Номер части:
Журнал

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕНСИФИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕНСИФИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Интенсивное обучение иностранным языкам как отдельное направление зародилось ещё в 1960-е — начале 70-х годов в силу необходимости овладения иностранным языком в сжатые сроки и появления узко практических целей его использования (владение языком делового общения, разговорной речью). Известно, что направление было разработано Г. Лозановым в Болгарии в Научно-исследовательском институте суггестологии [10, c. 206].

Вопрос интенсивного овладения иностранными языками актуален и на сегодняшний день. В условиях глобализации общества владение иностранными языками является одной из ключевых компетенций любого специалиста [3, c. 32].

Особенно важен вопрос интенсификации обучения иноязычному общению взрослого поколения, так как в силу необходимости сохранения своей востребованности на рынке труда взрослый заинтересован в быстроте и высоком качестве обучения.

Актуальность интенсификации обучения взрослых людей подкрепляется также потребностью взрослого человека пройти обучение в системе дополнительного образования, где обучение направлено на быстрое восполнение пробелов общего образования. «Обучение не является для взрослого человека основной деятельностью и рассматривается им как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем» [6, c. 23].

Прежде чем перейти к рассмотрению способов реализации интенсивного обучения иноязычному общению взрослых учащихся, дадим определение понятию «интенсификация обучения».

Определим его как достижение максимума эффективности «за минимально возможное учебное время при минимальных затратах усилий учащегося и учителя» [7, c. 7].

Для достижения таких результатов обучения важна активизация учебной деятельности обучающего и обучаемого [7, c. 11-13]. В данной статье мы сделаем акцент именно на деятельности обучаемого.

 Принцип активизации лежит в основе метода интенсивного обучения иностранным языкам, который впервые был реализован Г. Лозановым, разработчиком суггестопедической системы обучения иностранным языкам, и который представляет собой мобилизацию психологических резервов личности обучаемого [10, c. 208].

Данный принцип в последующем вошел в основу и других методических систем интенсивного обучения иностранным языкам. Среди них наиболее известными являются эмоционально-смысловой метод И. Ю. Шехтера, метод ускоренного обучения взрослых Л. Ш. Гегечкори, метод активизации возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской [10, c. 206].

Принцип активизации определил следующие особенности интенсивного обучения: мобилизация резервов памяти, интеллекта и личности студента; сопровождение обучения «эффектом отдыха»; вызов приятных переживаний; помощь социальной адаптации личности [4, c. 202].

«Задача заключается в том, чтобы создать в аудитории на краткосрочных курсах обстановку, максимально благоприятствующую изучению иностранного языка, которая помогла бы реализовать все внутренние возможности и резервы обучаемых» [5, c. 27].

Г.А. Китайгородская подкрепляет целесообразность и эффективность данного метода обучения следующими основами обучения: усиление мотивации учебной деятельности, развитие обучаемых как личностей, повышение самооценки, снятие коммуникативных барьеров в общении, развитие учебной группы как коллектива [4, c. 203].

Из вышеперечисленного особую важность, по нашему мнению, представляют активизация памяти обучаемых и повышение уровня их мотивации к обучению.

Известно, что основными психологическими механизмами, необходимыми для осуществления деятельности на иностранном языке, являются внимание, память, мышление и речевой слух [2, c. 161-248].

Так как уровень развития памяти значительно снижается с возрастом [5, c. 18], данный механизм особенно нуждается в активизации при интенсификации обучения взрослых иностранному языку.

 Доказано, что на активизацию памяти влияет создание положительной мотивации к восприятию новой информации. Интерес возникает при наличии установки на восприятие информации, что в свою очередь способствует увеличению времени удержания в голове полученной информации [8, c. 130].

Следующим условием интенсификации обучения взрослых иностранному языку является применение деятельностного подхода к обучению, который основан на психолого-возрастных особенностях обучения взрослых учащихся.

Взрослый нетерпим к зубрежке и механическому заучиванию того, что не используется на практике [1, c. 14-15]. Следовательно, взрослый человек хочет получить знания не только быстро и качественно, но и с возможностью применения их в своей деятельности.

Поэтому интенсификация процесса обучения достигается за счёт обучения деятельности, а не предварительного сообщения обучающимся знаний с последующим применением их на практике, то есть «знания о деятельности у обучаемого формируются в процессе овладения самой деятельностью» [1, c. 13-14].

В нашем случае, такой деятельностью является речевая деятельность учащихся. Следовательно, для интенсификации процесса обучения иноязычному общению, речевая деятельность должна быть как объектом, так и средством обучения [7, c. 52].

Таким образом, общение является не просто отдельным фрагментом учебного процесса, а основой учебно-познавательной деятельности учащихся [7, c. 64-65]. Поэтому в данной статье мы раскрываем особенности интенсификации не просто обучения языку, а именно иноязычному общению.

Эффективность данного подхода для интенсификации обучения взрослых иноязычному общению все также связана с повышением уровня мотивации взрослых учащихся, что в свою очередь влияет и на активизацию их внутренних ресурсов.

Включение в общение с первых занятий вызывает положительные эмоции, осознание результатов своей деятельности оказывает влияние на повышение мотивации к обучению, «а мотивация, как известно, является самой важной переменной продуктивности поведения» [7, c. 60].

Поэтому задача преподавателя заключается в расширении спектра учебных целей для обучаемых, что может выражаться в рассмотрении иностранного языка не как цели обучения, а как средства достижения иных познавательных целей [9, c. 65-66].

Таким образом, установив прямую связь между активизацией внутренних ресурсов обучаемых и уровнем их положительной мотивации к обучению, мы сделали вывод о том, что в основе интенсификации обучения взрослых учащихся иноязычному общению лежит создание различных стимулов к обучению.

Список литературы:

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М: Владос, 1998. – 269 с.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студентов линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с
  3. Горбатюк В.Ф. Синергетика в современном обучении. – Таганрог: Издательство ФГБОУ ВПО Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П. Чехова, 2012. – 208 с.
  4. Искандарова О.Ю. Проблемы теории и практики формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста: Монография / О.Ю. Искандарова; М-во здравоохранения РФ. Башк. гос. мед. ун-т, Башк. пед. ин-т. – Уфа, 1998. – 259 с.
  5. Кабакчи М.К. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском языке в условиях краткосрочных курсов: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Санкт-Петербург, 2002. – 191 с.
  6. Кезин В.Г. Психолого-педагогические особенности обучения взрослых. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2012. №17(43).
  7. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 175 с.
  8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
  9. Фатхулина Г.Г. Когнитивная технология обучения иностранному языку  магистров гуманитарного вуза  // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2015. №  — С. 63-69.
  10. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам // Теория и практика. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.[schema type=»book» name=»РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕНСИФИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»Данная статья посвящена вопросу интенсификации обучения иноязычному общению взрослых учащихся в системе дополнительного образования. В работе рассмотрены способы интенсификации обучения, основанные на идеях суггестопедической системы обучения иностранным языкам, методе активизации возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской и деятельностном подходе к обучению иноязычному общению. В статье также подчеркивается важность создания положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка.» author=»Потапова Елена Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх