Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Роль педагогической практики в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Роль педагогической практики в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Очевидным является тот факт, что цель педагогического образования не может сводиться к простой трансляции багажа теоретических знаний. Поэтому не случайно большинство современных российских и зарубежных научных работ, посвященных проблемам педагогического образования, идентичны в идее о необходимости преодоления барьера между теоретической и практической подготовкой студентов.

Выходом из сложившейся ситуации может послужить реформирование и усовершенствование педагогической практики, как одного из действенных средств успешной подготовки студентов к работе учителя. В ходе практики не только приобретается начальный профессиональный опыт, но и складывается личностно-профессиональная позиция, неповторимый опыт проживания педагогических ситуаций и решения педагогических проблем.

В зарубежных странах широкую популярность получили научно-исследовательские институты по изучению и исследованию проблем подготовки учителя: в Германии – Институт теории и методики подготовки учителей, в Чехии – Институт подготовки и повышения квалификации учителей и Институт изучения личности педагога, в Польше – Институт образования учителей.

В России традиционно учителей готовят педагогические институты, университеты. К сожалению, в учебных планах студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», крайне мало времени уделяется изучению блока психолого-педагогических дисциплин, а на проведение педагогической практики и того меньше. С этим связаны упреки работодателей в адрес высшей школы об отсутствии у выпускников практических навыков, о несформированности необходимых компетенций.

Для примера, в немецких вузах во время прохождения педагогической практики студенты-практиканты еженедельно посещают школьные уроки с последующим обсуждением их под руководством преподавателя. Продолжительность педагогической практики может длиться до трех лет. Данная практика организована таким образом, что будущие учителя получают место работы в школе с полной нагрузкой. Их педагогической деятельностью руководят опытные учителя, методисты. После завершения цикла практической подготовки будущий учитель сдает два государственных экзамена: первый государственный экзамен включает проверку знаний по нескольким предметам при помощи домашней научной работы, контрольные работы и устные экзамены; на втором государственном экзамене упор делается на проверку готовности к практической деятельности будущего учителя. Этот экзамен включает в себя проведение уроков и решение педагогических ситуаций. Итоговая аттестация в Германии носит накопительный характер [3].

В наших педагогических вузах педагогическая практика – это уникальное, независимое от учебного процесса в вузе образование, оторванное от конкретной теоретической подготовки студентов, когда ни темы уроков, ни темы внеклассных мероприятий, ни проблемы работы с семьей в школе или детском саду не совпадают с тем, что изучают студенты в вузе к периоду практики. Следует отметить серьезные расхождения содержания вузовского образования с востребованным практикой образовательной организации набором профессиональных компетенций. Практика, «вынутая» из теории, уже не влияет на нее, существует вполне автономно. Она проводится по алгоритму репродуктивного воспроизводства парадигмальных установок традиционного образования [2, с.133]. В.П.Борисенков обращает внимание на то, что вузовские курсы психолого-педагогических дисциплин оторваны от жизни, от актуальных проблем массовой школьной практики, теоретические знания представляются в схоластически-наукообразной форме, что не способствует осознанию будущими учителями их ценности для своей педагогической деятельности, и существует проблема асинхронности и оторванности друг от друга теоретической и практической подготовки учителя [1, с. 3-4].

Недостаточно используется потенциал практики для развития творческих способностей студентов, проявления и развития их индивидуальности; имеет место несогласованность действий методистов, педагогов, психологов, руководителей практики в вузе и в образовательных организациях; отсутствуют единые требования к содержанию и объему работы, выполняемой студентами, критериям оценки результатов деятельности практикантов.

Каждый из этих и другие недостатки объясняются теми внутренними противоречиями, которыми наполнена сегодня педагогическая практика. Это противоречия между:

  • индивидуальным и уникальным характером педагогической деятельности (в силу специфики человеческого фактора) и унифицированными едиными программами и технологиями ее освоения на практике;
  • личной ответственностью студента за результаты практики и жестко нормативным управлением ее планированием и прохождением;
  • интенсивным накоплением научно-теоретических знаний и невостребованностью этих знаний на практике;
  • процессуальным характером развития детей и личности самого педагога и фрагментарной структурой практики, не позволяющей видеть динамику роста.

Для того чтобы разрешить обозначенные противоречия необходимо при организации и проведении практики учитывать следующие положения:

  1. Ведущей ключевой задачей всех руководителей педагогической практики должно стать развитие индивидуальных способностей будущих учителей. Для решения этой задачи предусматривается большая дифференциация и индивидуализация содержания и организации практики (вариативность заданий-проектов, предлагаемых студентам на выбор с учетом их профессиональной направленности, общеобразовательной и профессиональной подготовки, индивидуальных особенностей, добровольный выбор базы практики). Наряду с закреплением студенческих групп за школами используется индивидуальное прикрепление отдельных студентов к опытным учителям-воспитателям.
  2. В организации педпрактики необходимо усиление самостоятельности и активности студентов. Практика должна носить обучающий и развивающий характер. При ее организации и проведении преподавателями решаются, во-первых, прикладные задачи: создать условия для овладения студентами практическими навыками и умениями организации учебной и воспитательной работы. Во-вторых, решаются задачи расширения и углубления педагогических, психологических и специальных (предметных, методических) знаний и приобретения новых. В-третьих, задачей практики является развитие индивидуальных способностей студента, формирование его педагогической компетенции.
  3. Педагогическая практика должна носить воспитывающий характер, когда к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие педагогического коллектива образовательной организации. Как член коллектива студент выполняет все виды и функции профессиональной деятельности учителя.
  4. Студента необходимо постоянно и заранее готовить к педагогической практике. Эта подготовка должна осуществляется на всех курсах, на протяжении всего срока обучения с тем, чтобы студент был готов к практической работе.

