Использование территорий, находящихся в охранной зоне линий электропередачи (ЛЭП), регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от 24.02.2009 № 160. Введение правил установления защитных зон обусловлено вредным воздействием электромагнитного поля на здоровье человека. Установлено, что у людей, проживающих вблизи линий электропередачи и трансформаторных подстанций, могут возникать изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, нарушаться обменные процессы, иммунитет и воспроизводительная функции. Однако, несмотря на опасное воздействие электромагнитных полей ЛЭП на человека, в настоящее время в зоне ЛЭП активно строятся гаражи, дачные дома и т. д.
Широкое изучение влияния электрических полей на биологические объекты и здоровье человека началось в ряде стран мира еще в начале 60‑х годов. В ходе исследований разрабатывались нормативы безопасного расстояния от жилых домов до линий электропередачи. Исходя из мощности ЛЭП, для защиты населения от действия электромагнитного поля установлены санитарно-защитные зоны (СЗЗ) для линий электропередачи. Санитарно-защитная зона установлена с проекции крайнего провода: для напряжения менее 20 кВ размер санитарно-защитной зоны составляет 10 м; 35 кВ – 15 м; 110 кВ – 20 м; 150‑220 кВ – 25 м; 330‑500 кВ – 30 м; 750 кВ – 40 м (приведены нормативы, установленные для Москвы и Московской области). Вышеуказанные санитарные нормы создавались с учетом только электрической составляющей электромагнитного поля без учета влияния магнитного поля, а ведь именно оно подчас в десятки, а иногда и в сотни раз опаснее для здоровья!
Особое внимание к проблеме воздействия магнитного поля (МП) на организм человека начало уделяться после опубликования результатов исследования, проведенного Wertheimer and Leeper в 1979 г. в США, в котором предполагалось, что воздействие электромагнитного поля производственной частоты (ПЧ) увеличивает частоту лейкемии и других злокачественных опухолей у детей, проживающих вблизи воздушных линий электропередачи. Причем заболевали не только люди, проживающие в течение долгого времени в этих домах, но и дети, рожденные от живших там во время беременности матерей. В этом отличие магнитного поля от электрического: электрическое поле (ЭП) человек ощущает сразу, а воздействие магнитного поля малой интенсивности человек не чувствует, но это воздействие может не только привести к его заболеванию, но и сказаться на следующих поколениях. Очевидно, что такое пролонгированное воздействие магнитного поля промышленной частоты на человека существенно затрудняет соответствующие медико-биологические исследования [1].
В 90‑х годах в США, Швеции и Дании были проведены масштабные эпидемиологические исследования, в ходе которых было установлено, что магнитное поле ЛЭП начинает оказывать влияние на здоровье человека в рамках 400‑800-метровых коридоров, проходящих вдоль линий электропередачи [7].
В ходе одного из самых масштабных исследований данной проблемы в Великобритании были изучены медицинские карты около 30 тысяч детей до 15 лет за последние 35 лет [5]. Выяснилось, что у детей, с рождения живших вблизи ЛЭП, повышен риск заболеваемости лейкемией. Многочисленные исследования показали, что ЛЭП оказывают существенное негативное влияние, однако биологического объяснения этому пока нет. По данным зарубежных исследований примерно 5 из 400 случаев детской лейкемии могут быть связаны с высоковольтными линиями, что составляет около 1% случаев. Результаты исследования вступают в противоречие с другими работами, где говорится, что ЛЭП не представляют существенного риска для здоровья детей [6]. На расстоянии 200, а тем более 600 метров электромагнитное излучение ЛЭП намного ниже, чем магнитное поле Земли, поэтому магнитное поле такой низкой мощности не может стать причиной лейкемии.
В последнее время в России была выполнена серия исследований, направленных на оценку последствий влияния электромагнитных полей промышленной частоты на здоровье работающих и населения [2, 3].
Авторами проведено эпидемиологическое исследование смертности населения, проживающего в одном из поселков Владимирской области, на территории которого расположена крупная распределительная подстанция, от которой отходит несколько высоковольтных линий электропередачи напряжением 500 кВ.
Гигиеническая оценка электромагнитной обстановки в местах проживания определялась в двух зонах – на территории жилой застройки и на территории садовых участков. Уровни электрического и магнитного полей измерялись как на территории селитебной зоны, так и непосредственно внутри жилых и садовых домов.
