Номер части:
Журнал

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ В АБХАЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ В АБХАЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Человеческое общество на протяжении многолетней истории своего существования стремится постичь социолого-педагогические элементы физической культуры, олицетворяющие сложную составляющую общемировойцивилизации. Физическая культура представляет собой комплекс ценностей, норм и познаний, формируемых и применяемых людьми в целях физического и умственного развития способностей, улучшения моторной активности и приобщения к здоровому образу жизни, социальной адаптации посредством физического воспитания, физической подготовки и физиологического развития. Абхазы опытным путем, интуитивно пришли к пониманию значимости физической культуры и активно применяли ее в своей многовековой практике воспитания.

В настоящее время тенденция заимствования опыта предыдущих поколений в воспитании, исследование методов и приемов абхазской народной педагогики свидетельствуют о рациональности использования национальной практикии необходимости возвратиться к корням формирования физической культуры. Абхазская общественность на сегодняшний день заинтересована в воспитании развитых, хорошо подготовленных, на физическом уровне в том числе, граждан собственной республики. Повышение интереса государства к изменению в худшую сторону здоровья молодого поколения сопряжено с падением физической подготовки наших жителей, пониженной результативностью спортсменов в соревнованиях и увеличением количества недугов среди молодежи. В данных обстоятельствах для решения обозначенной проблемы становится важным применение навыка физического воспитания предков. Положения народной педагогики, хотя и носят эмпирический характер, тем не менее, имеют высокий воспитательный потенциал. У народа Абхазии имеется собственные национальные единоборства, игры, активные мероприятия и празднества, совершенно никак не уступающие по эффективности и динамике, общеизвестным видам спорта, однако соответствующие воле и духу собственного народа и способные решить вышеперечисленные проблемы.

Актуальность исследования возрастает и в связи с тем, что роль физической культуры в народной педагогике абхазов до сих пор не являлась предметом специального изучения, как истремление к использованию национальных спортивных традиций в целях улучшения средств и методов физической подготовки молодого поколения, иповышению, таким образом, эффективности современного физического воспитания.

Целью нашего анализа является: определитьзначимость прогрессивного опыта физической культуры как средства воспитания в абхазской народной педагогике.

В ходе исследования нами были обозначенынижеизложенные задачи:

  • определить содержание физической культуры в абхазской народной педагогике;
  • обосновать значимость традиций народной педагогики в физическом воспитании в свете современной педагогической теории и практики.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении физической культуры абхазов с позиции ее воспитательных функций, как составляющейкомплекса принципов абхазской народной педагогики, засвидетельствованных в национальных традициях, обычаях и фольклоре. Определено, что физическое воспитание ребенка в народной педагогике абхазов отражало ментальность этноса, его взгляды о физиологически и морально совершенном человеке. В работе обнаружены ключевые аспекты физического воспитания в абхазской народной педагогике.

Физическая культура, как элемент народной педагогики абхазов складывается из следующих подсистем:

  1. Физическое воспитание – составная часть развития личности. В абхазской этнической самобытной концепции физического воспитания одной с основополагающих идей является доминанта взаимосвязи физического воспитания человека с умственным, моральным, трудовым, эстетическим.
  2. Физическая подготовка включает обучение труду (добывание пищи,земледелие, скотоводство, приготовлении пищи, поддержание быта, охота, рыболовство, осуществление обрядов), самозащите, военной деятельности (езда верхом, состязания, единоборства, приемы, стрельба).
  3. Физическое развитие. Сюда можно отнести оздоровление – закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода); прием пищи; упражнения (естественные и специально подобранные); плавание; игры, имитирующие трудовые процессы, охоту, военные действия, отражающие различные обряды, и органически связанные с развитием у подрастающих поколений физической силы, выносливости, волевых качеств; национальные танцы.

Организация физического воспитания у абхазов осуществлялась посредством занятий физическими упражнениями в домашних условиях или на открытом воздухе, под контролем взрослых. Онасопровождалась обучениемтруду и активным отдыхом(подвижными играми, коллективнымипоходами или прогулками,состязаниями) и профилактикой заболеваний подрастающего поколения посредством абхазской народной медицины, которая «в течение веков эмпирическим путем вырабатывала эффективные средства лечения и предупреждения различных заболеваний, наиболее распространенных в данной области» [1,с. 13]. Для воспитания физически здорового человека у абхазов считалось чрезвычайно значимым соблюдение элементов повседневного режима: сон, питание, постоянная трудовая активность. С этой же целью детей абхазы с раннего возраста учили умеренному потреблению пищи, порицали привередливость в еде.

В физическом развитии, связанном с нормами и правилами питания,особое значение имели кулинарные предпочтения и образ жизни самих абхазов. Продукты потребления традиционные для народа всегда были легкими, несложными. В повседневном рационе доминировали овощи, фрукты, растительность, молоко и молочные продукты, постная еда. Из основных и главенствующих блюд можно назвать крутую кукурузную кашу (абыста) и варёную фасоль, отличающихся своей питательностью и диетическими свойствами, среди прочих сыры, кислое молоко, козлятина, говядина, мясо домашней птицы, овощи, фрукты, орехи, мёд. Характерной особенностью абхазского стола можно считать острые подливы и соусы, приправу аджику. Из спиртных напитков – сухое вино и виноградная водка [3].Умеренная пища и интенсивная физическая деятельность позволяли абхазам сохранять баланс между потреблением калорий и энергозатратами.