Вместе с тем в условиях незначительного объёма учебного времени, выделяемого на педагогические практики в учебно-воспитательном процессе педвуза, возникает объективная необходимость широкой опоры на самостоятельность как внутреннее стремление самих практикантов к самореализации посредством самообразовательной и научно-творческой деятельности, характеризующееся способностью личности определять цели, овладевать способами данных видов деятельности, осуществлять эффективный самоконтроль с целью дальнейшего преобразования окружающей действительности и её последующего совершенствования, выступающее детерминантой качественного исполнения выпускником высшей школы своих профессиональных обязанностей.

Таким образом, в процессе практики должны интенсифицироваться процессы профессионального становления будущего специалиста, его профессиональное самоопределение, самопознание, творческая самореализация и саморазвитие.

В соответствии с этим, организуя практику студентов, необходимо опираться на следующие принципы ее построения:

  • принцип непрерывности образования, предполагающий единство всех этапов процесса формирования профессиональных компетенций студентов в период прохождения практики;
  • принцип системности, позволяющий рассматривать все проектируемые элементы системы формирования профессиональных компетенций как единое целое с многообразными внутренними связями между собой и внешней средой, отражающий в процессе организации практики полноту необходимых форм, методов и средств педагогического управления процессом формирования профессиональных компетенций будущих педагогов, согласованность их с главной и промежуточной целями;
  • принцип индивидуализации и дифференциации в реализации системы формирования профессиональных компетенций будущих педагогов с учетом их потребностей, интересов, склонностей и способностей;
  • технологический принцип. Для того чтобы в ходе практики реализовать первые три принципа требуется высокая технологическая проработка. С одной стороны, ее должны совершить организаторы и руководители практики, педагоги, а с другой и сами студенты, становящиеся субъектами ее подготовки и проведения. Студент в ходе практики должен овладеть технологией проектирования своей деятельности. В этом случае мы выходим на создание технологий проведения практики не «сверху», а «снизу», двигаясь от теории через практику к формированию у студентов профессиональных компетенций;
  • принцип преемственности предполагает установление необходимой связи и правильного соотношения между этапами подготовки студентов к профессиональной деятельности, то есть последовательность, систематичность усвоения профессиональных знаний и умений, опора на изученное и на достигнутый уровень развития, согласованность ступеней и этапов проведения педагогической практики.

Для того чтобы повысить эффективность проведения практики, на наш взгляд, необходимо:

-увеличить сроки ее проведения;

-четко определить цели и задачи практики студентов, обозначить точно и конкретно ее содержание, указать теоретические знания, которые могут быть использованы и учтены в практической деятельности, компетенции, которые должны по итогам практики быть сформированы, а также обозначить критерии оценки деятельности студента в период практики;

-определить каждому студенту возможные варианты прохождения практики, учитывая их интересы, способности, перспективу дальнейшего развития и роста;

-оказание педагогической поддержки студенту в самостоятельном разрешении возникающих затруднений (от выявления и фиксации трудностей до анализа и оценки эффективности выбранных способов их разрешения).

Резюмируя изложенное, отметим, что учет всех требований к организации практики позволит не только подготовить студентов к профессиональной деятельности, но и сформировать личностные качества, необходимые будущему педагогу, профессионально мобильному специалисту.

Литература:

1.Бозиев, Р.С.  Способы представления теоретических знаний в курсе педагогики для будущих учителей (Круглый стол) / Р.С. Бозиев, Л.П. Стрельницкая // Педагогика. – 2004. — №8. —  с. 3-4.

2.Оганесян, Е. В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения) / Е.В. Оганесян. – М.: Пед. общество России, 2004. – 176 с.

3.Скоробогатова, М.Р. Развитие системы подготовки учителей начальных классов в Украине (вторая половина XX столетия): дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Скоробогатова Мария Ростиславовна. – Симферополь, 2010. – 265 с.[schema type=»book» name=»Роль педагогической практики в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов» description=»В статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт организации педагогической практики студентов в вузах, проведен их сравнительный анализ. Определены основные проблемы организации педагогической практики в отечественной высшей школе: недостаточное количество времени, несогласованность действий школьных учителей и методистов вузов, устаревшие формы и методы проведения практической подготовки будущих учителей.» author=»Прохорова Ирина Константиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot demo 2023 slot gacor selotgacorku slot gacor maxwin judi online slot demo slot demo slot pulsa link slot gacor slot online slot slot gacor slot demo slot demo slot gacor link slot gacor https://dinpermasdes.klaten.go.id/system/link/ https://polakesatu.pekalongankab.go.id/download/sgku/
404: Not Found