Результаты измерений уровней электрических полей в зоне жилой застройки не выявили превышения предельно допустимого уровня (ПДУ) электрического поля промышленной частоты для населения. Однако, около хозяйственных построек и гаражей, расположенных на границе санитарно-защитной зоны ЛЭП и селитебной зоны, было обнаружено 1,5-кратное превышение допустимых уровней электрических полей для селитебных зон (табл. 1).
Таблица 1.
Результаты гигиенических исследований
Зоны измерений | ЭП ПЧ | МП ПЧ |
Селитебная зона | до 1,0 кВ/м | до 3,0 А/м |
Граница жилой застройки и СЗЗ ЛЭП | до 1,5 кВ/м | до 4,0 А/м |
Садовые участки | до 3,0 кВ/м | до 4,5 А/м |
Садовые дома | до 1,5 кВ/м | до 4,0 А/м |
Измерения уровней ЭП на территории участков с садовыми домиками, установленными непосредственно под линией электропередачи, показали, что максимальные значения напряженности ЭП составляли до 3 кВ/м у входа в дом и до 1,5 кВ/м внутри домов, т.е. в 3 раза превышали ПДУ ЭП ПЧ для населения, устанавливающие напряженность ЭП до 1 кВ/м на территории зоны жилой застройки и до 0,5 кВ/м внутри домов. Однако, следует иметь в виду, что пребывание людей на территории садовых участков, как правило, ограничивается 3-4 месяцами в году. При измерении напряженности МП в обеих зонах, указанных выше, было выявлено, что максимальные величины достигали 4,0-4,5 А/м.
Исследование смертности населения, проживающего в данном поселке, осуществлено ретроспективным когортным методом. Эпидемиологические когортные методы исследования до настоящего времени являются основным инструментом в медицине труда для доказательства взаимосвязи между воздействием вредных факторов производства и возникновением неблагоприятных отдаленных последствий для здоровья (определенных форм заболеваний или причин смерти). Этот подход позволяет наиболее точно оценить риск смерти от той или иной причины с учетом реального вклада каждого наблюдаемого лица в общее число человеко-лет наблюдений, а также в зависимости от таких параметров как длительность проживания, время от начала воздействия и т.д.
Особая роль эпидемиологическим методам принадлежит в тех случаях, когда от момента контакта с фактором до момента наступления изучаемого эффекта в состоянии здоровья проходит длительное время [4].
В аналитических эпидемиологических исследованиях для количественной характеристики влияния факторов риска на состояние здоровья используется величина относительного риска (ОР) (англ. relative risk RR).
Относительный риск – это отношение абсолютных рисков в экспонированной и неэкспонированной группах. Он показывает, во сколько раз экспозиция к изучаемому агенту увеличивает вероятность заболеть или умереть от того или иного заболевания. Чаще используется стандартизованный относительный риск (СОР) неблагоприятных последствий для здоровья (англ. standardized incidence ratio – SIR), который рассчитывают, как отношение фактического числа случаев заболевания среди экспонированных лиц к их ожидаемому числу, полученному при условии, что в качестве стандарта берутся показатели риска в контроле.
Статистическая оценка достоверности наличия взаимосвязи «воздействие – заболевание» осуществляется путем расчета 95% доверительного интервала (ДИ) для тех показателей, на основании которых оценивается наличие связи между экспозицией и причиной смерти (ОР, СОР). 95% доверительный интервал является диапазоном, в пределах которого с учетом случайных отклонений, находится истинное значение показателя с вероятностью 95%.
Применение ретроспективного когортного метода для изучения смертности населения потребовало его адаптации к существующим источникам информации. Так, если в исследованиях смертности производственных контингентов источником формирования когорты и информации о профессиональном маршруте наблюдаемых является личная карта работающего (уч. форма Т-2), то при изучении смертности населения для данной цели были использованы алфавитные книги ЖЭКов, в которых фиксируются все события, происходящие c жителями того или иного населенного пункта: рождение, переезд из другого населенного пункта, соответственно, выбытие из данного населенного, пункта, смерть и т.д.
Было принято решение включить в число наблюдаемых всех лиц, которые проживали в данном поселке от начала его существования до момента исследования не менее 1 года. Для этого были просмотрены сотни алфавитных книг ЖЭКов и десятки тысяч записей в них. В результате была сформирована первичная картотека наблюдаемых. На каждое лицо были выкопированы следующие данные: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, место рождения и жительства, дата прописки, дата выписки из поселка. Далее картотека была строго алфавитизирована, изъяты «двойные» карты, а также карты на лиц, проживавших в поселке менее 1 года. В конечном итоге в состав основной когорты вошло 6992 человека.
