Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения, осуществляемая различными субъектами, учреждениями, социальными институтами, несет в себе черты социального взаимодействия и партнерства.

Для организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения мы использовали метод моделирования с целью разработки ее модели на основе деятельностно-аксиологического подхода [7].

В современной педагогике выделяется множество различных подходов: аксиологический, деятельностный, комплексный, личностно-ориентированный, гуманистический, системный и др. Многие из представленных подходов нашли подтверждение своей эффективности в практической деятельности [6]. В контексте нашего исследования, для организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения, считаем необходимым дать обоснование деятельностно-аксиологическому подходу, который, по мнению Е.В. Киприяновой, позволит обеспечить интегративное содержательное, процессуальное единство деятельностной направленности и ценностной ориентированности образования [4, 5].

Опираясь на определение, предложенное Е.В. Киприяновой, мы рассматриваем деятельностно-аксиологический подход как методологический принцип, реализация которого позволяет формировать ценности здоровья и здорового образа жизни в процессе индивидуальной и групповой деятельности субъектов образовательного процесса.

На основе деятельностно-аксиологического подхода, нами была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения, которая состоит из целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного блоков, достигающая цель физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения через последовательное решение ее задач. При построении модели мы опирались на общий принцип организации физкультурно-оздоровительной деятельности, предполагающий более частные принципы целостного педагогического процесса, реализуемые при использовании деятельностно-аксиологического подхода.

Целевой блок модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности:

Целевой блок модели включает: совокупность целей и задач, направленных на упорядочение всего спектра влияний (физических, природных, психолого-педагогических, социальных) на обучающегося; принципов (сотрудничества, природосообразности, культуросообразности, ориентации на ценностные отношения, субъектности, моделирования взаимодействия, оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости).

Цель модели: осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.

Задачи модели:

  • скоординировать усилия субъектов образовательного процесса при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • согласовать процедуры физкультурно-оздоровительной деятельности и правила ее организации;
  • согласовать взаимодействие социальных партнеров;
  • обеспечить оказание помощи и поддержки субъектам образовательного процесса пропедевтические и по запросу.

 

Рис 1. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения на основе деятельностно-аксиологического подхода

 

Организация физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения на основе деятельностно-аксиологического подхода находит свое практическое выражение в определенных выше принципах модели:

  • принцип гуманистической направленности;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип субъектности;
  • принцип моделирования взаимодействия;
  • принцип природосообразности;
  • принцип оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости;
  • принцип ориентации на ценностные отношения;
  • принцип преемственности, последовательности и систематичности;
  • принцип сознательности и активности обучающихся;
  • принцип сотрудничества.

Перечисленные цель, задачи и принципы физкультурно-оздоровительной деятельности реализуются в образовательном учреждении через определенное содержание и направление деятельности, которые представлены в содержательном блоке.

Содержательный блок модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности:

Содержательный блок модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя: оптимизацию двигательной активности обучающихся, укрепление здоровья, развитие психических и личностных качеств обучающихся, организация целенаправленной профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей, формирование представлений и ценностей здоровья и здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса.

Деятельностный блок модели:

В деятельностный блок модели включает физкультурно-оздоровительную деятельность в учебном процессе, внеучебной работе и в семье, осуществляемую с применением психолого-педагогических форм и методов средствами физической культуры.

ФОД в учебном процессе включает в себя:

  • проведение основных и дополнительных уроков физической культуры;
  • психологические тренинги, направленные на развитие личностных качеств (целеустремленность, экстраверсия, сообразительность, уверенность в себе, эмоциональная невозбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимистичность, самоконтроль, невозмутимость и др.) проводятся в образовательном учреждении штатным психологом один раз в месяц, с целью улучшить психоэмоциональное состояние детей и подростков ОУ, сформировать мотивацию к учебной деятельности, развить их коммуникативные качества и способствовать снятию коммуникативных барьеров между учениками и учителем, учеником и учеником, учениками и их родителями.

ФОД во внеучебной деятельности:

  • проведения индивидуально-командных конкурсов с субъектами образовательного процесса;
  • разработка и внедрение комплексов ЛФК с целью профилактики соматических заболеваний обучающихся в образовательном учреждении и дома;
  • участия детей в городских, областных и всероссийских соревнованиях по различным видам спорта;

Проведение индивидуально-командных конкурсов с субъектами образовательного процесса позволяет: повысить двигательную активность не только обучающихся детей, но и их родителей и педагогов образовательного учреждения; обратить внимание родителей на собственное здоровье и необходимость активного образа жизни; снять коммуникативные барьеры между субъектами образовательной деятельности. Разработка и внедрение комплексов ЛФК позволяет родителям самостоятельно составить программу профилактики соматических заболеваний детей школьного возраста.

ФОД в семье:

  • составление индивидуальной двигательной активности;
  • соблюдение суточного режима и правил личной гигиены;
  • рациональное и умеренное питание.

Организация в образовательном учреждении учебной и внеучебной деятельности способствует не только формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, устойчивой мотивации к учебной деятельности, но и формирует у обучающихся привычку к ежедневной двигательной активности.

Средства физической культуры:

  • физические упражнения, направленные на развитие физических и личностных качеств;
  • профилактика нарушений осанки, зрения, обмена веществ и плоскостопия;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические факторы.

Психолого-педагогические формы: учебная работа, внеурочные и внеклассные формы работы, общешкольные мероприятия, психологические тренинги, система домашних заданий, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и родителей в средствах массовой информации;

Психолого-педагогические методы: словесные методы, наглядные методы, практические методы, игровые методы, соревновательные методы, метод группового влияния.

Контрольно-оценочный блок модели:

Контрольно-оценочный блок модели необходим для комплексной оценки эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.

Целью разработанной нами системы оценивания физкультурно-оздоровительной деятельности является оценка ее эффективности на основе анализа процессуальных и содержательных характеристик с использованием критериально-оценочного аппарата с последующей разработкой плана корригирующих мероприятий для улучшения физической подготовленности и физического развития детей, укрепления здоровья обучающихся.

Поставленная задача достигается тем, что эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения оценивается на основании критериально-ориентированной диагностики условий, процесса и результата этой деятельности с использованием четырех критериев: критериев процесса (целевой и организационно-деятельностный) и критериев результата (ценностный и здоровьесберегающий). На их основе рассчитывается общая оценка уровня организации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении с помощью интегрального коэффициента физкультурно-оздоровительной деятельности I по формуле:

I = (Кцен + Кзд) – (Кцел + Код),

где Кцен – показатели ценностного критерия;

Кзд – показатели здоровьесберегающего критерия;

Кцел – показатели целевого критерия;

Код – показатели организационно-деятельностного критерия.

Чем выше эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, тем значение I ближе к нулю, т.е. суммарное значение показателей критериев процесса (Кцел, Код) должно соответствовать суммарному значению показателей результата (Кцен, Кзд).

Представленная комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения осуществляется в рамках входного и выходного контроля соответственно в начале и конце учебного года.

Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью реализуется в образовательном учреждении с помощью включения в каждый из перечисленных выше блоков модели компонентов структуры управления, позволяющей организовать физкультурно-оздоровительную деятельность через реализацию следующих функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Более подробно об управлении ФОД изложено во второй главе.

Таким образом, разработанная нами модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности на основе деятельностно-аксиологического подхода состоит из целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного блоков, достигающих цель физкультурно-оздоровительной деятельности через последовательное решение поставленных задач. Реализация модели физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения обеспечивается организационными условиями, такими как:

  1. реализация деятельностно-аксиологического подхода к физкультурно-оздоровительной деятельности;
  2. управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса;
  3. создание коммуникаций образовательного учреждения с социальными партнерами;
  4. комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемьев А. А. Физкультурно-оздоровительная работа в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / под ред. И. Л. Левиной. – Новокузнецк, 2007. – С. 103-109.
  2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / под ред. Э. М. Казина. Кемерово.: КРИПКиПРО, 2009. — 347 с.
  3. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы): Разработки уроков: методическое пособие для учителей / под ред. Н. П. Абаскаловой. – Новосибирск: Лада, 2000. – 292 с.
  4. Киприянова Е. В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды в муниципальном лицее: автореф. дис… док. пед. наук. / Е. В. Киприянова. — Челябинск, 2009. – 40с.
  5. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский.- Самара. : Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  6. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике [: монография / А. Г. Кузнецова.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с.
  7. Лапина О. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / О.А. Лапина. — М.: Академия, 2008. — 160 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» author=»Артемьев Антон Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found