Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАСЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА КАК ФОРМА ДИФФЕРЕНЦИИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАСЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА КАК ФОРМА ДИФФЕРЕНЦИИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В партийно-правительственном постановлении 1966 года школы (классы) с углубленным изучением предметов в 9-10 классах были названы  одной из форм дифференцированного обучения. Этим временем датируется создание в АПН СССР программ углубленного курса истории (1967). В них упоминались (без раскрытия) и специальные курсы по общественным дисциплинам. Тематика рекомендованных спецкурсов была достаточно широкой и разнообразной: «Основные проблемы истории древнего мира и средних веков», «Отечественная история с древности до конца XIX в.», «История международных отношений и внешней политики СССР», «Очерки истории культур народов СССР», «Основные вопросы советского государства и права» и др.

Указанные программы стали основой для работы в школах и классах с углубленным изучением истории и использовались в течение пяти последующих лет. Накопленный опыт работы по этим программам обсуждался на Всесоюзной научно-практической конференции в марте 1972 года. Через год в лаборатории обучения истории НИИ содержания и методов обучения АПН СССР были подготовлены новые варианты учебных программ для классов с углубленным изучением истории. В них нашли отражение и опыт работы, и общие целевые позиции, и установки дифференцированного обучения того времени.

Программы предусматривали: индивидуальный подход в обучении; развитие разносторонних интересов и способностей; профессиональную ориентацию.

В пояснительной записке к программам указывалось, что углубление знаний означает: расширение объема фактического материала; более основательное изучение важнейших идей и исторических понятий; глубокий анализ и обобщение материала; расширение источниковой базы; увеличение удельного веса самостоятельной учебной работы.

Следует сказать, что меры по организации углубленного изучения истории в специальных классах и школах не дали желаемых результатов. Количество исторических классов с начала их появления в 1983 году была небольшой. Чаще всего они возникали по инициативе творчески работающих учителей истории, директоров школ, энтузиастов, влюбленных в историю, которые стремились привить это чувство своим воспитанникам.

Ученики в такие классы набирались без конкурса, в основном из выпускников восьмых классов, которые проявляли интерес к предмету «история», начиная с 4-го класса как на уроках, так и на внеклассных занятиях, либо на основе результатов письменной работы и собеседования [1]. Программу занятий учителя преимущественно составляли сами, ориентируясь на расширение и углубление отдельных тем общей программы курса истории. Кроме того, вводились еще спецкурсы по краеведению, работы с историко-художественной литературой, изучение исторических монографий. Использовались различные формы занятий: лекции, сообщения учащихся, обсуждение рефератов. Практиковались уроки также в архивах, библиотеках, музеях.

Ставилась и решалась задача привить учащимся навыки самостоятельной работы с научной литературой. Активным формам занятий отводилось более 50% учебного времени. Опыт работы спецклассов гласил: у школьников появилось более сознательное, целенаправленное отношение к учебному труду, самостоятельность, развился интерес к общественным наукам и самообразования в этой области.

Вариант учебной программы специализированного класса по истории включал в себя, помимо изучения курсов истории и обществоведения, дополнительные главы к основному курсу истории; дополнительные главы к основному курсу обществоведения; историю культуры; историю союзной республики (с краеведческим направлением); методику распространения знаний; вступление в историческую науку [1, с. 60].

Учебная практика предусматривала практикум по истории союзной республики (экскурсии) и практикум по истории культуры.

О результатах работы специализированных классов свидетельствуют такие цифры: около 30% выпускников сразу поступали на исторические и философские факультеты ВУЗов, 10% — в военно-политические училища, около 100 человек стали преподавателями истории в школах, 35% после школы пошли работать на производство. Среди выпускников спецклассов – будущие кандидаты и доктора наук по гуманитарным дисциплинам [2].

Приобретенный опыт работы классов углубленного изучения истории, хотя и не настолько богат, дополнен интересным и ценным опытом других учителей-энтузиастов, стал полезным на новом этапе развития школ и классов исторической направленности, начавшимся с 1984 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984). Постановление было  принято в связи с началом очередной школьной реформы и предусматривало расширение возможностей для углубленного изучения отдельных предметов. В нем говорилось: «Ученикам VIII-XI классов предоставляется возможность углубленного изучения по выбору отдельных предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов с помощью факультативных занятий» [3].