На следующем этапе в ЗАГСе г. Владимира были выкопированы все случаи смерти, имевшие место в исследуемом поселке за указанный период. Заключительным этапом явился подбор данных на одно лицо.
В качестве контроля были использованы показатели смертности населения Владимирской области за указанный период.
За период наблюдения, который составил 37 лет, умерло 252 человека. В структуре причин смерти первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания (42,1%), второе – несчастные случаи, травмы и отравления (22,2%), третье – онкологические заболевания (21,4%). Некоторое снижение удельного веса онкологических заболеваний в структуре причин смерти связано со сдвигом в возрастном составе населения в сторону более молодых возрастных групп: среди мужчин лица старше 60 лет составили 6,6%; среди женщин — 9,7%, тогда как в населении на долю этих возрастных групп приходится, как правило, более 20%.
В исследовании рассчитывался стандартизованный относительный риск смерти от всех причин суммарно (от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, несчастных случаев, травм и отравлений, самоубийства) (табл. 2).
Таблица 2.
Стандартизованный относительный риск смерти населения, проживавшего вблизи энергообъекта напряжением 500 кВ
Причины смерти |
СОР |
|
мужчины |
женщины |
|
Все причины | 0,58 | 0,70 |
Сердечно-сосудистые заболевания | 0,36 | 0,62 |
Злокачественные новообразования | 0,15 | 0,22 |
Лейкемии | 1,3 (ДИ 0,2-7,0) | 1,3 (ДИ 0,2-7,0) |
Несчастные случаи, травмы и отравления | 0,9 | 0,7 |
Самоубийства | 1,3 (ДИ 0,8-2,0) | 1,3 (ДИ 0,3-3,7) |
Было выявлено, что уровень смертности населения поселка, по сравнению с соответствующими показателями населения контрольного региона, ниже. На этом фоне обращают на себя внимание различия в показателях смертности от лейкемии и самоубийств, которые выше в 1,3 раза как у мужчин, так и у женщин. Однако, несмотря на то, что стандартизованный относительный риск смерти от этих причин выше, чем у контрольного населения, он оказался статистически незначимым.
Были также проверены данные зарубежной литературы о том, что во внепроизводственных условиях выявляется некоторое увеличение относительного риска развития лейкемии у детей (Wertheimer, I979) и практически полное отсутствие риска развития лейкемии у взрослых (Wertheimer, Lеерeг, 1982). Эта тенденция подтверждена в настоящем исследовании. Если СОР смерти от лейкемии для всех возрастных групп суммарно составил 1,8, то отдельно для детей и взрослых, соответственно, 2,5 и 0,8.
Хотя увеличение риска развития лейкемии в данной работе оказалось статистически незначимым, оснований для утверждения отсутствия канцерогенного эффекта электромагнитных полей промышленной частоты нет, что и подтверждается выводами научных экспертов Всемирной организации здравоохранения [7].
Список литературы:
- Кадомская К., Степанов И. Электромагнитные поля промышленной частоты. Воздействие на организм человека // Новости электротехники. 2007. – № 3(45). – С. 84-87.
- Тихонова Г.И., Новохатская Э.А., Рубцова Н.Б. Отдаленные эффекты производственных и внепроизводственных воздействий ЭМП ПЧ // Радиационная биология. – 2003. – Т. 43. – № 5. – С. 555-558.
- Тихонова Г.И., Новохатская Э.А., Рубцова Н.Б., Тихонов А.В. Онкологическая опасность электромагнитных полей промышленной частоты // Информационный бюллетень «Первичная профилактика рака». – 2006. – № 1. – С. 25-27.
- Яковлева Т.П. Проблемы информационного обеспечения оценки профессионального риска // Человеческий капитал. – 2010. – №10(22). – С. 145.
- Ahlbom A. et al. British Journal of Cancer. – 2000. – Vol 83. – P. 692-698.
- Tynes T., Haldorsen T. Cancer Causes Control. – 2003. – Vol. 14. – P. 715-720.
- WHO Backgrounder: Electromagnetic fields and public health. Cautionary policies. March, 2000.[schema type=»book» name=»ВОЗДЕЙСТВИЕ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ» description=»Проведена гигиеническая оценка электромагнитной обстановки в одном из поселков Владимирской области, на территории которого расположена крупная распределительная подстанция. Исследовано воздействие электрических и магнитных полей на смертность населения, проживающего в данном поселке.» author=»Новохатская Эльвира Анатольевна, Калитина Марина Александровна, Яковлева Татьяна Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]