Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Роль педагогической практики в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Роль педагогической практики в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Очевидным является тот факт, что цель педагогического образования не может сводиться к простой трансляции багажа теоретических знаний. Поэтому не случайно большинство современных российских и зарубежных научных работ, посвященных проблемам педагогического образования, идентичны в идее о необходимости преодоления барьера между теоретической и практической подготовкой студентов.

Выходом из сложившейся ситуации может послужить реформирование и усовершенствование педагогической практики, как одного из действенных средств успешной подготовки студентов к работе учителя. В ходе практики не только приобретается начальный профессиональный опыт, но и складывается личностно-профессиональная позиция, неповторимый опыт проживания педагогических ситуаций и решения педагогических проблем.

В зарубежных странах широкую популярность получили научно-исследовательские институты по изучению и исследованию проблем подготовки учителя: в Германии – Институт теории и методики подготовки учителей, в Чехии – Институт подготовки и повышения квалификации учителей и Институт изучения личности педагога, в Польше – Институт образования учителей.

В России традиционно учителей готовят педагогические институты, университеты. К сожалению, в учебных планах студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», крайне мало времени уделяется изучению блока психолого-педагогических дисциплин, а на проведение педагогической практики и того меньше. С этим связаны упреки работодателей в адрес высшей школы об отсутствии у выпускников практических навыков, о несформированности необходимых компетенций.

Для примера, в немецких вузах во время прохождения педагогической практики студенты-практиканты еженедельно посещают школьные уроки с последующим обсуждением их под руководством преподавателя. Продолжительность педагогической практики может длиться до трех лет. Данная практика организована таким образом, что будущие учителя получают место работы в школе с полной нагрузкой. Их педагогической деятельностью руководят опытные учителя, методисты. После завершения цикла практической подготовки будущий учитель сдает два государственных экзамена: первый государственный экзамен включает проверку знаний по нескольким предметам при помощи домашней научной работы, контрольные работы и устные экзамены; на втором государственном экзамене упор делается на проверку готовности к практической деятельности будущего учителя. Этот экзамен включает в себя проведение уроков и решение педагогических ситуаций. Итоговая аттестация в Германии носит накопительный характер [3].

В наших педагогических вузах педагогическая практика – это уникальное, независимое от учебного процесса в вузе образование, оторванное от конкретной теоретической подготовки студентов, когда ни темы уроков, ни темы внеклассных мероприятий, ни проблемы работы с семьей в школе или детском саду не совпадают с тем, что изучают студенты в вузе к периоду практики. Следует отметить серьезные расхождения содержания вузовского образования с востребованным практикой образовательной организации набором профессиональных компетенций. Практика, «вынутая» из теории, уже не влияет на нее, существует вполне автономно. Она проводится по алгоритму репродуктивного воспроизводства парадигмальных установок традиционного образования [2, с.133]. В.П.Борисенков обращает внимание на то, что вузовские курсы психолого-педагогических дисциплин оторваны от жизни, от актуальных проблем массовой школьной практики, теоретические знания представляются в схоластически-наукообразной форме, что не способствует осознанию будущими учителями их ценности для своей педагогической деятельности, и существует проблема асинхронности и оторванности друг от друга теоретической и практической подготовки учителя [1, с. 3-4].

Недостаточно используется потенциал практики для развития творческих способностей студентов, проявления и развития их индивидуальности; имеет место несогласованность действий методистов, педагогов, психологов, руководителей практики в вузе и в образовательных организациях; отсутствуют единые требования к содержанию и объему работы, выполняемой студентами, критериям оценки результатов деятельности практикантов.

Каждый из этих и другие недостатки объясняются теми внутренними противоречиями, которыми наполнена сегодня педагогическая практика. Это противоречия между:

  • индивидуальным и уникальным характером педагогической деятельности (в силу специфики человеческого фактора) и унифицированными едиными программами и технологиями ее освоения на практике;
  • личной ответственностью студента за результаты практики и жестко нормативным управлением ее планированием и прохождением;
  • интенсивным накоплением научно-теоретических знаний и невостребованностью этих знаний на практике;
  • процессуальным характером развития детей и личности самого педагога и фрагментарной структурой практики, не позволяющей видеть динамику роста.

Для того чтобы разрешить обозначенные противоречия необходимо при организации и проведении практики учитывать следующие положения:

