Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск:
, Том: ,
Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале.
Педагогические науки.
;
():-.
Под внутренней системой оценки качества образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.
Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.
Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
системы должностного контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);
мониторинга качества образования;
мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;
общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).
В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
образовательная статистика;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты педагогов;
посещение педагогических мероприятий.
Целями системы оценки качества образования в ДОУ являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.
Задачами построения системы оценки качества образования являются:
формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации ООП ДОУ и мониторинга качества образования;
изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ (самоаудит);
определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования;
определение степени соответствия основной образовательной программы ДОУ нормативным требованиям;
обеспечение доступности качественного образования;
оценка уровня индивидуального развития воспитанников;
выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОУ;
содействие повышению квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающих реализации ООП ДОУ;
определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
Для оценки качества образования в ДОУ необходимо создать или адаптировать диагностический инструментарий. В качестве примера приведем критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ и основной образовательной программы.
Критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ
Критерии
Показатели
Соответствие направлениям
государственной образовательной политики
Степень соответствия приоритетов, целей и задач ДОУ направлениям государственной образовательной политики
Эффективность Программы развития
Улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации в образовательном учреждении
Мониторинговые исследования, подтверждающие эффективность результатов реализации Программы развития
Эффективность развития кадрового потенциала (оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов, оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы с информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования; внедрение технологий саморазвития и самообразования (уровень проектирования персонифицированных программ и т.д.)
Отзывы о результатах реализации Программы развития (анкетирование, экспертные заключения и др.) со стороны субъектов ГОУ (учредителя, родителей, общественности, педагогов)
Изменение удовлетворенности качеством образовательных услуг у родителей, педагогов. общественности
Возможность экстраполяции результатов, полученных в ходе реализации Программы развития
Описание структуры, элементов, форм, графика и процедур реализации Программы
Наличие диагностического инструментария
Реалистичность получения итоговых результатов: соответствие миссии, ценностей, целей и задач Программы развития ОУ требованиям современной политики в сфере образования
Инструментальность (управляемость) Программой развития: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по достижению результатов, сформированность образовательных ресурсов и т.д.
Возможность реализовать основные задачи и проекты Программы развития ОУ (наличие условий и механизмов)
Доказательства востребованности результатов реализации Программы развития, основанные на мнении родителей, педагогической общественности.
Ресурсное обеспечение реализации Программы развития
Сформированность материально-технической базы для реализации Программы развития
Готовность кадрового потенциала для реализации Программы развития
Сформированность механизмов взаимодействия с сетевыми партнерами (субъектами ГОУ)
Сформированность ресурсной базы для обеспечения информационных потоков
Создание служб сопровождения реализации проектов Программы развития и определение кураторов проектов
Сформированность
информационного пространства для реализации Программы развития
Сформированность информационного банка данных
Сформированность внешних информационных каналов (Интернет-ресурсы, СМИ, открытые мероприятия и т.д.)
Степень разнообразия видов, форм, информационного пространства для всех участников реализации Программы развития
Сформированность документов, поддерживающих деятельность по развитию информационного пространства ОУ
Сформированность инновационной деятельности и инновационной культуры для реализации Программы развития
Сформированность системы инновационной деятельности (наличие Программы или модели инновационной работы ДО). Выделение направлений развития инноваций в соответствии с современным законодательством
Количество инновационных методических продуктов, вклад в развитие районной системы образования и системы образования; их качество. Подтвержденное экспертными оценками (Экспертного совета ДОУ, внешней рецензией)
Наличие инструментального обеспечения качества инновационной деятельности педагогов
Тиражируемость продуктов инновационной методической деятельности (востребовннсть)
Критерии и показатели оценки качества ООП ДОУ
Критерий
Показатель
Целостность представления образовательной программы
1. Оформление образовательной программы дошкольного образования организации (далее ОП ДО) в соответствии с требованиями к локальным нормативным актам (наличие титульного листа, страницы содержания ОП ДО с указанием разделов и страниц, наименование разделов ОП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования или основного общего образования)
Разработанность образовательной программы
1. Разработанность программы в соответствии со структурой ООП, определенной ФГОС дошкольного образования
2. Отражение в содержании разделов специфики возрастных особенностей детей и их учет в различных видах деятельности
Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования
Соответствие структуры и содержания каждого раздела требованиям ФГОС ДО:
1. Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы)
2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена программой)
или (особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания программы)
3. Организационный раздел (описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, описание распорядка и/или режима дня, описание традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды)
Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации
Наличие в целевом разделеООП дошкольной образовательной организации:
1. Характеристики контингента воспитанников (пояснительная записка).
Наличие в содержательном разделе ООП дошкольной образовательной организации:
2. Описания особенностей реализации вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом специфики дошкольной образовательной организации
3. Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики дошкольной образовательной организации
Наличие в организационном разделе ООП дошкольной образовательной организации:
4. Описания традиционных событий, праздников, мероприятий с учетом специфики дошкольной образовательной организации
5. Отражение специфики дошкольной образовательной организации в создании развивающей предметно-пространственной среды
Литература:
Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989.- 192с.
Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующих детским садом / К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 1996. – 393с. С.99 – 103.
Григорьева, Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Автореферат дис. канд. пед. Наук / Е.А. Григорьева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.– 140с.[schema type=»book» name=»ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» description=»в статье на основе определения понятия «внутренняя система оценки качества», уточнения ее целей и задач предлагается алгоритм оценки программы развития и основной образовательной программы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. » author=»Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск:
, Том: ,
Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале.
Педагогические науки.
;
():-.
Под внутренней системой оценки качества образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.
Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.
Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
системы должностного контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);
мониторинга качества образования;
мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;
общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).
В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
образовательная статистика;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты педагогов;
посещение педагогических мероприятий.
Целями системы оценки качества образования в ДОУ являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.
Задачами построения системы оценки качества образования являются:
формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации ООП ДОУ и мониторинга качества образования;
изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ (самоаудит);
определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования;
определение степени соответствия основной образовательной программы ДОУ нормативным требованиям;
обеспечение доступности качественного образования;
оценка уровня индивидуального развития воспитанников;
выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОУ;
содействие повышению квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающих реализации ООП ДОУ;
определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
Для оценки качества образования в ДОУ необходимо создать или адаптировать диагностический инструментарий. В качестве примера приведем критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ и основной образовательной программы.
Критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ
Критерии
Показатели
Соответствие направлениям
государственной образовательной политики
Степень соответствия приоритетов, целей и задач ДОУ направлениям государственной образовательной политики
Эффективность Программы развития
Улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации в образовательном учреждении
Мониторинговые исследования, подтверждающие эффективность результатов реализации Программы развития
Эффективность развития кадрового потенциала (оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов, оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы с информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования; внедрение технологий саморазвития и самообразования (уровень проектирования персонифицированных программ и т.д.)
Отзывы о результатах реализации Программы развития (анкетирование, экспертные заключения и др.) со стороны субъектов ГОУ (учредителя, родителей, общественности, педагогов)
Изменение удовлетворенности качеством образовательных услуг у родителей, педагогов. общественности
Возможность экстраполяции результатов, полученных в ходе реализации Программы развития
Описание структуры, элементов, форм, графика и процедур реализации Программы
Наличие диагностического инструментария
Реалистичность получения итоговых результатов: соответствие миссии, ценностей, целей и задач Программы развития ОУ требованиям современной политики в сфере образования
Инструментальность (управляемость) Программой развития: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по достижению результатов, сформированность образовательных ресурсов и т.д.
Возможность реализовать основные задачи и проекты Программы развития ОУ (наличие условий и механизмов)
Доказательства востребованности результатов реализации Программы развития, основанные на мнении родителей, педагогической общественности.
Ресурсное обеспечение реализации Программы развития
Сформированность материально-технической базы для реализации Программы развития
Готовность кадрового потенциала для реализации Программы развития
Сформированность механизмов взаимодействия с сетевыми партнерами (субъектами ГОУ)
Сформированность ресурсной базы для обеспечения информационных потоков
Создание служб сопровождения реализации проектов Программы развития и определение кураторов проектов
Сформированность
информационного пространства для реализации Программы развития
Сформированность информационного банка данных
Сформированность внешних информационных каналов (Интернет-ресурсы, СМИ, открытые мероприятия и т.д.)
Степень разнообразия видов, форм, информационного пространства для всех участников реализации Программы развития
Сформированность документов, поддерживающих деятельность по развитию информационного пространства ОУ
Сформированность инновационной деятельности и инновационной культуры для реализации Программы развития
Сформированность системы инновационной деятельности (наличие Программы или модели инновационной работы ДО). Выделение направлений развития инноваций в соответствии с современным законодательством
Количество инновационных методических продуктов, вклад в развитие районной системы образования и системы образования; их качество. Подтвержденное экспертными оценками (Экспертного совета ДОУ, внешней рецензией)
Наличие инструментального обеспечения качества инновационной деятельности педагогов
Тиражируемость продуктов инновационной методической деятельности (востребовннсть)
Критерии и показатели оценки качества ООП ДОУ
Критерий
Показатель
Целостность представления образовательной программы
1. Оформление образовательной программы дошкольного образования организации (далее ОП ДО) в соответствии с требованиями к локальным нормативным актам (наличие титульного листа, страницы содержания ОП ДО с указанием разделов и страниц, наименование разделов ОП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования или основного общего образования)
Разработанность образовательной программы
1. Разработанность программы в соответствии со структурой ООП, определенной ФГОС дошкольного образования
2. Отражение в содержании разделов специфики возрастных особенностей детей и их учет в различных видах деятельности
Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования
Соответствие структуры и содержания каждого раздела требованиям ФГОС ДО:
1. Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы)
2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена программой)
или (особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания программы)
3. Организационный раздел (описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, описание распорядка и/или режима дня, описание традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды)
Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации
Наличие в целевом разделеООП дошкольной образовательной организации:
1. Характеристики контингента воспитанников (пояснительная записка).
Наличие в содержательном разделе ООП дошкольной образовательной организации:
2. Описания особенностей реализации вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом специфики дошкольной образовательной организации
3. Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики дошкольной образовательной организации
Наличие в организационном разделе ООП дошкольной образовательной организации:
4. Описания традиционных событий, праздников, мероприятий с учетом специфики дошкольной образовательной организации
5. Отражение специфики дошкольной образовательной организации в создании развивающей предметно-пространственной среды
Литература:
1 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989.- 192с.
Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующих детским садом / К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 1996. – 393с. С.99 – 103.
Григорьева, Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Автореферат дис. канд. пед. Наук / Е.А. Григорьева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.– 140с.[schema type=»book» name=»ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» description=»в статье на основе определения понятия «внутренняя система оценки качества», уточнения ее целей и задач предлагается алгоритм оценки программы развития и основной образовательной программы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. » author=»Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]