Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Современному производству нужны специалисты способные творчески подходить к решению профессиональных задач, обладающие нестандартным мышлением, с высоким уровнем сформированности креативных способностей.

В процессе преподавания инженерной графики были отмечены затруднения у студентов при самостоятельной работе с технической литературой, не умением ясно и точно выразить свои мысли, делать выводы, анализировать, сравнивать. Одна из основных целей современного урока – научить студентов творчески мыслить.

Цель изучения дисциплины «Инженерная графика» — приобретение теоретических знаний и практических умений по чтению и выполнению машиностроительных чертежей и схем.

Инженерная графика имеет большое значение для формирования логического, абстрактного и пространственного мышления студентов в процессе оперирования пространственными образами плоских и объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным содержанием.

В свою очередь, для успешного изучения данной дисциплины необходимо делать приоритетными такие задачи, как: сочетание репродуктивной деятельности студентов с активизацией их самостоятельной поисковой деятельности, развитие пространственного мышления, творческого профессионального мышления, овладение мыслительными операциями анализа и синтеза пространственных форм.

Исходя из задач изучения дисциплины, наиболее подходящей для преподавания рассматриваемой дисциплины является кейс — технология, ориентированная на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых обучающие приобретают коммуникативные умения. Организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.

При решении общей проблемы на занятиях по инженерной графике полезным оказывается сотрудничество, которое позволяют всем студентам полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное, – научиться работать совместно и самостоятельно.

Что же представляет собой кейс-технология? Кейс-технология представляет собой синтез проблемного обучения, специфическую разновидность исследовательской аналитической, проектной, информационно-коммуникативной технологий. Формирование проблемы при использовании кейс-технологии и ее решение происходят на основании кейса, в котором представлено описание ситуации, содержащее необходимую информацию для поиска эффективных путей решения и вопросы для студентов.

По мнению ряда исследователей, кейс-технология представляет собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач.

Кейс-технологию можно представить в следующей схеме.

Анализ ситуации → Постановка задачи (проблемы) →Поиск оптимальных решений задачи (проблемы) студентами → Обоснование путей решения задачи (проблемы).

Кейс (пакет документов) предназначен для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. В результате происходит овладение профессиональными компетенциями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, производственной ситуации.

Традиционно в теории обучения предполагается, что студенты оказываются в ситуации, связанной с необходимостью решать уже поставленные перед ними задачи. В этом случае задача выступает в виде структурно оформленного текста. Однако в практической деятельности человек неоднократно сталкивается с возникновением интеллектуальных затруднений, смысл и содержание которых им самим еще до конца не понятен. Здесь нет никакого текста, а есть реальные условия, в которых человек не может реализовать действие ранее известными способами. Чтобы продолжить достижение цели, он должен найти новый способ действия.

Разработка теории преодоления интеллектуальных затруднений в действии позволила рассмотреть создание проблемных ситуаций как одну из составляющих процесса обучения.

Процесс преодоления интеллектуального затруднения во многом опирается на собственную мыслительную активность человека по отношению к объекту действия. Для того чтобы разобраться с возникшим затруднением, субъект должен перевести реальные характеристики объекта, средств и способов действия в план сознания и попытаться оформить эти представления в виде словесных формулировок. Тем самым самостоятельный переход человека от проблемной ситуации к мыслительной задаче — проблеме — и составляет одну из ключевых особенностей преодоления затруднений в действии.

Если в традиционном обучении усваиваемое знание должно занять место цели в учебных действиях студента, то проблемное обучение предполагает создание таких условий, при которых у студента возникает потребность в этих знаниях. В этом случае процесс поиска студентом неизвестного знания не совпадает с процессом решения задачи. Он осуществляется по другим закономерностям, связанным не только с логикой, но и с интуицией.

Основным средством порождения проблемных ситуаций в процессе обучения выступают «проблемные задания». Проблемное задание может быть определено как практическое или теоретическое задание, вызывающее познавательную потребность у студентов в самостоятельном поиске нового способа действия.

Использование кейс-технологии при обучении инженерной графике можно применять для решения задач различных уровней сложности в зависимости от мыслительных операций, которые будут выполнять студенты при выполнении чертежей. Например:

  • деталирование сборочного чертежа, определение неисправности технического состояния механизмов на основе анализа их устройства по чертежам и схемам (задачи на ситуацию анализа);
  • вычерчивание сборочного чертежа или чертежа общего вида по чертежам деталей (задачи на ситуацию синтеза);
  • сопоставление машин и их составных частей с изображением на чертежах и схемах (задачи на ситуацию сравнения);
  • вычертить чертежи деталей или сборочных единиц по определенному признаку (задачи на ситуацию классификации);
  • самостоятельное вычерчивание чертежа или схемы на основе описания нового технического устройства, его принципа действия (задача на ситуацию сравнения, аналога),
  • постановка конструктивно технических задач на изменение конструкции (задача на ситуацию аналога).

Для преподавателя проблемное задание выступает средством:

а) управления познавательной деятельностью студента;

б) формирования его мыслительных способностей.

Студент в ходе проблемного обучения должен осуществить процесс вхождения в проблемную ситуацию. Проблемная ситуация появляется как психологическая реакция на объективное противоречие, содержащееся в задании.

Таким образом, учебная проблема выступает как отражение (форма проявления) логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия (способа действия).

Процесс решения проблемы не может идти только по строго определенному пути, предусмотренному преподавателем заранее. На любом из этих этапов могут быть непредвиденные отклонения, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями студентов и другими факторами.

Решение проблемы не копирует процессов, наблюдаемых в решении учебных задач, поскольку понятие «задача» не совпадает с понятием «проблема». В процессе решения проблемы происходит не только переструктурирование проблемной ситуации, но и ее логическая трансформация. Для дидактики важно осознание того факта, что по мере решения проблемы происходит преобразование самого студента, изменение его знаний, определенного рода «скачок» в умственном развитии. Решение проблемы или системы проблем приводит студента не только к овладению некоторыми новыми знаниями и способами действия, оно составляет микроэтап в его умственном развитии. Тем самым проблемное обучение стремится преодолеть присущую многим методам обучения пассивность студентов в ходе учебных занятий.

Можно сделать вывод:

Проблемное обучение, такой дидактический процесс, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность студентов по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Поэтому использование проблемного метода, как элемента кейс-технологии между преподавателем и студентом заключается в следующем:

  • нахождение и обдумывание возможного способа решения проблемы (вопроса, задачи);
  • руководство усмотрением проблемы студентами;
  • уточнение формулировки проблемы;
  • оказание помощи студентам в анализе условий;
  • помощь в выборе плана решения;
  • консультирование в процессе решения;
  • помощь в нахождении способов самоконтроля;
  • разбор индивидуальных ошибок или общее обсуждение решения проблемы.

Таким образом, внедрение кейс-технологии в процесс обучения инженерной графики сделает его более продуктивным и позволит организовать самостоятельную работу студентов. На занятиях с использованием кейс-технологии студенты проявляют больше самостоятельности при планировании своей деятельности. Выбирая пути решения поставленных проблем, студенты овладевают системой знаний и умений в профессиональной деятельности и самообразовании. В учебном процессе развивается активность личности, и формируются познавательные интересы компетентного специалиста.

Список литературы:

  1. Антипова М.В. Значение кейсов в современной образовательной системе. История возникновения метода, его особенности: функции, принципы, задачи. Типы и жанры. Источники. Виды анализа кейсов: метод. Пособие для преподавателей филиала: Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО МарГТУ, 2011.
  2. Байденко В.И., Максимов Н.И., Селезнева Н.А. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования: европейский опыт. – М.: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2012. – 153 с.
  3. Варданян М.Р. Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-study. Тобольск : ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009.
  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высшая школа,1991. – 207с.
  5. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. URL: https://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
  6. Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей, плана и текста кейса // Инновации в образовании. 2010. №3. С.15–36.
  7. Сажнева С.В., Кузьменко Е.О. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов. URL: type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» description=»В статье рассмотрены сущность проблемного обучения и преимущество кейс-технологии при обучении инженерной графики в системе профессионального образования.» author=»Белоусова Наталья Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found