Помимо сбалансированного питания, режима труда и отдыха для поддержания здоровья и формы в народе существовали разные виды физических упражнений, большое число игр и состязаний, которые согласно своему характеру были тесно сопряжены с историческими условиями быта, требующими от членов общества постоянной готовности к трудовым и военным действиям. Среди них немаловажную роль играли: бег наперегонки, единоборство, прыжки, стрельба из лука, верховая езда, катание в зимнее время на деревянных и костяных коньках, лыжах и др. Сложные условия быта требовали от населения выносливости, силы воли и выдержки. На образование данных качеств и было ориентировано содержание народных игр и определенных национальных видов спорта – скачек, борьбы, метания камешков и палок и др.

Следует отметить, что физическое и трудовое развитие в стране находились в тесной связи между собой, так как труд был и способом подготовки молодых людей к существованию, и главным условием интеллектуального, нравственного, эстетического и физического становления. Абхазы расценивали труд как важнейшее условие воспитания, в том числе и физического. Полагалось, что трудовая деятельность способствует формированию таких положительных качеств ребенка как, сила и выносливость, нравственность и защищает его от нездорового воздействияпороков.

В комплексе с трудовым, специфическую особенность физического воспитания абхазов составляла связь с начальной военной подготовкой. Объяснялось это тем, что абхазскому народу «всегда приходилось быть начеку, охраняя свою страну от набегов чужеземцев. Абхазы никогда не расставались со своим оружием и, даже отдыхая, мужчина клал свой акераху (пистолет) под изголовье» [5,c. 383].

Мальчиков абхазы рано приобщали к секретам военного искусства, учили мастерству владения всеми разновидностями оружия и конной езде, умению владеть собою, выносить мороз и недостаток пищи. После семилетнего возраста мальчишки передавались на абсолютноепопечение собственного отца, в прямые обязанности которого входило научить безупречному владению ножом, кинжалом. Сына обучали стрельбе из лука, ружья и пистолета, джигитовке, набрасыванию аркана, лазанию по деревьям, преодолению оврагов, рвов, ущелий, как пешим ходом, так и верхом. Мальчикамбыло привычно с легкостью взбегать на крутые горы и стремительно спускаться оттуда вниз, находить равновесие при ходьбе по раскачивающемуся бревну над горным ручьем. Детвора носилась, прыгала, лазала по деревьям. Обязательным считалось умение плавать, бороться, держаться в седле, знать правила национальных игр. Они привыкали не опасаться внезапной перемены температуры, выносить мороз и жару, голод и жажду, могли преодолеть сонливость, не пугались изнурительной работы и иных лишений. При решении этих задач некоторым подспорьем являлось зимнее время года. В тех районах Абхазии, где климатические условия позволяли наслаждаться снегом, физическое развитие мальчиков и девочек проходило в иных условиях и принимало новые формы. Большое количество игр имеют сезонный характер, доказательством чего могут быть упоминания о санках и коньках, а также имеются заметки о лыжах «ашая». Последние широко использовались населением во время зимних походов, которые бывали довольно часто [2].

Одной из составляющих военной подготовки и как отдельный элемент физической культуры и необходимости повседневной жизни выступает верховая езда, к начальному этапу обучения которой абхазы относились очень серьезно. Культ коня у абхазов, уходящий корнями в глубокую древность, о котором писали многие ученные, а также общеизвестный факт, что абхазы являются самыми искусными наездниками на Кавказе, говорят о важности данного вида физической активности в народе. Первым делом мальчик обязан был выучиться смело держаться в седле, управлять лошадью в присутствии старших и только после пробной (тренировочной) езды он допускался к самостоятельному перемещению на личном жеребенке (если того позволял достаток семьи). Особую значимость придавали абхазы и оснащению обучения необходимому для безопасности маленького наездника. Для этого жеребенка седлали особым детским седлом.

Связанное с наездничеством, носящее обучающее и мотивирующее значение, вместе с тем актуальное в республике вплоть до наших дней мероприятие – это скачки, обладающие «в Абхазии большим историческим, национальным и политическим (смычка города с деревней) значением. В Абхазии скачками увлекаются все жители: и крестьяне, и горожане. К скачкам задолго готовятся (выдерживают скакунов в холодной воде, на особом корме, исключают соль и т. д.). В дни скачек крестьяне оставляют даже полевые работы, а в советских учреждениях приостанавливались все дела. Накануне скачек и до завершения их никто ни о чем другом не говорит, не мыслит. Абхазы соперничают из-за пальмы первенства, и великое счастье и достоинство для всего района, если приз возьмет свой односельчанин» [6, c. 5].

Помимо увлечения верховой ездой важным элементом физической культуры абхазов является иное национальное пристрастие – охота. «Большое значение имела <она> на территории Абхазии. Этому способствовала фауна, климат и географические условия страны. По сообщениям древних исследователей и путешественников на этой территории был богато представлен животный мир» [7, c. 5]. В процессе физического воспитания молодого поколения абхазы применяли разнообразные формы, методы и приемы, обуславливающее его многостороннее совершенствование. Так, в период охоты у юношей наравне с меткостью формировались способности наблюдать и дополнять собственный запас сведений о флоре и фауне края. Охота содействовала развитию у них физиологических навыков, важных в трудовой деятельности, укрепляла их, так как выстрелу предшествовали выслеживание животного верхом на коне, пешие переходы в тяжело проходимых участках, засады и.т.д.

«Охота нашла широкое отражение в фольклоре, обрядах и религиозных верованиях абхазов. Одно из главных место она занимает в нартском эпосе. Как гласят сказания, нарты были искусными охотниками. Своего младшего брата Сасрыкву они величали «абчарах», что означает «верховный охотник». Охота была связанна с различными обрядами и жертвоприношениями. У абхазов существовал специальный охотничий язык. Божеством зверей и охоты считался Ажвепшаа, который в абхазской религии занимал одно из первых мест» [4, c. 116].Еще один факт, свидетельствующий о популярности данного вида физической активности, большое количество абхазских песней об охоте, в т.ч. и обрядовых [7].

Рыболовство, широко распространенное среди абхазского населения ничуть не уступало охоте [4]. Наряду с прочими навыками, такими как ловкость, сила и выносливость, оно мотивировало и служило формированию и развитиюумений гребли, ныряния,плавания.

Серьезным средством физического воспитания у абхазов служилитанцы,широко известные своей энергичностью и экспрессивностью, без которых не обходилось ни одно увеселительное событие. Абхазы были большими мастерами танцевального искусства; особую пластичность, меткость, ловкость и виртуозность показывали они.

Описания современного варианта спортивной борьбы, являющейся неотъемлемой частью физической культуры абхазов, часто присутствуют в национальных притчах, легендах, сказаниях о нартах. На церемониях бракосочетания, а также на различных празднествах и веселых мероприятиях также устраивались состязания в этом виде спорта.

Народ, понимая, что в определенные этапы своего развития дети смогут овладеть тем или иным видом деятельности, сформировал концепцию воспитания и выработки необходимых навыков согласно периодамроста ребенка. Физическое воспитание молодого поколения также велось в установленной последовательности и принимало во внимание возрастной потенциал обучаемого. Таким образом, можно заключить, что этническая педагогика абхазов, принимая во внимание возрастные и половые особенности ребенка, разработаласамобытную систему физического воспитания детей обоих полов, содействующую их обучению и подготовке, без вреда для здоровья, к будущему.

В настоящее время процесс физического воспитания молодого поколения требует преобразований и корректировки. Его необходимо, на наш взгляд, разнообразитьнациональными элементами народной педагогики в области физической культуры и спорта.Необходимо возрождать и развивать обычаи и обряды, сопровождающиеся состязаниями по национальным видам спорта (скачки, стрельба из лука, борьба, народные игры), приучать к заботе о здоровье и физическом развитии детей с младенчества и на протяжении всей жизни.

Сложившиеся в абхазской народной педагогике традиции по физическому воспитанию детей можно с успехом применять в семейном воспитании, в воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений и современной национальной школе.

Литература:

  1. Аршба С.Г. Народная медицина абхазов. Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Москва, 2007. 207 c.
  2. ВаханияО.В. Абхазские народные игры. Абхазское государственное издательство Сухум. 1959, с. 119.
  3. Григулевич Н.И. Система питания в Абхазии//В сборнике: Этническая экология: народы и их культура Дубова Н.А., Соловьева Л.Т. Москва, 2008. С. 196-227.
  4. Дзидзария Г.А. Труды Книга I. Сухум: Алашара, 1988. 408 с.
  5. История Абхазии (учебное пособие, Сухум, 1991). Раздел IV 407 c.
  6. РихтерЗ.В. В солнечной Абхазии и Хевсуретии. Серия «Библиотека пролетарского туриста». Москва — Ленинград, Физкультура и туризм, 1930 г., 24 с.
  7. Хашба М.М Трудовые и обрядовые песни абхазов. Сухум – «Алашара» – 1977. 132 с.[schema type=»book» name=»ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ В АБХАЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ» description=»Статья является продолжением исследования особенностей абхазской народной педагогики и ее принципов. Актуальность работы заключается в необходимости использования национальных традиций физической культуры абхазов в целях повышения эффективности современного физического воспитания в республике. Цель исследования: выявить и обосновать роль прогрессивного опыта физической культуры как средства воспитания народной педагогики абхазов.Научная новизна исследования заключается в рассмотрении физической культуры абхазов с точки зрения ее функций, согласно которым охарактеризованы методы воздействияв зависимости от целей воспитания, нашедшие отражение в традиционной культуре и в устном народном творчестве населения республики.» author=»Анкваб Марина Фёдоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх