Номер части:
Журнал

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ОВЗ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ОВЗ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Современный всевозрастающий динамизм социокультурной ситуации обусловливает непротиворечивое требование системе высшего профессионального образования на воспроизводство социально адаптированной мобильной личности, обладающей совокупностью социально-значимых компетенций, детерминирующих жизнеспособность и жизнестойкость человека, успешность в реализации социальных функций (гражданин, семьянин, работник), непрерывное развитие. Студенчество представляет особую социальную группу с характерными специфическими условиями жизнедеятельности, находящуюся в зоне действия многих неблагоприятных факторов. В этот период жизни происходит изменение социального статуса и прежнего стереотипа поведения, мышления, организации учебной деятельности. Это требует интенсификации психологических, физиологических процессов и мобилизации физических резервов организма особенно впервые годы обучения [2].

В этой связи особое внимание и заботу вызывает студенческая молодежь, имеющая ограниченные возможности здоровья, у которых в силу имеющихся дефектов, блокирующих восприятие социальных норм и требований, затруднены связи с социумом и культурой, являющимися источником развития. Анализ научных изысканий и практики работы с инвалидами убедительно доказывают, что средствами образования, возможно, успешно решать возникающие проблемы при условии его специальной организации, особого построения «образовательной траектории», специфичности достижения образовательных задач.

Неблагоприятные факторы, сопровождающие процесс обучения, патологические процессы, развивающиеся в результате болезней, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой – вызывают у студентов с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), комплекс психической неполноценности характеризующейся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью, или наоборот, эгоцентризмом и агрессивностью. Что приводит к тяжелейшим стрессовым состояниям и не может не сказаться на эффективности усвоения учебного материала и полноценного освоения выбранной специальности [7].

В выделенном контексте инвалидность понимается скорее как нетипичность, отличающийся от большинства образ жизни людей, имеющими особое состояние здоровья, а не как нарушение функций организма или психики, признается нормой развития человека, а не девиацией [4]. Отличия между здоровыми и больными есть не что иное, как социальный конструкт, а отсутствие дееспособности инвалидов и сложности в адаптации во многом результат устоявшихся обществе социальных представлений. В этой связи первостепенен диалог здоровых студентов со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, а успешность усвоения учебной программы Вуза связывается с устранением помимо прочих социальных барьеров – институциональных барьеров, резко уменьшающих возможности включения данной категории обучающихся в общественную жизнь. В практике педагогической деятельности необходимо учитывать следующий научный подход, так как конструктивная активность личности является основополагающей. А.И. Артемьев выделяет два механизма который называет фазами социализации [3]:

  1. Социальная адаптация (процесс приспособления индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям и социальным нормам, к условиям жизни различных социальных групп и организаций).
  2. Интериоризация (процесс включения социальных норм и ценностей во внутреннем мире человека, способ перевода ценностей внутренний мир человека, способ перевода ценностей в структуру «Я»).

Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения — ежеминутно, ежесекундно. Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий. Суть приспособления состоит в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров [9]. В.В. Петровский [8] характеризуют ее как состояние наивысшей работоспособности, выражающейся в формировании эффективной структуры движений, повышении скорости произвольного расслабления мышц (техническая экономизация), ускорении процесса врабатывания, снижении энергозатрат на единицу выполненной работы, повышении утилизации кислорода, оптимизации восстановительных процессов (функциональная экономизация).

В существующей ситуации возникает объективная потребность в нивелировании отрицательного влияния неблагоприятных факторов, сопровождающих процесс обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья к новым условиям жизнедеятельности.

Медицина представляет здоровье отдельного человека, изучает утомление, и факторы, которые могут привести к нарушению гомеостаза (относительное постоянство, устойчивость основных физиологических функций) организма, к устранению, нарастанию утомления, срыва. Факторами, нарушающими гомеостаз, являются инфекционные и физические воздействия, питание, климат, географическое место проживания, социальные связи [1].

В педагогических кругах общепризнанным толкование категории «здоровье» дано Казначеевым В.П. [6], которые определяет здоровье индивида, как процесс жизненного цикла, жизнедеятельности в адекватной природе человека реализацией физиологических, психологических, биологических потребностей личности в оптимальной социально-трудовой активности, репродуктивности, максимальной продолжительности жизни.

Здоровье можно расценивать как синтетический индикатор качества жизни человека.

В практике определены три рода качества жизни:

  • предметно-вещественный, который позволяет рассмотреть биолого-физические и материальные аспекты качества жизни,
  • функциональный, оценивает жизнь с точки зрения потребностей и способностей человека во взаимодействии с социально-экономическими, культурными и экологическими «пространствами»,
  • системно-социальный – раскрывает качество самих «пространств», и потребностей человека.

Комплексный поход диагностики в процессе обучения в Вузе предполагает уважение права обучающегося на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения. Принципы диагностики полагают признание ценностей лица с ограниченными возможностями здоровья, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития личности, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе [5].

Применение комплексной диагностики позволяет получить целостную картину психологических, двигательных, функциональных и социальных нарушений. Полученные результаты в процессе занятий позволяют вносить изменения в индивидуальную образовательную траекторию студента с ограниченными возможностями здоровья, положительно повлиять на его социальную адаптацию.

