Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАСЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА КАК ФОРМА ДИФФЕРЕНЦИИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАСЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА КАК ФОРМА ДИФФЕРЕНЦИИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В партийно-правительственном постановлении 1966 года школы (классы) с углубленным изучением предметов в 9-10 классах были названы  одной из форм дифференцированного обучения. Этим временем датируется создание в АПН СССР программ углубленного курса истории (1967). В них упоминались (без раскрытия) и специальные курсы по общественным дисциплинам. Тематика рекомендованных спецкурсов была достаточно широкой и разнообразной: «Основные проблемы истории древнего мира и средних веков», «Отечественная история с древности до конца XIX в.», «История международных отношений и внешней политики СССР», «Очерки истории культур народов СССР», «Основные вопросы советского государства и права» и др.

Указанные программы стали основой для работы в школах и классах с углубленным изучением истории и использовались в течение пяти последующих лет. Накопленный опыт работы по этим программам обсуждался на Всесоюзной научно-практической конференции в марте 1972 года. Через год в лаборатории обучения истории НИИ содержания и методов обучения АПН СССР были подготовлены новые варианты учебных программ для классов с углубленным изучением истории. В них нашли отражение и опыт работы, и общие целевые позиции, и установки дифференцированного обучения того времени.

Программы предусматривали: индивидуальный подход в обучении; развитие разносторонних интересов и способностей; профессиональную ориентацию.

В пояснительной записке к программам указывалось, что углубление знаний означает: расширение объема фактического материала; более основательное изучение важнейших идей и исторических понятий; глубокий анализ и обобщение материала; расширение источниковой базы; увеличение удельного веса самостоятельной учебной работы.

Следует сказать, что меры по организации углубленного изучения истории в специальных классах и школах не дали желаемых результатов. Количество исторических классов с начала их появления в 1983 году была небольшой. Чаще всего они возникали по инициативе творчески работающих учителей истории, директоров школ, энтузиастов, влюбленных в историю, которые стремились привить это чувство своим воспитанникам.

Ученики в такие классы набирались без конкурса, в основном из выпускников восьмых классов, которые проявляли интерес к предмету «история», начиная с 4-го класса как на уроках, так и на внеклассных занятиях, либо на основе результатов письменной работы и собеседования [1]. Программу занятий учителя преимущественно составляли сами, ориентируясь на расширение и углубление отдельных тем общей программы курса истории. Кроме того, вводились еще спецкурсы по краеведению, работы с историко-художественной литературой, изучение исторических монографий. Использовались различные формы занятий: лекции, сообщения учащихся, обсуждение рефератов. Практиковались уроки также в архивах, библиотеках, музеях.

Ставилась и решалась задача привить учащимся навыки самостоятельной работы с научной литературой. Активным формам занятий отводилось более 50% учебного времени. Опыт работы спецклассов гласил: у школьников появилось более сознательное, целенаправленное отношение к учебному труду, самостоятельность, развился интерес к общественным наукам и самообразования в этой области.

Вариант учебной программы специализированного класса по истории включал в себя, помимо изучения курсов истории и обществоведения, дополнительные главы к основному курсу истории; дополнительные главы к основному курсу обществоведения; историю культуры; историю союзной республики (с краеведческим направлением); методику распространения знаний; вступление в историческую науку [1, с. 60].

Учебная практика предусматривала практикум по истории союзной республики (экскурсии) и практикум по истории культуры.

О результатах работы специализированных классов свидетельствуют такие цифры: около 30% выпускников сразу поступали на исторические и философские факультеты ВУЗов, 10% — в военно-политические училища, около 100 человек стали преподавателями истории в школах, 35% после школы пошли работать на производство. Среди выпускников спецклассов – будущие кандидаты и доктора наук по гуманитарным дисциплинам [2].

Приобретенный опыт работы классов углубленного изучения истории, хотя и не настолько богат, дополнен интересным и ценным опытом других учителей-энтузиастов, стал полезным на новом этапе развития школ и классов исторической направленности, начавшимся с 1984 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984). Постановление было  принято в связи с началом очередной школьной реформы и предусматривало расширение возможностей для углубленного изучения отдельных предметов. В нем говорилось: «Ученикам VIII-XI классов предоставляется возможность углубленного изучения по выбору отдельных предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов с помощью факультативных занятий» [3].

