировали академическую автономию, должны не ограничиваться совершенствованием своих учебных программ и активно развивать свою научно-исследовательскую деятельность».

В 2010 году был создан Назарбаев Университет, который с первого дня работает в режиме автономии. 15 июня 2011 г. университет сменил стал называться «Автономная организация образования «Назарбаев Университет»». Университет работает по собственным образовательным стандартам и не администрируется Министерством образования и науки РК. Деятельность вуза регулируется специальным Законом Республики Казахстан от 19 января 2011 года «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд».

В заключение хочется сказать, что образовательные тенденции в мире характеризуются явлениями маятникового типа: страны с централизованной системой образования идут в сторону децентрализации, другие страны стремятся повысить роль правительства в управлении образованием.

Список использованных источников:

  1. Давыдов Ю. Болонский процесс. Миф или реальность?//Высшее образование в России.-2005.- № 10. –с. 6
  2. Ахметова Г.К., Исаева З.А. Педагогика (для магистратуры). – Алматы: Қазақ университеті, 2005.
  3. Игибаева А.К. Проблемы периодизации, этапы становления и развития образовательной системы Казахстана /
  4. Закон Республики Казахстан от 18 января 1992 г. № 1153-XII «Об образовании» //edu.gov.kz
  5. Ерниязова Ж. Реформирование в области системы образования республики Казахстан // Высшая школа Казахстана. 2004. № 4. С. 36-42.
  6. Положение «О высшем учебном заведении РК» от 1995 //edu.gov.kz
  7. Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года «Об образовании» //edu.gov.kz
  8. Закон Республики Казахстан «Об образовании» 2007 г. //edu.gov.kz
  9. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы //edu.gov.kz[schema type=»book» name=»ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: НОВЫЙ ЭТАП» description=»Децентрализация высшего образования с предоставлением вузам больших свобод и уменьшением контроля со стороны государства предполагается Болонским процессом, к которому Казахстан присоединился в марте 2010 года. Задача децентрализации – поставить процесс управления образованием на рациональную основу, позволяющую, с одной стороны, продуктивно разрабатывать и успешно осуществлять единую общегосударственную образовательную стратегию и политику, с другой — увеличить степень свободы и меру государственной поддержки позитивных инициатив, исходящих от местных органов власти и образовательных учреждений. В русле нашего исследования основной задачей является определение этапов децентрализации высшего образования в Казахстане. Следует помнить, что научная периодизация в любой исторической науке является не предпосылкой изучения истории, а результатом ее изучения. На основании анализа законодательно-нормативной базы, теории и практики отечественного высшего образования считаем возможным выделить следующие этапы: 1 этап (нач. 20 в. – 1990 г.) – этап централизованного управления образованием; 2 этап (1991 – 1998 гг.) – реформирование системы высшего образования, становление законодательной и нормативной базы перехода к децентрализации, приватизация вузов; 3 этап (1999 – 2010 гг.) – децентрализация управления и финансирования высшего образования РК; 4 этап (2011 г. – по настоящее время) – внедрение системы автономных учреждений образования, предоставление институциональной автономии вузам. В заключение хочется сказать, что образовательные тенденции в мире характеризуются явлениями маятникового типа: страны с централизованной системой образования идут в сторону децентрализации, другие страны стремятся повысить роль правительства в управлении образованием. » author=»Анарбек Назгуль, Гумерова Альфия» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found