Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Под внутренней системой оценки качества образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.

Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.

  • Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
  • системы должностного  контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле,   программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);
  • мониторинга качества образования;
  • мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;
  • общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).

В качестве источников  данных для оценки качества образования используются:

  • образовательная статистика;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчеты педагогов;
  • посещение педагогических мероприятий.

Целями системы оценки качества образования в ДОУ  являются:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в  ДОУ;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.

Задачами построения системы оценки качества образования являются:

  • формирование единого понимания  критериев качества образования и подходов к его измерению;
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации ООП ДОУ и мониторинга качества образования;
  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ (самоаудит);
  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования;
  • определение степени соответствия основной образовательной программы ДОУ  нормативным требованиям;
  • обеспечение доступности качественного образования;
  • оценка уровня индивидуального развития воспитанников;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОУ;
  • содействие повышению квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающих реализации ООП ДОУ;
  • определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
  • расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

Для оценки качества образования в ДОУ необходимо создать или адаптировать диагностический инструментарий. В качестве примера приведем критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ и основной образовательной программы.

Критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ

Критерии Показатели
Соответствие направлениям

государственной образователь­ной политики

Степень соответствия приоритетов, целей и задач ДОУ  направлениям государствен­ной образовательной политики
Эффективность Программы развития Улучшение, существенное обогащение, кардиналь­ное преобразование существующей образователь­ной ситуации в образовательном учреждении

 

Мониторинговые исследования, подтверждающие эффективность  результатов реализации Про­граммы развития
Эффективность развития кадрового потенциала (оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов, оптимизация ме­тодического обеспечения образовательного про­цесса; внедрение вариативных способов работы с информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной са­мореализации и самосовершенствования;  внедре­ние технологий саморазвития и самообразования (уровень проектирования персонифицированных программ и т.д.)
Отзывы о результатах реализации Программы раз­вития (анкетирование, экспертные заключения и др.) со стороны субъектов ГОУ (учредителя, родителей, общественности, педагогов)
Изменение удовлетворенности качеством образова­тельных услуг у родителей, педаго­гов. общественности
Возможность экстраполяции результатов, полученных в ходе реализации Программы развития Описание структуры, элементов, форм,  графика и процедур реализации Программы
Наличие диагностического инструментария
Реалистичность получения итоговых результатов: соответствие миссии, ценностей, целей и задач  Программы развития ОУ требованиям современной политики в сфере образования
Инструментальность (управляемость) Программой развития: наличие научно-организационного обес­печения, способов и плана действий по достиже­нию результатов, сформированность образова­тельных ресурсов и т.д.
Возможность реализовать основные задачи и про­екты Программы развития ОУ (наличие условий и механизмов)
Доказательства востребованности результатов реа­лизации Программы развития, основанные на мнении родителей, педагогической общественно­сти.
Ресурсное обеспечение  реализации Программы развития Сформированность материально-технической базы для реализации Программы развития
Готовность кадрового потенциала для реализации Программы развития
Сформированность механизмов взаимодействия  с сетевыми партнерами (субъектами ГОУ)
Сформированность ресурсной базы для обеспечения информационных потоков
Создание служб сопровождения реализации проек­тов Программы развития и определение кураторов проектов
Сформированность

информационного пространства для реализации Программы развития

Сформированность   информационного банка дан­ных
Сформированность  внешних информационных ка­налов (Интернет-ресурсы, СМИ, открытые мероприятия и т.д.)
Степень разнообразия видов, форм, информацион­ного пространства для всех участников реализа­ции Программы развития
Сформированность документов, поддерживающих деятельность по развитию информационного про­странства ОУ
Сформированность инновационной деятельности и инновационной культуры для реализации Программы развития Сформированность системы инновационной деятельности (наличие Программы или модели инновационной работы ДО). Выделение направлений развития инноваций в соответствии с современным законодательством
  Количество инновационных методических продуктов, вклад в раз­витие районной системы образования и системы образования; их качество. Подтвержденное экспертными оценками (Экспертного совета ДОУ, внешней рецензией)
  Наличие инструментального обеспечения качества инновационной деятельности педагогов
  Тиражируемость продуктов инновационной методической деятельности (востребовннсть)

Критерии и показатели оценки качества ООП ДОУ

Критерий

Показатель

Целостность представления образовательной программы 1. Оформление образовательной программы дошкольного образования организации (далее ОП ДО) в соответствии с требованиями к локальным нормативным актам (наличие титульного листа, страницы содержания ОП ДО с указанием разделов и страниц, наименование разделов ОП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования или основного общего образования)
Разработанность образовательной программы 1. Разработанность программы в соответствии со структурой ООП, определенной ФГОС дошкольного образования
2. Отражение в содержании разделов специфики возрастных особенностей детей и их учет в различных видах деятельности
Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования Соответствие структуры и содержания каждого раздела требованиям ФГОС ДО:

1. Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы)

2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена программой)

или (особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания программы)

3. Организационный раздел (описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, описание распорядка и/или режима дня, описание традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды)
Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации Наличие в целевом разделе ООП дошкольной образовательной организации:

1. Характеристики контингента воспитанников (пояснительная записка).

Наличие в содержательном разделе ООП дошкольной образовательной организации:

2. Описания особенностей реализации вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом специфики дошкольной образовательной организации

3. Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики дошкольной образовательной организации
Наличие в организационном разделе ООП дошкольной образовательной организации:

4. Описания традиционных событий, праздников, мероприятий с учетом специфики дошкольной образовательной организации

5. Отражение специфики дошкольной образовательной организации в создании развивающей предметно-пространственной среды

Литература:

  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  2. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующих детским садом / К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 1996. – 393с. С.99 – 103.
  3. Григорьева, Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Автореферат дис. канд. пед. Наук / Е.А. Григорьева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.– 140с.[schema type=»book» name=»ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» description=»в статье на основе определения понятия «внутренняя система оценки качества», уточнения ее целей и задач предлагается алгоритм оценки программы развития и основной образовательной программы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. » author=»Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Под внутренней системой оценки качества образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.

Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.

  • Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
  • системы должностного  контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле,   программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);
  • мониторинга качества образования;
  • мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;
  • общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).

В качестве источников  данных для оценки качества образования используются:

  • образовательная статистика;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчеты педагогов;
  • посещение педагогических мероприятий.

Целями системы оценки качества образования в ДОУ  являются:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в  ДОУ;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.

Задачами построения системы оценки качества образования являются:

  • формирование единого понимания  критериев качества образования и подходов к его измерению;
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации ООП ДОУ и мониторинга качества образования;
  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ (самоаудит);
  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования;
  • определение степени соответствия основной образовательной программы ДОУ  нормативным требованиям;
  • обеспечение доступности качественного образования;
  • оценка уровня индивидуального развития воспитанников;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОУ;
  • содействие повышению квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающих реализации ООП ДОУ;
  • определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
  • расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

Для оценки качества образования в ДОУ необходимо создать или адаптировать диагностический инструментарий. В качестве примера приведем критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ и основной образовательной программы.

Критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ

Критерии

Показатели

Соответствие направлениям

государственной образователь­ной политики

Степень соответствия приоритетов, целей и задач ДОУ  направлениям государствен­ной образовательной политики
Эффективность Программы развития Улучшение, существенное обогащение, кардиналь­ное преобразование существующей образователь­ной ситуации в образовательном учреждении

 

Мониторинговые исследования, подтверждающие эффективность  результатов реализации Про­граммы развития
Эффективность развития кадрового потенциала (оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов, оптимизация ме­тодического обеспечения образовательного про­цесса; внедрение вариативных способов работы с информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной са­мореализации и самосовершенствования;  внедре­ние технологий саморазвития и самообразования (уровень проектирования персонифицированных программ и т.д.)
Отзывы о результатах реализации Программы раз­вития (анкетирование, экспертные заключения и др.) со стороны субъектов ГОУ (учредителя, родителей, общественности, педагогов)
Изменение удовлетворенности качеством образова­тельных услуг у родителей, педаго­гов. общественности
Возможность экстраполяции результатов, полученных в ходе реализации Программы развития Описание структуры, элементов, форм,  графика и процедур реализации Программы
Наличие диагностического инструментария
Реалистичность получения итоговых результатов: соответствие миссии, ценностей, целей и задач  Программы развития ОУ требованиям современной политики в сфере образования
Инструментальность (управляемость) Программой развития: наличие научно-организационного обес­печения, способов и плана действий по достиже­нию результатов, сформированность образова­тельных ресурсов и т.д.
Возможность реализовать основные задачи и про­екты Программы развития ОУ (наличие условий и механизмов)
Доказательства востребованности результатов реа­лизации Программы развития, основанные на мнении родителей, педагогической общественно­сти.
Ресурсное обеспечение  реализации Программы развития Сформированность материально-технической базы для реализации Программы развития
Готовность кадрового потенциала для реализации Программы развития
Сформированность механизмов взаимодействия  с сетевыми партнерами (субъектами ГОУ)
Сформированность ресурсной базы для обеспечения информационных потоков
Создание служб сопровождения реализации проек­тов Программы развития и определение кураторов проектов
Сформированность

информационного пространства для реализации Программы развития

Сформированность   информационного банка дан­ных
Сформированность  внешних информационных ка­налов (Интернет-ресурсы, СМИ, открытые мероприятия и т.д.)
Степень разнообразия видов, форм, информацион­ного пространства для всех участников реализа­ции Программы развития
Сформированность документов, поддерживающих деятельность по развитию информационного про­странства ОУ
Сформированность инновационной деятельности и инновационной культуры для реализации Программы развития Сформированность системы инновационной деятельности (наличие Программы или модели инновационной работы ДО). Выделение направлений развития инноваций в соответствии с современным законодательством
  Количество инновационных методических продуктов, вклад в раз­витие районной системы образования и системы образования; их качество. Подтвержденное экспертными оценками (Экспертного совета ДОУ, внешней рецензией)
  Наличие инструментального обеспечения качества инновационной деятельности педагогов
  Тиражируемость продуктов инновационной методической деятельности (востребовннсть)

Критерии и показатели оценки качества ООП ДОУ

Критерий

Показатель

Целостность представления образовательной программы 1. Оформление образовательной программы дошкольного образования организации (далее ОП ДО) в соответствии с требованиями к локальным нормативным актам (наличие титульного листа, страницы содержания ОП ДО с указанием разделов и страниц, наименование разделов ОП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования или основного общего образования)
Разработанность образовательной программы 1. Разработанность программы в соответствии со структурой ООП, определенной ФГОС дошкольного образования
2. Отражение в содержании разделов специфики возрастных особенностей детей и их учет в различных видах деятельности
Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования Соответствие структуры и содержания каждого раздела требованиям ФГОС ДО:

1. Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы)

2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена программой)

или (особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания программы)

3. Организационный раздел (описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, описание распорядка и/или режима дня, описание традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды)
Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации Наличие в целевом разделе ООП дошкольной образовательной организации:

1. Характеристики контингента воспитанников (пояснительная записка).

Наличие в содержательном разделе ООП дошкольной образовательной организации:

2. Описания особенностей реализации вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом специфики дошкольной образовательной организации

3. Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики дошкольной образовательной организации
Наличие в организационном разделе ООП дошкольной образовательной организации:

4. Описания традиционных событий, праздников, мероприятий с учетом специфики дошкольной образовательной организации

5. Отражение специфики дошкольной образовательной организации в создании развивающей предметно-пространственной среды

Литература:

  1. 1 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  2. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующих детским садом / К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 1996. – 393с. С.99 – 103.
  3. Григорьева, Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Автореферат дис. канд. пед. Наук / Е.А. Григорьева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.– 140с.[schema type=»book» name=»ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» description=»в статье на основе определения понятия «внутренняя система оценки качества», уточнения ее целей и задач предлагается алгоритм оценки программы развития и основной образовательной программы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. » author=»Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found