Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.

Одним из весьма продуктивных направлений развития современной квалиметрии является образовательная логистика [1], которая включает в себя ранее разработанные методы формирования компетенций, которыми должен овладеть будущий профессионал [2]. В полном соответствии с подходами постиндустриального этапа развития общества логистическая схема используется с целью предоставления образовательных услуг.

Проведенные исследования проблем управления качеством образования подтвердили принципиальную невозможность развития конкурентоспособности, повышения эффективности и доступности образовательных услуг в условиях незавершенности общероссийской системы оценки качества образования. В связи с этим особую значимость приобретает повышение эффектив­ности контрольно-оценочных процедур в образовательной практике и управлении качеством обучения. До настоящего времени имеет место недооценка открывающихся возможностей использования критериально-ориентированного тестирования для осуществления рейтинга учебных достижений студентов.

В условиях введения нового поколения образовательных стандартов особо актуальной является проблема получения интегрированной информации о качестве овладения обучающимися компетенциями, которая непосредственно связана со смещением акцента со знаний и навыков на ценностные установки, психофизиологические свойства и мотивы личности. Эффективным способом оперативного реагирования на результаты обучения и современным инструментом информационной поддержки управленческой деятельности в образовании является логистика, обеспечивающая дальнейшее развитие систем внешней оценки учебных достижений и комплексного мониторинга качества обучения. По этой причине необходимо разработать теоретическую модель логистической схемы предоставления образовательных услуг, которая позволит экстраполировать логистический подход к функционированию образовательной системы на процесс внедрения компетентностно-ориентированного образования в практику работы отечественных университетов.

Логистическая схема обосновывает технологическую возможность и целесообразность обеспечения системы управления в сфере образования непрерывными валидными и надежными потоками информации об учебных достижениях. Кроме того, необходимо комплексно использовать возможности эвалюации, образовательной логистики и мониторинга в единстве их целей.

Анализируя существующие логистические схемы и возможность их применения в образовании, напрашивается вывод о том, что соответствующий подход к управлению образовательным процессом только начинает формироваться. Для обоснования феномена «образовательная логистика» потребуется использовать очевидную связь между качеством образования и информационной составляющей современного общества. Поскольку логистика работает на потребителя образовательных услуг, принятие управленческих решений следует рассматривать в рамках системы образования. Как пишет в своей монографии «Основы образовательной логистики» В.А. Денисенко [1], под соответствующей областью знаний следует понимать совокупность принципов оптимизации процессов в образовательных системах и структурах, ведущую роль в которых играют различные информационные потоки.

Следовательно, вполне возможно и обратное рассуждение, основанное на теориях систем, информации и кибернетики. Поскольку целевой функцией современной системы образования является усвоение обучающимися информации на уровне ее понимания, в качестве способа достижения поставленной цели, то есть конструктного свойства данной системы, следует рассматривать образовательную услугу, подчиняющуюся закону необходимого разнообразия У.Р. Эшби[4], который утверждает, что в устойчивой системе число средств разрешения возникающих проблем должно быть больше, чем количество ситуаций неопределенности. Именно это разнообразие системы образования достигается в результате логистической оптимизации информационных потоков.

Фактически следует понимать под педагогической логистикой информационное обеспечение для управляемого самостоятельного обучения, которое формируется на основе кредитно-модульно-рейтинговой технологии, способствуя тем самым предоставлению образовательных услуг и обоснованному управлению качеством обучения. Именно поэтому педагогическая логистика позволяет не только управлять потоками информации, но также выявлять достижения и проблемы образовательной системы.

В современных условиях отечественного образования сложно согласиться с утверждением, что ведущими информационными потоками в управлении качеством обучения являются потоки образовательной статистики, отвечающие квалиметрическим требованиям[2]. Подобное же несовершенство существующих подходов наблюдается при проведении социологических исследований суждений работодателей о кредитной значимости компетенций образовательных программ. Отсутствие искушенности отечественных преподавателей в технологии разработки модульной структуры учебных дисциплин невозможно компенсировать изучением популярных пособий по педагогическим технологиям [3]. Что же касается рейтинговой системы, то она не только враждебно воспринимается большинством преподавателей, но и полностью отсутствует представление о характерных особенностях компетентностно-ориентированного тестирования.

Применение логистического подхода к организации образовательного процессасимволизирует возрастающую роль педагогических измерений.

Логистическая система, как и любая другая, обладает целостностью, конструктностью и иерархичностью. Причем перечисленные свойства зависят от взаимосвязей отдельных элементов и степени вовлеченности в них, а не от свойств самих элементов системы.

Важнейшим понятием логистической схемы предоставления образовательных услуг является информационный поток как совокупность сообщений, циркулирующих в образовательной системе и между нею и внешней средой, а также логистическому каналу как совокупности звеньев, способных сформировать логистический цикл. Эффективность указанных информационных характеристик предоставления образовательных услуг должна быть зафиксирована в результате экспериментальной апробации разрабатываемой теоретической модели.

Наиболее общим принципом теоретической модели логистической схемы предоставления образовательных услуг является кредитование компетенций, так как основой постиндустриальной системы образования является кредитная мера учебной нагрузки, следствием которой является модульное структурирование и мониторинг рейтинга обучающихся. Начнем с кредитной составляющей разрабатываемой модели.

