Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Управление в АПК – это комплекс целеустремленных действий организационно-экономического характера, основанных на современных принципах и направленных на создание оптимальных условий для функционирования агропромышленного производства и рынка продовольствия.

Главные принципы, положенные в основу формирования системы управления АПК, — научность в управлении, системный подход и оптимальность, ответственность, подбор и расстановка кадров. Данные принципы могут быть классифицированы в качестве общих, характерных главным образом для управления в АПК в целом.

В то же время управление на уровне сельхозпредприятий и их объединений должно организовываться с учетом еще и специфических (частных) принципов. Среди таких принципов стоит выделить: интересы частного собственника, коллектива, состоящего из нескольких собственников, трудовых коллективов госпредприятий и объединений – приоритетны; хозяйственная и финансовая деятельность предприятий и объединений АПК должны обеспечиваться на базе полного хозрасчета и экономической самостоятельности; в партнерских взаимоотношениях и в экономической сфере рыночных отношений предприятия полностью равноправны; организационные структуры управления в АПК должны быть максимально оптимизированы; управленческому труду следует обеспечивать эффективное материальное стимулирование; аппарат управления должен обладать современным информационным обеспечением; управленческие кадры должны обладать высокой квалификацией.

В теории и практике управления важное место занимает цель, так как управление само по себе является целенаправленным воздействием на объект управления. В этой связи неточно определенная, не совсем четко и ясно сформулированная целенаправленность деятельности представляет собой значительное препятствие на пути к достижению социально полезного результата. Положительные результаты от поиска целей можно получить лишь в том случае, когда в его основе лежат современные методы.

Благодаря системе управления в территориальном АПК обеспечивается функционирование и надлежащее развитие всех отраслей, входящих в агропромышленный комплекс. Являясь высшим субъектом управления, государство отвечает за осуществление социально-экономической направленности действий управленческой системы АПК и ее эффективное функционирование.

Единая система управления АПК включает в себя систему госуправления АПК, систему хозяйственно-экономического управления в АПК, а также местное управление на сельском уровне.

В управлении АПК применяется иерархический принцип, то есть многоступенчатая структура. Система более высокого уровня посылает управленческие сигналы, перерабатываемые субъектом управления уже непосредственно в команды управления объектом. Это называется прямой связью.

Управляемый объект отсылает сигналы о своей работе субъекту, от которого они затем идут далее на верхние уровни. Это называется обратной связью. Процесс управления представляет собой цепь взаимосвязанных решений, принимаемых на разных уровнях, поэтому от каждого из них зависит то, насколько результативным будет управление в целом. Правильность принимаемых в управляющей системе решений зависит от всесторонности, объективности и своевременности получаемой из внешней среды и из самой системы управления информации.

Информация, представляющая собой предмет управленческой деятельности, в процессе продвижения вверх постепенно сжимается, так как управляющая система, находящаяся на низшем первичном уровне, осуществляет информирование системы более высокого уровня только о том, каких результатов хозяйственно-экономической деятельности ей удалось добиться, не сообщая о внутренних процессах, имеющих отношение к ее реализации. Иными словами, главный смысл иерархической структуры заключается в наличии у уровней управления относительной самостоятельности в границах их компетенции, а также последовательном сжатии информации [2, c. 60].

Присутствие у субъекта возможности осуществления управления в АПК обусловливается как аспектами организационно-технического плана (необходимые кадры, каналы связи и передачи информации, требуемая техника управления и т.д.), так и рычагами воздействия на управляемый объект, посредством которых можно побуждать к выполнению его команд.

Важное значение имеет также формирование и развитие управленческих систем АПК, в которых за счет эффективного государственного управления и регулирования в рыночных условиях могут быть в полной мере учтены возможности, имеющиеся у регионов, хозяйственных структур, определено направление организационно-экономического механизма, методы, посредством которых обеспечивается эффективное агропромышленное производство с целью наиболее эффективного применения инвестиций и внутренних резервов для борьбы с кризисом и развития АПК.

На текущий момент наиболее важными направлениями в организации управленческой системы АПК, соответствующими новым отношениям собственности, разнообразию организационно-правовых форм организаций и ориентации на рынок, являются размежевание функций управления на государственном, хозяйственном и местном уровнях, четкое выделение объектов, находящихся в госсобственности, искоренение параллелизма и дублирования функций управляющими органами.

Таким образом, организации управления сельским хозяйством в АПК России в целом присущи частые смены направлений и способов реализации управленческих решений, что связано как с объективными, так и субъективными факторами. При этом определение структуры управления осуществляется системой отношений, сложившейся между государством и агропромышленными предприятиями [1,124].

Стоит отметить, что вследствие усиления на отдельных этапах методов экономического характера наблюдается повышение роли функциональных служб в управляющих органах сельского хозяйства, а в случае ослабления административных форм руководства – расширение технологических функций, территориальный подход при формировании структур управленческих органов.

Одна из наиболее значимых функций государства заключается в формировании и воспроизводстве эффективных субъектов отношений рыночного типа, то есть реальных собственников, предпринимателей, управленцев, продавцов, клиентов и т.д.

Роль государства заключается в том, чтобы используя научно обоснованные формы, методы, рычаги, подготовку и переподготовку кадров сформировать благоприятную среду для стабильного воспроизводства эффективных субъектов рыночных отношений в АПК России, отдельных регионах и предпринимательских структурах.

Еще одной важнейшей функцией господдержки является формирование стабильного спроса на продукты питания и сельхозсырье для промышленности, учитывая при этом их прогрессивную структуру, потребности в соответствии с возрастом, трудовой деятельностью, регионом проживания и платежеспособным спросом населения, ориентацией перерабатывающей промышленности на применение в качестве сырья продукции, выпускаемой отечественными сельхозтоваропроизводителями.

Чтобы иметь возможность выполнять данную функцию, государству необходимо оказывать воздействие на формирование доходов ключевых групп населения, осуществляя поддержку пенсий, пособий и прочих соцвыплат на необходимом уровне для тех групп населения, которые уже или еще не в состоянии получать соответствующие доходы. При этом в обязанности государства входит создание условий и возможностей для эффективной занятости трудоспособной части населения.

С целью защиты и экономической поддержки отечественных товаропроизводителей государством должна формироваться и поддерживаться система цен, обеспечивающая стимулирование стабильного предложения и платежеспособного спроса на товары продовольственной и других групп.

На эффективность выполнения данной функции влияет стратегия преодоления существующего ценового диспаритета, неблагоприятного влияния монопольных структур первой и третьей сфер АПК на сельское хозяйство.

Формирование инфраструктуры для обеспечения стабильного функционирования земельного рынка, рынка материально-технических ресурсов и капитала также входит в число ключевых государственных функций в сфере усиления поддержки эффективного функционирования агропроизводства.

Одно из важнейших условий для стимулирования изготовления сельхозтоваров должно стать выполнение государством функции по обеспечению вхождения субъектов аграрной отрасли экономики в роли обеспеченных равными правами продавцов и покупателей в систему интернациональных сельхозрынков. В этой связи чрезвычайно важным является оказание поддержки в организации экспорта отечественных конкурентоспособных сельхозтоваров, а также создание механизма защиты российских производителей от подавления их иностранными конкурентами.

Государство способно выполнять данные и ряд других функций поддержки эффективного агропроизводства, если систем такой поддержки будет формироваться на основе реализации следующих принципов его организации.

Первостепенное значение имеет принцип единства экономических целей с социальными: меры госрегулирования должны быть ориентированы не только на решение проблем экономического характера, но и учитывать сложившиеся ценности населения сельской местности, поведенческие модели его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

Еще один принцип заключается в сочетании индикативности с директивностью в управлении аграрной сферой. Согласно ему, распространение директивных методов регулирования в условиях рынка на предприятия госсектора может при необходимости, в зависимости от ситуации (засухи, экологических катаклизмов и т.д.).

В принципе аграрного протекционизма содержится два аспекта: внутриэкономический, касающийся взаимоотношения агрокомплекса с иными отраслями, и внешнеэкономический, связанный с экспортом/импортом сельхозтоваров. Осуществление закупки импортного продовольствия, комбикормов, семенного материала, даже имеющего более высокое качество, негативно сказывается на финансовом состоянии отечественных сельхозтоваропроизводителей.