  1. Ведущей ключевой задачей всех руководителей педагогической практики должно стать развитие индивидуальных способностей будущих учителей. Для решения этой задачи предусматривается большая дифференциация и индивидуализация содержания и организации практики (вариативность заданий-проектов, предлагаемых студентам на выбор с учетом их профессиональной направленности, общеобразовательной и профессиональной подготовки, индивидуальных особенностей, добровольный выбор базы практики). Наряду с закреплением студенческих групп за школами используется индивидуальное прикрепление отдельных студентов к опытным учителям-воспитателям.
  2. В организации педпрактики необходимо усиление самостоятельности и активности студентов. Практика должна носить обучающий и развивающий характер. При ее организации и проведении преподавателями решаются, во-первых, прикладные задачи: создать условия для овладения студентами практическими навыками и умениями организации учебной и воспитательной работы. Во-вторых, решаются задачи расширения и углубления педагогических, психологических и специальных (предметных, методических) знаний и приобретения новых. В-третьих, задачей практики является развитие индивидуальных способностей студента, формирование его педагогической компетенции.
  3. Педагогическая практика должна носить воспитывающий характер, когда к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие педагогического коллектива образовательной организации. Как член коллектива студент выполняет все виды и функции профессиональной деятельности учителя.
  4. Студента необходимо постоянно и заранее готовить к педагогической практике. Эта подготовка должна осуществляется на всех курсах, на протяжении всего срока обучения с тем, чтобы студент был готов к практической работе.

Вместе с тем в условиях незначительного объёма учебного времени, выделяемого на педагогические практики в учебно-воспитательном процессе педвуза, возникает объективная необходимость широкой опоры на самостоятельность как внутреннее стремление самих практикантов к самореализации посредством самообразовательной и научно-творческой деятельности, характеризующееся способностью личности определять цели, овладевать способами данных видов деятельности, осуществлять эффективный самоконтроль с целью дальнейшего преобразования окружающей действительности и её последующего совершенствования, выступающее детерминантой качественного исполнения выпускником высшей школы своих профессиональных обязанностей.

Таким образом, в процессе практики должны интенсифицироваться процессы профессионального становления будущего специалиста, его профессиональное самоопределение, самопознание, творческая самореализация и саморазвитие.

В соответствии с этим, организуя практику студентов, необходимо опираться на следующие принципы ее построения:

  • принцип непрерывности образования, предполагающий единство всех этапов процесса формирования профессиональных компетенций студентов в период прохождения практики;
  • принцип системности, позволяющий рассматривать все проектируемые элементы системы формирования профессиональных компетенций как единое целое с многообразными внутренними связями между собой и внешней средой, отражающий в процессе организации практики полноту необходимых форм, методов и средств педагогического управления процессом формирования профессиональных компетенций будущих педагогов, согласованность их с главной и промежуточной целями;
  • принцип индивидуализации и дифференциации в реализации системы формирования профессиональных компетенций будущих педагогов с учетом их потребностей, интересов, склонностей и способностей;
  • технологический принцип. Для того чтобы в ходе практики реализовать первые три принципа требуется высокая технологическая проработка. С одной стороны, ее должны совершить организаторы и руководители практики, педагоги, а с другой и сами студенты, становящиеся субъектами ее подготовки и проведения. Студент в ходе практики должен овладеть технологией проектирования своей деятельности. В этом случае мы выходим на создание технологий проведения практики не «сверху», а «снизу», двигаясь от теории через практику к формированию у студентов профессиональных компетенций;
  • принцип преемственности предполагает установление необходимой связи и правильного соотношения между этапами подготовки студентов к профессиональной деятельности, то есть последовательность, систематичность усвоения профессиональных знаний и умений, опора на изученное и на достигнутый уровень развития, согласованность ступеней и этапов проведения педагогической практики.

Для того чтобы повысить эффективность проведения практики, на наш взгляд, необходимо:

-увеличить сроки ее проведения;

-четко определить цели и задачи практики студентов, обозначить точно и конкретно ее содержание, указать теоретические знания, которые могут быть использованы и учтены в практической деятельности, компетенции, которые должны по итогам практики быть сформированы, а также обозначить критерии оценки деятельности студента в период практики;

-определить каждому студенту возможные варианты прохождения практики, учитывая их интересы, способности, перспективу дальнейшего развития и роста;

-оказание педагогической поддержки студенту в самостоятельном разрешении возникающих затруднений (от выявления и фиксации трудностей до анализа и оценки эффективности выбранных способов их разрешения).

Резюмируя изложенное, отметим, что учет всех требований к организации практики позволит не только подготовить студентов к профессиональной деятельности, но и сформировать личностные качества, необходимые будущему педагогу, профессионально мобильному специалисту.

Литература:

1.Бозиев, Р.С.  Способы представления теоретических знаний в курсе педагогики для будущих учителей (Круглый стол) / Р.С. Бозиев, Л.П. Стрельницкая // Педагогика. – 2004. — №8. —  с. 3-4.

2.Оганесян, Е. В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения) / Е.В. Оганесян. – М.: Пед. общество России, 2004. – 176 с.

3.Скоробогатова, М.Р. Развитие системы подготовки учителей начальных классов в Украине (вторая половина XX столетия): дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Скоробогатова Мария Ростиславовна. – Симферополь, 2010. – 265 с.[schema type=»book» name=»Роль педагогической практики в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов» description=»В статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт организации педагогической практики студентов в вузах, проведен их сравнительный анализ. Определены основные проблемы организации педагогической практики в отечественной высшей школе: недостаточное количество времени, несогласованность действий школьных учителей и методистов вузов, устаревшие формы и методы проведения практической подготовки будущих учителей.» author=»Прохорова Ирина Константиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/