В процессе реализации требований этого документа в 1986 году было разработано типовое положение о школе и классах с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов. Начался новый период развития дифференцированного обучения. Он проходил под влиянием общественно-политических событий периода перестройки, которая определяла и новые концептуальные подходы к общей цели школьного образования и дифференцированного обучения истории.

В пояснительной записке к «Программам углубленного изучения истории для специализированных классов» (1988) как цели указывались:

а) удовлетворение запросов учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению истории, развитие их творческих способностей;

б) формирование потребностей и умений реализовывать в деятельности активную гражданскую позицию в условиях демократизации жизни советского социалистического общества.

Не были оригинальными и по-новому сформулированные специфические задачи углубленного изучения истории. Как и прежде, они в основном соответствовали задачам дифференцированного обучения, ориентировали на развитие и углубление интереса, содействие профориентации учащихся.

Составители программы (научные сотрудники лаборатории обучения истории НИИ содержания и методов обучения АПН СССР) акцентировали внимание на раскрытии особенностей углубленных курсов, выделив следующие из них:

— введение в учебный процесс коротких историографических и источниковедческих обзоров из крупнейших по материалу тем, ознакомление учащихся с вкладом выдающихся ученых в развитие исторической науки;

— знакомство школьников с еще не решенными проблемами в базовой науке, дискуссионными вопросами, с методами научного исследования, представление науки как сложного процесса постижения истины;

— развитие интереса к истории посредством знакомства с биографиями выдающихся отечественных историков, их мемуарами и трудами;

— использование возможностей занятий по истории для профессиональной ориентации учащихся не только в узком (по истории) направлении, но и в широкой общественно-гуманитарной деятельности;

— тесная связь преподавания углубленного курса с внеклассной работой, общеполезным трудом, сочетание занятий с поисковой, краеведческой и другой общественно полезной деятельностью школьников.

Между тем новый этап развития общества поставил перед школой повышенные требования. В педагогической прессе рассматривался вопрос о предоставлении учащимся возможности широкого выбора тех дисциплин, которые соответствуют их потребностям. Высказывались мнения о внедрении большей дифференциации обучения, развитие индивидуальных способностей, об увеличении сети специализированных школ и классов с углубленным изучением предметов.

В школах Москвы и Рязани в течение пяти лет проходил эксперимент (руководитель — научный сотрудник лаборатории исторического образования НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, кандидат педагогических наук В. Грибов). Объектом экспериментального исследования были специфические методы обучения, динамика отношений учащихся к истории, влияние изучения предмета на некоторые личностные характеристики школьников. Значительное место в экспериментальной работе имела проверка пособий (включая учебники), отдельных методических разработок.

Осмысливая имеющийся опыт и сложившиеся взгляды на дифференцированное обучение, экспериментаторы поставили цель: на основе проверки провести коррекцию комплекса организационных, содержательных и методических средств и рекомендаций для эффективного углубления изучения истории в специализированных классах. В ходе эксперимента происходило уточнение поставленных целей. Как производные от общих целей дифференцированного обучения, они были сформулированы так: удовлетворение запросов учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению истории; осуществление обществоведческой профессиональной ориентации; формирование потребностей и умений реализовать в деятельности активную гражданскую позицию.

Годы проведения эксперимента совпали с радикальными изменениями в общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Это, естественно, сказалось на методологии и содержанию исторических курсов, организации учебного процесса. Вместе с тем проверка показала, что углубленное изучение истории положительно влияет на отношение школьников к всему школьному образованию. Полученные данные показали заметный рост познавательной активности и самостоятельности школьников, значительную глубину их исторических знаний. В целом углубленное изучение истории положительно повлияло на формирование тех личностных качеств, которые необходимы для полноценного участия молодых людей в гражданской жизни страны.

Было выявлено, что для реализации образовательных и развивающих возможностей при изучении истории в специализированных классах необходимо соблюдение ряда важных условий, а именно: формирование классов только с числа тех, кто выразил на то собственное желание; высокий профессиональный уровень учителей; организация образовательного процесса на основе деятельностного подхода, диалога и самостоятельности как ведущих компонентов методики обучения; возможность контактов с профильными ВУЗами.

Построение курса истории профильного уровня должно осуществляться, как правило, по проблемно-аналитическому, а не по хронологическому принципу, характерным для основной школы.

Также признавалось целесообразным введение в содержание курса альтернативных подходов к рассмотрению некоторых проблем, изложение различных точек зрения (версий, мнений, оценок). Предлагалось расширение круга понятий высшего уровня обобщения (по сравнению с базовым образовательным стандартом), овладение которыми необходимо для усвоения учащимися фундаментальных знаний.

Такой подход к конструированию содержания урока истории, с одной стороны, создавал основу для понимания учащимися того, что каждое из толкований включает в себя определенную часть истины, но не может претендовать на безусловную правоту. Это, в свою очередь, способствовало выработке у учащихся толерантного отношения к различным суждениям, трактовкам, мыслям. С другой стороны, учитель должен формировать в сознании школьников представления о невозможности однозначной интерпретации исторического процесса — это предпосылка для построения учениками собственной версии истории, выработка позиции к изучаемому материалу. На уроке учитель мог сообщать ученикам идеи, точки зрения, суждения близкие ему, но он не имел права свести преподавание истории только к их подтверждению.

Практикой обучения было доказано, что в классах с углубленным изучением истории необходимо знакомить учащихся с историей как наукой: ее объектами, структурой, методами, достижениями и проблемами, местом и ролью в системе наук, этапами развития исторической мысли, аспектами историографических знаний из ключевых проблем курса истории, вкладом различных историков в развитие исторической науки, их концепциями и вариантами периодизации. Это способствовало формированию умения учащихся выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности.

Практика обучения также подтвердила тезис о целесообразности ознакомления учеников специализированных классов с вспомогательными (специальными) историческими дисциплинами: палеографией, метрологией, хронологией, геральдикой, нумизматикой, генеалогией и др., которые готовят старшеклассников к активному восприятию разных исторических источников и способствуют формированию умения критически оценивать их.

Важной составляющей работы в специализированных классах было осуществление профориентационной исторической подготовки учащихся: знакомство с профессиями и сферами деятельности, в которых работают специалисты, получившие профессиональное историческое образование (в том числе с возможными ограничениями, связанными со спецификой определенных профессий и сфер деятельности); конкретными учебными заведениями, которые дают профессиональное историческое образование; из самыми «яркими» или «типичными» биографиями бывших выпускников школ, путями достижения ими успеха в сфере деятельности, требующей профессионального исторического образования.

Очевидно, что специальная подготовка учащихся требует увеличения удельного веса самостоятельной работы исследовательского характера. Речь идет, прежде всего, об организации комплексной работы учащихся с различными типами исторических источников (документы государственного, политического характера, мемуары, дневники, письма, историческая проза и т.д.), поиска и систематизации исторической информации — как основы решения исследовательских задач в процессе изучения истории. Также важным компонентом обучения является создание условий для формирования ценностных ориентации учащихся, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями внешкольного образования.

Итак, приобретенный отечественный опыт внешней дифференциации обучения истории путем создания специализированных классов с углубленным изучением предмета интересен для осмысления и частичного внедрения в процесс организации профильного обучения в старшей школе.

Список литературы:

  1. 1. Паламетс Х. Специализированный класс по истории / Хиллар Паламетс // Преподавание истории в школе. – 1968. – № 5. – С. 60–62.
  2. 2. Александров А. И. Первый опыт углубленной исторической подготовки школьников / А. И. Александров // Преподавание истории в школе. – 1969. – № 3. – С. 59–65.
  3. 3. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.[schema type=»book» name=»СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАСЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА КАК ФОРМА ДИФФЕРЕНЦИИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» description=» В статье анализируется отечественный опыт внешней дифференциации обучения истории путем образования специализированных классов с углубленным обучением предмета.» author=»Олексин Юрий Петрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo link slot gacor
404: Not Found