В основу принципа программного регулирования положено то, что программы в агросекторе являются, во-первых, методом влияния на конкуренцию, за счет чего смягчаются отрицательные последствия, во-вторых, дают возможность осуществлять согласование интересов, механизмов и инструментов регулирования.

Но необходимо понимать, что указанные принципы не в полной мере раскрывают особенности влияния государства на агросферу и требуют дополнения.

Современная экономика характеризуется сложной комбинацией различных по масштабам производств, начиная от крупных структур, имеющих тенденцию к монополизации, и заканчивая мелкими. При этом, с одной стороны, процесс концентрации производства представляет собой устойчивую тенденцию, поскольку у крупных предприятий имеются большие материальные, финансовые и трудовые ресурсы. С другой же стороны, сегодня мелкое и среднее предпринимательство переживает период довольно бурного роста особенно это касается тех сфер, в которых можно обойтись без значительных капиталовложений, большого объема оборудования и трудовых ресурсов.

Малые и средние предприятия особенно активно функционируют в отраслях, имеющих отношение к производству потребительских товаров, в том числе сельхозпродукции. Различные по производственным объемам предприятия требуют использования разнообразных форм собственности. Поэтому в основе госрегулирования должен лежать принцип равнозначной поддержки предприятий, независимо от формы их собственности.

Основное содержание госрегулирования производства в агросекторе заключается в финансовой и материальной поддержке сельхозпредприятий со стороны государства. В то же время она не должна поощрять развитие иждивенчества, возможность использования данной поддержки в качестве компенсации убытков, вызванных неэффективным ведением производства, должна быть исключена. В этой связи целесообразно обозначить такой важный принцип госрегулирования, как экономическое стимулирование предприятий, имеющих высокую эффективность работы.

В качестве основы следует воспринимать принцип обеспечения расширенного воспроизводства, подразумевающий искоренение межотраслевого ценового диспаритета, устранение несоответствия потребности с поступлениями ресурсов материально-технического и финансового характера, а также формирование благоприятной экономической среды в АПК, основанной на экономической эффективности сельхозпредприятия.

Принципы госрегулирования отражаются в конкретных методах, направлениях и инструментах, используемых для достижения поставленных целей. Как показывает анализ спецлитературы, они могут быть объединены в три группы: правовые, административно-организационные и экономические.

Первые две основаны на применении методов контроля и ограничения со стороны центральной и местной власти, и они состоят из:

— контроля за соблюдением стандартов;

— системы лицензирования производства, переработки и последующей реализации зерна;

— квотирования и установления таможенных пошлин на экспортно-импортные операции с зерном и продуктами его переработки;

— установления на законодательной основе норм и правил хозяйственной деятельности рыночных субъектов;

— установления ценовых границ на зерно;

— определения наиболее значимых направлений отраслевого развития и инвестирования;

— установления соотношения между сырьевой ценой и рентабельностью для предприятий, специализирующихся на переработке.

В условиях рыночной экономики акцент делается на экономических методах: прямых (бюджетных) и косвенных (денежно-кредитных).

Современные реалии свидетельствуют о том, что в качестве ведущего звена государственного экономического регулирования АПК должно выступать финансово-кредитное регулирование, основным назначением которого является формирование, распределение и использование финансово-кредитных ресурсов национальной экономики.

Список литературы:

  1. Кутаев Ш.К., Чажаева М.М. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного использования природно-ресурсного потенциала. — М.2014г.-124с.
  2. Чажаев М.И., Эскиев М.А. Механизмы устойчивого развития сельской местности. Программа социально-экономического развития Чеченской Республики // 4 Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета. — Грозный, 2015г.- 60 с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» description=»Исследование данной статьи заключается в том, что, что управление АПК представляет собой систему, состоящую из принципов, методов, целей, задач, функций, информации, кадров, техники и технологии управления. Системой управления АПК называют указанные выше элементы, пребывающие в количественной и качественной взаимосвязи, образующие некую целостность и единство. Целью является изучить проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса на современном этапе.» author=»Чажаева Майнат Маусуровна, Чажаев Муслим Ибрагимович, Илаева Зарема Магомедовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found