Мы предположили, что формирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с ограниченными возможностями здоровья в экономических ВУЗах будет эффективнее при условии внедрения системы научно обоснованных методов комплексной диагностики предназначенных педагогам в учебно-воспитательном процессе. В формировании групп студентов с ограниченными возможностями здоровья в экономических ВУЗах  необходимо соблюдать принцип кластерности то есть распределение обучающихся по конкретным критериям для реализации профессионально-образовательных программ различного назначения и профиля разного уровня квалификации и специализации, в индивидуальной образовательной траектории необходимо применять такие типы кластеров как функционально-технологические, адаптивно-корректирующие, профессионально-валеологические, компенсирующие, специализированно-прикладные, профессионально-пролонгированные, административно-управленческие, креативно-развивающие, научно-исследовательские [10]. При формирования групп, прежде всего, студентов с ограниченными возможностями здоровья необходимо разделить на две категории. Одна категория студенты-инвалиды – это студенты с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками. Опыт работы с первой группой детей хорошо описан в специальной литературе и показано, что творческий потенциал таких людей огромен. Другая категория студентов с ограниченными возможностями здоровья – это те, кто стал инвалидом в результате длительной болезни (специальная медицинская группа Б). Работа с такими студентами является серьезной педагогической проблемой. Было определено содержание методов формирования групп, целью, которой мы наметили изучение возможности формирования индивидуальной образовательной траектории способствующей успешной социальной адаптации, студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Определение методов формирования групп обучающихся оценивают следующие показатели:

  • Общее состояние здоровья — оценка своего состояния здоровья в настоящий момент и перспективы лечения.
  • Физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.).
  • Влияние физического состояния на ролевое функционирование (работу, учебу, выполнение будничной деятельности).
  • Влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая увеличение затрат времени, уменьшение объема выполненной работы, снижение качества ее выполнения и т.п.).
  • Социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение).
  • Интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.
  • Жизнеспособность (подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным).
  • Самооценка психического здоровья, характеризует настроение (наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций).

В контексте социальной модели значимость физических дефектов не уменьшается, обусловливая необходимость построения индивидуальной персонифицированной образовательной траектории, в которой группы формируются по нозологическим заболеваниям, специальным образом организованной среде.

Возможность успешной социализации и персонификации студентов с ограниченными возможностями здоровья в экономических ВУЗах определяется различными факторами: индивидуальными особенностями, возрастом, связями со средой, здоровьем. Социализация не всегда бывает успешной и переходит в интеграцию. Изменение связей, ценностных ориентаций и установок вызывает психосоциальную напряженность в процессе адаптации, возникают трудности и проблемы, которые студентов с ограниченными возможностями здоровья не может самостоятельно преодолеть. Трудности студента с ограниченными возможностями здоровья обусловлены состоянием здоровья, возрастными кризисами, индивидуально-психологическими особенностями, внутриличностными и межличностными конфликтами, адаптивными способностями. Проблемы, возникающие в процессе адаптации, могут, быть связаны с особенностями семейного и социального воспитания, с общением здоровых сверстников.

Современные педагогические технологии, применяемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, опираются на принципы здоровьесбережения подрастающего поколения. Мотивами здоровьесбережения и укрепления здоровья являются: самосохранение, самосовершенствование, маневренность, достижение максимальной комфортности, подчинение этнокультурным требованиям, которые и включены в процесс социализации. Следовательно, социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. Врастание в общество, становление человека социального осуществляется через создание «индивидуальной образовательной траектории», что особенно важно для студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, рассматривая проблему обучения студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья необходимо изучать: достижение равновесия (психоэмоционального, физического), активность (желания проявлять способности, общаться, налаживать взаимоотношения), эмоциональный комфорт (тревожность, самооценка, межличностные отношения, внутренняя позиция ребенка), самореализацию личности (сформированности деятельности, способность к планированию мер по преодолению трудностей), самопознание (мотивационно-волевая сфера, познавательная), стабильность и эффективность деятельности адаптируемого (мышление, память, внимание, социальная желательность).

Материалы диагностики определят как нарушения, так и компенсаторные механизмы — способности и возможности студентов с ограниченными возможностями здоровья, методологические подходы для реализации общих и специальных задач процесса формирования индивидуальной образовательной траектории, так как зачастую определяют индивидуальные способности, которые ранее не проявлялись. К основным требованиям проведения методов диагностики относится компетентность педагога, доступность, безопасность, дифференцированный и индивидуальный подход, противопоказания к тестированию, единство диагностики и коррекции. Проведение мониторинга включают в себя методы оценки физического развития, функционального состояния организма, физической подготовленности, психических процессов. К основным формам диагностики относятся: первичные, повторные и дополнительные обследования.

