Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В соответствии с требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС) школьного образования иностранный язык стал обязательным предметом начальной школы. В основной школе добавляется второй иностранный язык. Поэтому сегодня значительно повысился интерес к языковому образованию детей дошкольного возраста, которое в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в учреждениях дополнительного образования детейначинается, как правило, в 5-6 лет. В современных условиях многоязычия, поликультурности, вариативности, многообразия методов и технологий обучения, большого количества отечественных и зарубежных пособий для детей встает вопрос о выборе ведущего метода обучения дошкольников иностранным языкам. Личностно ориентированная парадигма современного образования провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей и связывает цели образования с  созиданием духовно-нравственной личности. Этим требованиям соответствует личностно-деятельностный метод, который определяет стратегию обучения и воспитания: развитие личности ребенка в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке, готовой и способной интегрироваться в европейское и мировое пространство.

Под методами обучения иностранным языкам (ИЯ) Н.Д.Гальскова и З.Н.Никитенко понимают «совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом, в процессе которой последними достигается определенный уровень владения ИЯ и оказывается существенное развивающее воздействие на личность обучаемого, на его способности и готовность пользоваться изучаемым языком как средством социального взаимодействия и взаимопонимания с представителями иной культуры» [2, c. 141]. То есть, методыобучения ИЯ направленыне только на овладение иностранным языком, но и на развитие личности обучаемого, которое предполагает «наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего  потенциала возможностей» [1,c. 10]. Каким образом происходит развитие личности ребенка в соответствии с личностно-деятельностным методом?

Личностно-деятельностный метод отражает требования личностно ориентированного образования, которое пришло на смену знаниево центрированного. При знаниево центрированном подходе учитель выступает старшим по отношению к ребенку и диктует ему свои установки через передачу/усвоение знаний, отработку навыков и умений, а вся его деятельность направлена на выполнение программы путем организации учебно-воспитательного процесса. При личностно ориентированном обучении на смену учебно-воспитательного процессу приходит  образовательный, при котором на первом месте выступает личность ребенка, а учитель является равноправным партнером по общению и совместной деятельности, оказывающим поддержку и стимулирующим процесс познания [3, с. 13].

Личностно-деятельностный метод в обучении дошкольников иностранному языку базируется на личностном и деятельностном подходах, которые определяют общие ориентиры развития личности в деятельности.

Идеи личностного подхода начали разрабатываться в нашей стране с начала

80-х годов. Были предложены два направления: личностный подход (Г.В. Селевко, Н.К. Тихомиров) и личностно-ориентированный(Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). В 60-е годы ХХ века представителями американской гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс) был предложен личностно-центрированный подход, при котором ребенок должен развиваться свободно, ничто не должно сковывать его желания и волю, никто не может навязатьему свое мнение или принудить к действию.[3, c. 24].В начале 90-х годов был разработан личностно-деятельностный подход, где личность рассматривается как субъект деятельности, котораясама определяет характер этой деятельности и общения. При реализации личностного подхода взрослые (педагоги и родители) должны  выстраивать отношения с детьми на основе принципов равенства, диалогизма, партнерства, демократии, целостности развития, реформации и суверенитета.Деятельностный подход во всех работахпредставлен в рамках учебной или учебно-познавательной деятельности. Он предполагает создание условий для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и организацию процесса общения на иностранном языке[3, c. 31). Личностный и деятельностный подходы ориентированы на развитие личности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке и обеспечивают развитие познавательной активности, самостоятельности, стремления к успеху и уверенности в собственных силах [3, c. 41].

Личностно-деятельностный метод обучения задает ориентиры на созидание образа «человека-деятеля», готового к свободному выбору и творчеству, принятию ответственных решений, способного обеспечить устойчивое развитие общества» [3, с. 15]. Начинать формировать этот образ нужно еще в дошкольном возрасте.

Чтобы создать условия для созидания человека-деятеля необходимо знать особенности и закономерности развития современных детей, которые отличаются от детей прошлого столетия. Д. И. Фельдштейн, обозначил круг изменений у современных детей и подростков [5]. Мы выделили те из них, которые относятся к детям дошкольного возраста:

  • Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
  • Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
  • Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
  • Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
  • Недостаточная сформированность мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста.
  • Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
  • Рост «экранной» зависимости.
  • Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
  • Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

Вместе с тем  современные дети обладают уникальными способностями. Они обладают системно-смысловым сознанием. Их интересует не причинно-следственная зависимость объектов и явлений («Почему?»), а смысл поступков и действий («Зачем?»). Н.А.Горлова, специалист в области раннего языкового образования, выделяет следующие особенности современных детей, которые должен знать каждый учитель иностранного языка:

  • В сознании современных детей преобладает смысловая сфера, т.е. если они понимают смысл поступков и действий, они будут их выполнять, если нет – откажутся, выражая протест, вплоть до агрессии.
  • Современные дети отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью, которые негативно сказываются на концентрации и сосредоточенности внимания, усидчивости и терпении.
  • У современных детей повышенная потребность к восприятию информации: они способны воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени.
  • У них повышенная тревожность и агрессия, поэтому взрослым необходимо владеть способами организации эмоционально-личностного общения и совместной деятельности, преобразуя детскую агрессию в положительную созидательную энергию.
  • Они настойчивы и требовательны, обладают врожденным стремлением к самореализации и требуют к себе повышенного внимания [3, c. 18-21].

Человек-деятель может развиваться только в условиях деятельности. Применительно к обучению иностранным языкам деятельность – это «процесс, мотивированный и ориентированный на достижение предполагаемого результата» [2, c. 36]. Главные составляющие любой деятельности: мотив — цель (задачи) –условия – средства – процесс – результат. При обучении общению на иностранном языке наиболее оптимальным является  сочетание познавательного мотива и коммуникативной цели. На начальном этапе это сочетание следует дополнять игровыми мотивами. У дошкольников должна доминировать коммуникативно-познавательная мотивация. Н.А.Горлова считает, что ведущей деятельностью при обучении современных дошкольников является  познавательная, которая определяет ведущие мотивы учащихся, их желание и стремление к познанию окружающего мира, себя, друг друга в процессе общения и взаимодействия [2, c. 211]. Важное место в методике обучения иностранным языкам дошкольников  занимает организация игровой деятельности, которая является средством развития речевой деятельности. Игра, введенная в учебный процесс, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Она помогает учителю иностранного языка вовлечь в учебный процесс каждого ребенка и превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое детьми занятие. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка, а атмосфера увлеченности и радости позволяет ему преодолеть стеснительность и легче усваивать языковой материал [4]. У детей активизируется эмоциональная сфера, подключается эмоциональная память и творческое мышление, что позволяет более прочно усваивать иностранный язык [2, с. 326].

Игровая деятельность несет в себе большой развивающий потенциал и выполняет различные функции:

  • стимулирующая функция (инициирует познавательный интерес и повышает активность, порождает эмоциональные переживания и обеспечивает развитие игрового мотива и мотивационной сферы личности);
  • коммуникативная функция (порождение желания общаться и взаимодействовать);
  • организационная функция (помогает планировать, координировать, согласовывать действия, выполнять условия и правила игры, проявлять активность и самостоятельность);
  • социализирующая функция (способствует развитию межличностных отношений на основе сотрудничества и соперничества);
  • суггестопедическая функция или функция «эмоциональной разрядки» (позволяет расслабиться, переключиться и снять напряжение);
  • рефлексивная функция (обеспечивает механизм обратной связи, развивает самосознание и самооценку детей) [2, c.237].

Учитывая особенности возраста и условия обучения  можно выбирать наиболее значимые функции. Так на начальном этапе обучения старших дошкольников следует направить усилия на реализацию  стимулирующей и коммуникативной функции игровой деятельности.

Таким образом, личностно-ориентированный метод:

  • отражает требования личностно ориентированного образования, при котором на первом месте выступает личность ребенка, а учитель является равноправным партнером по общению и совместной деятельности;
  • базируется на личностном и деятельностном подходах;
  • задает ориентиры на созидание образа «человека-деятеля»;
  • требует знаний особенностей и закономерностей развития современных детей;
  • реализуется в познавательной и игровой деятельности дошкольников.

 

Литература:

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студ. сред и высш. пед.учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
  2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.- 240 с.
  3. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьнико и подростков. Теоретические основs: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
  4. Петричук, И. И. Еще раз об игре // Педагогика. — 2007. — № 7. — С. 55–60.
  5. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20–32.[schema type=»book» name=»ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ» description=»Личностно-деятельностный метод рассматривается в статье как ведущий метод обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста. Он отражает требования личностно ориентированного образования, которое пришло на смену знаниево центрированного. В статье дается краткая характеристика подходов, на которых базируется этот метод. Автор статьи обращает внимание на особенности и закономерности развития современных дошкольников, которые необходимо учитывать при их обучении иностранному языку. » author=»Машинистова Наталья Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot thailand slot gacor slot dana rtp slot server luar demo slot slot gacor slot gacor gampang menang data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
404: Not Found