В процессе реализации требований этого документа в 1986 году было разработано типовое положение о школе и классах с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов. Начался новый период развития дифференцированного обучения. Он проходил под влиянием общественно-политических событий периода перестройки, которая определяла и новые концептуальные подходы к общей цели школьного образования и дифференцированного обучения истории.

В пояснительной записке к «Программам углубленного изучения истории для специализированных классов» (1988) как цели указывались:

а) удовлетворение запросов учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению истории, развитие их творческих способностей;

б) формирование потребностей и умений реализовывать в деятельности активную гражданскую позицию в условиях демократизации жизни советского социалистического общества.

Не были оригинальными и по-новому сформулированные специфические задачи углубленного изучения истории. Как и прежде, они в основном соответствовали задачам дифференцированного обучения, ориентировали на развитие и углубление интереса, содействие профориентации учащихся.

Составители программы (научные сотрудники лаборатории обучения истории НИИ содержания и методов обучения АПН СССР) акцентировали внимание на раскрытии особенностей углубленных курсов, выделив следующие из них:

— введение в учебный процесс коротких историографических и источниковедческих обзоров из крупнейших по материалу тем, ознакомление учащихся с вкладом выдающихся ученых в развитие исторической науки;

— знакомство школьников с еще не решенными проблемами в базовой науке, дискуссионными вопросами, с методами научного исследования, представление науки как сложного процесса постижения истины;

— развитие интереса к истории посредством знакомства с биографиями выдающихся отечественных историков, их мемуарами и трудами;

— использование возможностей занятий по истории для профессиональной ориентации учащихся не только в узком (по истории) направлении, но и в широкой общественно-гуманитарной деятельности;

— тесная связь преподавания углубленного курса с внеклассной работой, общеполезным трудом, сочетание занятий с поисковой, краеведческой и другой общественно полезной деятельностью школьников.

Между тем новый этап развития общества поставил перед школой повышенные требования. В педагогической прессе рассматривался вопрос о предоставлении учащимся возможности широкого выбора тех дисциплин, которые соответствуют их потребностям. Высказывались мнения о внедрении большей дифференциации обучения, развитие индивидуальных способностей, об увеличении сети специализированных школ и классов с углубленным изучением предметов.

В школах Москвы и Рязани в течение пяти лет проходил эксперимент (руководитель — научный сотрудник лаборатории исторического образования НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, кандидат педагогических наук В. Грибов). Объектом экспериментального исследования были специфические методы обучения, динамика отношений учащихся к истории, влияние изучения предмета на некоторые личностные характеристики школьников. Значительное место в экспериментальной работе имела проверка пособий (включая учебники), отдельных методических разработок.

Осмысливая имеющийся опыт и сложившиеся взгляды на дифференцированное обучение, экспериментаторы поставили цель: на основе проверки провести коррекцию комплекса организационных, содержательных и методических средств и рекомендаций для эффективного углубления изучения истории в специализированных классах. В ходе эксперимента происходило уточнение поставленных целей. Как производные от общих целей дифференцированного обучения, они были сформулированы так: удовлетворение запросов учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению истории; осуществление обществоведческой профессиональной ориентации; формирование потребностей и умений реализовать в деятельности активную гражданскую позицию.

Годы проведения эксперимента совпали с радикальными изменениями в общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Это, естественно, сказалось на методологии и содержанию исторических курсов, организации учебного процесса. Вместе с тем проверка показала, что углубленное изучение истории положительно влияет на отношение школьников к всему школьному образованию. Полученные данные показали заметный рост познавательной активности и самостоятельности школьников, значительную глубину их исторических знаний. В целом углубленное изучение истории положительно повлияло на формирование тех личностных качеств, которые необходимы для полноценного участия молодых людей в гражданской жизни страны.