Итак, устанавливая взаимосвязь между этиопатогенезом и особенностями психофизического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья в экономических ВУЗах, основное внимание следует направлять на подбор и модификацию методик, ориентируясь на индивидуальные возможности, противопоказания при выполнении тестов. Заранее планировать выбранный измерительный тест, который должен быть доступным, безопасным, восприниматься студентом с ограниченными возможностями здоровья с учетом половозрастных особенностей и нарушенных функций и систем организма. Резюмируя выше изложенное можно выделить, что формирование групп по принципу кластерности, распределяя студентов с ограниченными возможностями здоровья на две категории, способствует формированию индивидуальной образовательной траектории студентов с ограниченными возможностями здоровья, но выступает как важнейшее условие успешной адаптированости в общество здоровых сверстник, микро- и макросоциум.

В результате применения методов формирования групп студентов с ограниченными возможностями здоровья в экономических ВУЗах и формирование индивидуальной образовательной траектории  необходимо рассматривать: достижение равновесия (психоэмоционального, физического), активность студента с ограниченными возможностями здоровья (желания проявлять способности, общаться, налаживать взаимоотношения), эмоциональный комфорт (тревожность, самооценка, межличностные отношения, внутренняя позиция ребенка), самореализацию личности студентов с ограниченными возможностями здоровья (сформированности деятельности, способность ребенка к планированию мер по преодолению трудностей), самопознание (мотивационно-волевая сфера, познавательная), стабильность и эффективность деятельности адаптируемого (мышление, память, внимание, социальная желательность).

 

Список литературы:

  1. Акимова Л.А., Голикова Е.М. Стратегия социальной адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной двигательной рекреации. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. №6. С. 58-62.
  2. Анисимов О.С. Профессионализм в управлении образовательным учреждением//Инновации в образовании. 2002. № 5. С. 27-44.
  3. Артемьев А.И. Социология Личности: учеб. пособие. Алматы, Бастау.: 2001. 253с.
  4. Волкова И.П. современные парадигмы теории и практики социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению // Вестник Санкт-Питербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. №3. С. 477-486.
  5. Голикова Е.М., Панкратович Т.М.Комплексный подход диагностики социальной адаптации несовершеннолетних с отклонениями в состоянии здоровья на занятиях по адаптивной физической культуре. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. №6 С. 62-66.
  6. Казначеев В.П. Основы общей валеологии. М.: Воронеж, 1997.
  7. Козурман А.Н. Голикова Е.М. Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Монография: Образование и эпоха. 2014г. 600 с.
  8. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М. 1982. 82 с.
  9. Приступа Е.Н. Теоретико-методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект: монография. – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 258 с.

 

Literature

  1. Akimova L.A., Golikova E.M. Strategy for social adaptation of children and youth with disabilities by means of adaptive physical recreation. Physical culture: upbringing, education, training. 2013. N. 6. P. 58-62.
  2. Anisimov O.S Professionalism in the management of the educational institution//Innovations in education. 2002. N. 5. P. 27-44.
  3. Artemyev A.I. Sociology Personality: textbook. the allowance. Almaty, Bastau. 2001. 253p.
  4. Volkova I.P. modern paradigms of theory and practice of socio-psychological adaptation and integration of the visually impaired // Vestnik of Saint-Peterburgskogo University. Series 12: Psychology. Sociology. The pedagogy. 2008. N. 3. P 477-486.
  5. Golikova E.M., Pankratovih T.M. Themcompletely approach to assessment of social adaptation of minors with disabilities in health status in the classroom for adaptive physical culture. Physical culture: upbringing, education, training. 2013. N. 6 P. 62-66.
  6. Kaznacheev V.P. the fundamentals of valeology. M: Voronezh, 1997.
  7. Kasyrman A.N. Golikova EM. Social adaptation of children and youth with disabilities. Monograph: EDUCATION AND AGE. 2014. 600 p.
  8. Petrovski A.B. Personality. Activities. The collective. M. 1982. 82 p.
  9. Pristupa E.N. Theoretical and methodological bases of personal social health of school-age children: a socio-pedagogical aspect: monograph. — M.: Publishing house of RSSU, 2007. 258 p.
  10. https://www.dissercat.com[schema type=»book» name=»КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ОВЗ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ» description=»В статье изложены результаты теоретического обоснования необходимости формирования индивидуальной образовательной траектории для студентов ВУЗов с ограниченными возможностями здоровья, в рамках базовой части государственного задания при поддержке Министерства образования Российской Федерации. Проведен анализ научных изысканий и практики работы с инвалидами убедительно доказывающий, что средствами образования, возможно, успешно решать возникающие проблемы при условии его специальной организации, особого построения «образовательной траектории», специфичности достижения образовательных задач. Определена возможность успешной социализации и персонификации студентов с ограниченными возможностями здоровья, которое определяеться различными факторами: индивидуальными особенностями, возрастом, связями со средой, здоровьем. Рассмотрены современные педагогические технологии, применяемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, опирающиеся на принципы здоровьесбережения подрастающего поколения. Мотивами здоровьесбережения и укрепления здоровья являются: самосохранение, самосовершенствование, маневренность, достижение максимальной комфортности, подчинение этнокультурным требованиям, которые и включены в процесс социализации и адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья экономических ВУЗов.» author=»Козурман Алексей Николаевич, Голикова Елена Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх