Способность к получению новых и актуальных знаний в сфере не только своей специализации, способность творчески мыслить, определяют конкурентоспособность личности на рынке труда. Конкурентоспособный специалист умеет быстро адаптироваться к меняющимся экономическим, политическим и социальным условиям. Для конкурентоспособного современного специалиста важна не только его высокая квалификация в профессиональной сфере, но и готовность решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. [1] Студентам технических специальностей необходимо обладать навыками иноязычной коммуникативной компетенции, для того чтобы быть конкурентоспособным специалистом широкого профиля и разносторонней личностью.
На базе Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, кафедрой иностранных языков были разработаны курсы углубленного изучения иностранного языка для технических специальностей и курсы для преподавателей неязыковых специальностей. Введение дополнительных курсов в ВУЗе обусловлено возрастающим интересом студентов и преподавателей к изучению иностранного языка. Эффективность дополнительных занятий подтверждается итоговым контролем знаний обучаемых.
Стремление студентов к изучению иностранного языка в ВУЗе обусловлено требованиями работодателя, который не хочет тратить дополнительные расходы на переводчика, желая работать со специалистом со знанием иностранного языка.
Многие выпускники неязыковых ВУЗов претендуют на получение должностей в иностранных корпорациях или компаниях, которые сотрудничают с иностранными партнерами, соответственно знание языка одно из основных требований для такого рода работы. Быть конкурентоспособным на рынке труда выпускнику неязыкового ВУЗа позволяет свободное владение иностранным языком и возможность постоянного самостоятельного совершенствования языковых навыков, умений и знаний.
Необходимость достижения студентами уровней B2 (Пороговый продвинутый уровень) и C1 (уровень профессионального владения) владения иностранным языком является одной из первостепенных задач стоящих перед неязыковым ВУЗом. Сформированность навыков и умений спонтанной или ситуативной монологической и диалогической речи, демонстрация владения моделями организации текста, знание простых и сложных грамматических конструкций, владение профессионально-ориентированной лексикой определяют уровень владения иностранным языком студентами и являются основными требованиями предъявляемыми студентам на экзамене.
Постоянное стремление студентов к самообучению, профессиональному саморазвитию, формированию навыков самостоятельного поиска информации, в том числе и на иностранном языке, готовность применять полученные знания на практике неотъемлемые компоненты процесса обучения студентов и всего жизненного пути личности.
В связи с сокращением аудиторных часов по иностранному языку в неязыковом ВУЗе, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа приобретают особую актуальность. Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя. [3]
Неотъемлемой частью организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка в неязыковом ВУЗе является планирование. При составлении плана важно взять за основу цели и задачи обучения, необходимо отразить все планируемые темы, конференции, дебаты и дискуссии. Преподаватель должен четко понимать, на каком этапе у студентов будет проходить такой вид обучения, как самостоятельная работа. Преподаватель выступает в роли консультанта, исходя из этого, за каждым преподавателем следует закрепить часы для проведения консультаций у студентов. Преподаватель помогает снять трудности (лексические и грамматические, трудности связанные с поиском подходящей информации), возникающие в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Обязательным условием для проведения самостоятельной работы является грамотно подобранное преподавателем учебно-методическое обеспечение, соответствующее содержанию, форме и методам проведения такого рода работы.
Проблема поиска современных методов преподавания иностранных языков наиболее актуальна в сфере высшего профессионального образования. Преподавателю иностранных языков следует не только постоянно повышать свою квалификацию, в совершенстве обладать знаниями и умениями по своему предмету, но и создавать положительную атмосферу и мотивационную базу на занятиях. Благодаря этому студенты будут охотно вовлекаться в процесс обучения иностранному языку на практических занятиях, использовать полученные знания, умения и навыки в процессе внеаудиторной самостоятельной работы.
Проектный метод один из прогрессивных методик обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе, основанный на творческих и познавательных навыках и умениях учащихся, направленный на развитие творческого потенциала и критического мышления. Конечный результат данного вида обучения отражается поиском решений по конкретной проблеме или ситуации, заданной преподавателем.
Преимущество проектного метода заключается в оптимизации процесса обучения и использовании поисковых и исследовательских методов для достижения конечного практического результата на основе сотрудничества между студентами. Основной задачей осуществления проектной деятельности является стимулирование интереса студентов к проблеме, для решения которой необходимы определенные знания и их практическое применение. [2, 163]
Существует несколько типов проектов, которые получили широкое распространение не только в высшей профессиональной школе, но и в довузовском обучении: исследовательские, творческие, информационные и практико-тренировочные проекты. На наш взгляд информационные и исследовательские проекты наиболее эффективны в изучении иностранного языка в неязыковом ВУЗе, так как направлены на формирование и развитие языковой компетенции у студентов.
- Информационные проекты – предполагают самостоятельной сбор, анализ, обобщение актуальной информации студентами для описания какого либо явления или события с целью ее ознакомления с одногрупниками, представления ее на симпозиумах и конференциях.
- Исследовательские проекты – следует выполнять согласно заранее разработанной структуре, приближенной к научному исследованию. Цель исследовательских проектов заключается в формирование и развитии самостоятельной познавательной деятельности студентов, совершенствование их интеллектуальных способностей. Данный тип проекта предполагает выдвижение проблемы, гипотезы, предполагает поиск и отбор наиболее подходящей информации для использования ее в проекте. Заключительный этап – презентация проекта, представление аргументированных выводов и умозаключений, как групповых, так и индивидуальных.
Тематика для данных видов проектов должна быть выбрана согласно уровню языковой компетенции студентов, умению самостоятельного конструирования учащимися монологических и диалогических высказываний. Задача, стоящая перед преподавателем, предполагающего использовать проектный метод в процессе обучения иностранному языку заключается в определение учебных задач, раскрытии ситуаций и определении проблемы по заданной теме. Преподавателю следует разработать серию опор-помощников для студентов.
Во время проведения такого рода самостоятельных занятий преподаватель выступает в роли консультанта или помощника, помогая студентам в процессе работы над проектом. В связи с тем, что основная работа над проектом проводится во внеаудиторное время, студенты самостоятельно занимаются поиском необходимой информации. Преподавателю необходимо обучить студентов просмотровому и поисковому чтению, умению выделять, понимать и извлекать ключевую информацию для дальнейшего ее использования в своем проекте. Наряду с работой над полученной информацией работа над сценарием проекта заставляет студентов обращаться к словарям и справочникам, подбирая языковой материал, формулы речевого общения, адекватные ситуации общения. [4, 128]
После защиты проектов преподавателю следует провести анализ высказываний студентов и определить уровень усвоенной профессионально-ориентированной лексики, грамматических и лексических конструкций необходимых на данном этапе обучения.
Проектный метод обучения формирует и совершенствует навыки самостоятельной работы студентов, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, традиций и культуры стран, говорящих на изучаемом языке.
Список литературы:
- Игнаткина И.В., Роль иностранного языка при подготовке конкурентнособного специалиста, Materials of the IV international scientific conference on November 20–21, 2014
- Кузнецова С.В. Минакова Л.Ю., К вопросу об использовании проектной методики в преподавании иностранных языков, Вестник Томского государственного университета, Выпуск № 309 / 2008, С. 162-165.
- Ломохова C.А., Самостоятельная работа студентов в процессе работы над текстом по специальности в неязыковом вузе, Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, № 20 / 2010, С. 141-142.
- Михайлова О.В., Использование проектной методики как средства формирования иноязычной компетенции студентов неязыкового ВУЗа, Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 127-129.[schema type=»book» name=»ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ » description=»В данной статье затрагивается тема необходимости самостоятельной работы студентов в неязыковом ВУЗе. Раскрывается специфика проектного обучения на основе исследовательского и информационного проекта. Описана роль преподавателя во время проведения такого рода занятий.» author=»Табуева Ирина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]