Было выявлено, что для реализации образовательных и развивающих возможностей при изучении истории в специализированных классах необходимо соблюдение ряда важных условий, а именно: формирование классов только с числа тех, кто выразил на то собственное желание; высокий профессиональный уровень учителей; организация образовательного процесса на основе деятельностного подхода, диалога и самостоятельности как ведущих компонентов методики обучения; возможность контактов с профильными ВУЗами.

Построение курса истории профильного уровня должно осуществляться, как правило, по проблемно-аналитическому, а не по хронологическому принципу, характерным для основной школы.

Также признавалось целесообразным введение в содержание курса альтернативных подходов к рассмотрению некоторых проблем, изложение различных точек зрения (версий, мнений, оценок). Предлагалось расширение круга понятий высшего уровня обобщения (по сравнению с базовым образовательным стандартом), овладение которыми необходимо для усвоения учащимися фундаментальных знаний.

Такой подход к конструированию содержания урока истории, с одной стороны, создавал основу для понимания учащимися того, что каждое из толкований включает в себя определенную часть истины, но не может претендовать на безусловную правоту. Это, в свою очередь, способствовало выработке у учащихся толерантного отношения к различным суждениям, трактовкам, мыслям. С другой стороны, учитель должен формировать в сознании школьников представления о невозможности однозначной интерпретации исторического процесса — это предпосылка для построения учениками собственной версии истории, выработка позиции к изучаемому материалу. На уроке учитель мог сообщать ученикам идеи, точки зрения, суждения близкие ему, но он не имел права свести преподавание истории только к их подтверждению.

Практикой обучения было доказано, что в классах с углубленным изучением истории необходимо знакомить учащихся с историей как наукой: ее объектами, структурой, методами, достижениями и проблемами, местом и ролью в системе наук, этапами развития исторической мысли, аспектами историографических знаний из ключевых проблем курса истории, вкладом различных историков в развитие исторической науки, их концепциями и вариантами периодизации. Это способствовало формированию умения учащихся выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности.

Практика обучения также подтвердила тезис о целесообразности ознакомления учеников специализированных классов с вспомогательными (специальными) историческими дисциплинами: палеографией, метрологией, хронологией, геральдикой, нумизматикой, генеалогией и др., которые готовят старшеклассников к активному восприятию разных исторических источников и способствуют формированию умения критически оценивать их.

Важной составляющей работы в специализированных классах было осуществление профориентационной исторической подготовки учащихся: знакомство с профессиями и сферами деятельности, в которых работают специалисты, получившие профессиональное историческое образование (в том числе с возможными ограничениями, связанными со спецификой определенных профессий и сфер деятельности); конкретными учебными заведениями, которые дают профессиональное историческое образование; из самыми «яркими» или «типичными» биографиями бывших выпускников школ, путями достижения ими успеха в сфере деятельности, требующей профессионального исторического образования.

Очевидно, что специальная подготовка учащихся требует увеличения удельного веса самостоятельной работы исследовательского характера. Речь идет, прежде всего, об организации комплексной работы учащихся с различными типами исторических источников (документы государственного, политического характера, мемуары, дневники, письма, историческая проза и т.д.), поиска и систематизации исторической информации — как основы решения исследовательских задач в процессе изучения истории. Также важным компонентом обучения является создание условий для формирования ценностных ориентации учащихся, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями внешкольного образования.

Итак, приобретенный отечественный опыт внешней дифференциации обучения истории путем создания специализированных классов с углубленным изучением предмета интересен для осмысления и частичного внедрения в процесс организации профильного обучения в старшей школе.

Список литературы:

  1. 1. Паламетс Х. Специализированный класс по истории / Хиллар Паламетс // Преподавание истории в школе. – 1968. – № 5. – С. 60–62.
  2. 2. Александров А. И. Первый опыт углубленной исторической подготовки школьников / А. И. Александров // Преподавание истории в школе. – 1969. – № 3. – С. 59–65.
  3. 3. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.[schema type=»book» name=»СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАСЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА КАК ФОРМА ДИФФЕРЕНЦИИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» description=» В статье анализируется отечественный опыт внешней дифференциации обучения истории путем образования специализированных классов с углубленным обучением предмета.» author=»Олексин Юрий Петрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/