Претендент на вакантную должность преподавателя университета имеет право выбрать любые кредиты, относящиеся к отобранным работодателями компетенциям, при одном обязательном условии: необходимо представить проектные задания, составленные на основе конкретных действий, которые студенты могут выполнить с опорой на публикации, размещенные в электронной базе «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ). В этом случае каждое проектное задание соответствует одному кредиту и предполагает последующую разработку на его основе  модуля.

В качестве примера рассмотрим конкурсный отбор преподавателя учебных дисциплин квалиметрического блока. Первая из них «Измерение латентных переменных в образовательном процессе» включает в себя три проектных задания, относящихся к стандартам поведения ОК-9 «Принятие ответственных решений», ОПК-5 «Диагностическая работа», ОПК-7 «Мониторинговые исследования». Поскольку основным критерием конкурсного отбора является публикационная активность преподавателя, необходимо сообщить на основе какой статьи, монографии или диссертации, включенной в базу РИНЦ, разработано каждое проектное задание.

ОК-9. Квалиметрический анализ процедур педагогического диагностирования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №5. – Проект «Репрезентативная экспертиза проблемного задания».

ОПК-5. Квалиметрические измерения в процессе мониторинга структуры и содержания образовательных программ // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. №4. – Проект «Стандартизация тестового задания».

ОПК-7. Принцип пакетирования рейтинговых баллов // Образование и наука. 2014. №4. – Проект «Пакетирование рейтинговых баллов».

Вторая дисциплина «Квалиметрия образовательного процесса» базируется на компетенциях ОК-11 «Сравнительный анализ», ОПК-6 «Комплексный подход», ПК-7 «Исследовательская проблема».

ОК-11. Формирование конструкта в системе дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. 2014. №1. – Проект «Управляемое самостоятельное обучение».

ОПК-6. Диагностико-квалиметрические методы исследования принципов организации компетентностного образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. №2. – Проект «Автономная экспертиза учебной дисциплины».

ПК-7. Образовательная квалиметрия как фактор повышения эффективности контроля качества процесса обучения: Дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2004. – Проект «Измерение компетентности преподавателя».

Третья дисциплина «Кластерное моделирование учебного процесса» включает в себя компетенции ОК-3 «Сетевые технологии», ОПК-5 «Диагностическая работа», ПК-7 «Исследовательская проблема».

ОК-3. Компетентностный подход при разработке сетевых научно-образовательных ресурсов для естественнонаучного и технического образования // Открытое и дистанционное образование. 2012. №2. – Проект «Соблюдение условия предшествования».

ОПК-5. Целевая функция понятийного усвоения информации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. №11. – Проект «Обеспечение понимания программного материала».

ПК-7. Образовательная квалиметрия как фактор повышения эффективности контроля качества процесса обучения: Дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2004. – Проект «Оценка эффективности образования».

В результате на основе семи наиболее значимых стандартов поведения преподаватель, претендующий на учебную нагрузку, разработал девять проектных заданий, предполагающих совершение конкретных действий студентами. Весь объем аудиторных занятий, включая контрольно-оценочную деятельность, а также дидактическое обеспечение процесса обучения, можно охарактеризовать количеством кредитов, которые университет доверяет преподавателю для начисления их студентам.

Опираясь на предполагаемые проектные задания, преподаватель приступает к модульному структурированию учебных дисциплин. При этом не следует ограничиваться условным разбиением программного материала на блоки, которые ничем существенным не отличаются от традиционных учебных тем. Модуль должен способствовать заинтересованному отношению студентов к изучаемой дисциплине, обеспечивать их адекватную рефлексию на собственные достижения и стимулировать мотивированное выполнение конкретных действий по овладению компетенциями.

Чтобы реализовать компетентностное образование, в каждый учебный модуль следует включить 3¸5 вопросов, обладающих свойствами структурных элементов ориентированных на выполнение проектного задания. Только им посвящаются лекции и практические занятия, содержащие глубокий анализ проблемных ситуаций, раскрывающих содержание программного материала.

Согласно рейтинговой системе оценки учебных достижений в процессе освоения модулей, которая предполагает накопительный способ начисления баллов, возникает возможность внесения кредитов по определенной дисциплине в общеевропейское приложение к диплому на едином оценочном уровне.

Итак, логистическая схема предоставления образовательных услуг включает в себя три этапа, соответствующих кредитно-модульно-рейтинговой технологии:

  • кредитная мера учебной нагрузки способствует компетентностной направленности процесса обучения;
  • модульная структура учебных дисциплин позволяет минимизировать условие предшествования и способствовать развитию личностных качеств обучающихся;
  • мониторинг рейтинга студентов представляет собой измерение его компетентности.

Перечисленная совокупность логистических принципов позволяет оптимизировать образовательный процесс за счет регулируемых информационных потоков.

Список литературы:

  1. Денисенко В.А. Основы образовательной логистики. Калининград. Изд-во КГУ, 2003.
  2. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Ростов н/Д.: «Аркол», 2010.
  • Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: Монография. Волгоград: «Перемена», 2006.
  • Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. М.: Иностранная литература, 1962.[schema type=»book» name=»ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ» author=»Загайнова Екатерина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх