Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Университет в постсовременном обществе является не только носителем академической традиции и эталонной формой высшего профессионального образования, но и выразителем не менее важной, так называемой «третьей» миссии – социальной, которая предполагает «непрерывное (продолженное) образование; трансфер технологий и развитие инноваций, вовлеченность университетов в социальную жизнь» [1].

Фундаментальным ядром высшей школы являются федеральные и национальные исследовательские университеты. В этой связи в фокусе нашего исследования оказывается проблема формирования динамичной и высокоадаптивной стратегии развития федерального университета, опирающейся на несколько альтернативных ценностных оснований и требующая множественные эффективные решения в рамках единого ценностного контекста.

Известно, что важнейшим негативным фактором в последние годы является отсутствие российских университетов (включая ведущие) в первых двух сотнях мирового рейтинга. При этом проблема не только «рейтинговая» (т.е. количественная), но и качественная: отсутствует «национальная модель» эффективного университета, не определена роль университета в национальной инновационной системе в силу отсутствия базовой идеологии национального развития. Новая функция университета заключается в том, что это не только образовательный (кадровый) центр, но, в первую очередь,  исследовательская и инновационная площадка. Отсюда – понятие «университета мирового класса», как учреждения, обеспечивающего не только высокое качество учебной и научной деятельности, но также обладающего высоким потенциалом для успешной конкуренции на мировом рынке услуг третичного образования, а также в области создания и распространения передовых знаний [2].

Согласно С. Фуллеру, уникальность и высокая значимость социальной роли университета заключается в универсализации знания, в превращении  социального капитала в общественное благо, в результате чего университет выступает как пространство и условие формирования национально-культурной идентичности [3]. Отсюда вытекают стратегические приоритеты инновационной политики федерального университета, который должен стать исследовательским университетом инновационно-предпринимательского типа – современным образовательным учреждением, конкурентоспособным на мировых рынках труда, знаний и технологий, способным отработать механизмы модернизации отечественного высшего профессионального образования на основе его интеграции с академической и прикладной наукой, активного участия в обеспечении кадрами новой формации и решении социально-экономических проблем региона и страны в целом.

Мы усматриваем здесь три логики. Первая логика (ее условно можно назвать «геополитической») следует из самого определения университета как «федерального», задачи которого – обеспечивать единство политико-образовательного пространства России, качественную реализацию государственных образовательных стандартов, способствовать привлекательности российского высшего образования для соотечественников в странах СНГ, студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки, традиционно ориентированных на Россию.

Другая логика рождается из тенденций дифференциации и регионализации российской экономики, роста значимости механизмов рыночного регулирования. В этом отношении, приоритетами должны стать прогнозирование динамики образовательных потребностей, разработка локальных (региональных) образовательных стандартов высшего образования, разработки систем непрерывного многоуровневого образования и повышения квалификации, ориентированных на потребности регионального рынка труда, установление партнерских отношений с различными образовательными организациями.

Наконец, третья, наиболее радикальная стратегия, возникает как следствие амбиции по вхождению ведущих вузов России в элиту мировых рейтингов вузов. Реализация этой стратегии предполагает приоритетное сотрудничество с передовыми университетами США, Западной Европы, Австралии; вхождение университета (его подразделений, его сотрудников и преподавателей) в международные ассоциации по соответствующим направлениям; развитие академической мобильности, международных исследовательских и образовательных программ.

Ценностные и содержательные различия вышеперечисленных стратегий неизбежно проецируются как на различные модели развития университета, так и на альтернативные механизмы и режимы финансирования. Представляется очевидным, что подобная неоднозначность ценностных оснований модернизации сохранится на ближайшие годы, равно как и крайне высокий уровень неопределенности в вопросах формирования государственной образовательной политики и возможностей бюджетной поддержки инновационных проектов федеральных университетов. В этой связи, необходимо выделить ключевые проблемы модернизации, вокруг которых должны выстраиваться типовые подходы и решения:

  • проблемы знания, понимания и компетенций, личностного развития (антропологическая идея университета) – отношение к кредитно-модульной системе, асинхронному обучению, индивидуализации, системе оценивания и др.;
  • модель содержания (идея междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования; интеграция бакалавриата, магистратуры, методологических семинаров, курсов по теории и методике междисциплинарных исследований, модернизированные учебные планы);
  • информационно-коммуникативная инфраструктура образования (проблемы программных средств, сервисов; проблемы позиционирования, критериев качества и успешности);
  • внешняя политика (набор, сотрудничество с образовательными учреждениями, администрацией регионов) – проблема мотивации – проблема структуры сотрудничества;
  • проблема научной инфраструктуры, научной и инновационной политики – включение в систему разнородных компонентов, таких как конструкторские бюро, технопарки, центры трансфера и т.п.;
  • коммерциализация продуктов в гуманитарной сфере, в основе которой – системное сочетание разработки образовательных программ, ориентированных на современные технологии и технологические новшества, максимальное вовлечение коллектива преподавателей и студентов в научные и научно-производственные исследования.

Таким образом, ориентация на инновационное развитие выступает как приоритетный фактор, который обеспечивает эффективность образовательной политики федерального университета как части национальной инновационной системы России.

Список литературы:

  1. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1, 2013, https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1949
  2. Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса //Вопросы образования. 2007. №3. С. 5 – 45.
  3. Фуллер С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства (пер. С.Р. Филоновича) //Вопросы образования. 2005. №2. С. 2 – 28.[schema type=»book» name=»КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА» author=»Бермус Александр Григорьевич, Мирошникова Ольга Христьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found