Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ.) | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ.) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

В развитии системы воспитания и образования во второй половине XIX – начале XX вв. религия играла большую роль. Во главе воспитания была поставлена Вера в Бога. Идеал воспитания разъяснялся и внедрялся церковью. Само государство через веру влияла на становление личности.  Об этом свидетельствуют материалы со страниц журнала «Вятские епархиальные ведомости», где не раз упоминаются рекомендации о том, как необходимо вести себя истинному духовно-нравственному человеку. Духовность и нравственность, несомненно, имеют связь между собой. В религиозном понимании это связь неразделима. «В христианстве нравственное чувство человека слилось нераздельно с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии». [4, c.121]  Духовность и нравственность пересекаются, образуя основу личности. Во второй половине XIX – начале XX вв. понятие «духовность» подразумевалось под термином «нравственность» как само собой разумеющиеся, как фундамент православной нравственности. А нравственность в православном понимании не могла быть не духовной.

Религия определяла мировоззрение человека, его отношение к природе, обществу, его менталитет. Ведущей религией  оставалось православие. Православная вера и Русская православная церковь влияли на формирование особого мировоззрения и мировосприятия народа. А. Е. Лихачев выделяет характерные черты русской духовности, которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении религии или Церкви: стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброта расположения сердца и поступков; жизненная установка на самопожертвование, идеал жизни как служения Богу, Отечеству, ближним. [6, c.33]

Через православную церковь людям доносились по средствам проповедей, молитв, рассказов о святых основы духовно-нравственного воспитания. Влияние церкви особо заметно в общественных институтах, таких как семья и школа. Строго требовалось соблюдать уставы церкви,  рекомендовалось не употреблять неприличных слов. [1, c.172]

«Православная традиция следует богословским догматам; вера в Бога, покорность и смирение провозглашаются высшими ценностями и целями; строить жизнь предлагается согласно церковному Преданию, которое понимается как обращение к лику святых, усвоение их духа, и, следовательно, их нравственных ориентиров». [4, c.121] В церковных проповедях и молитвах всегда содержались нравственные поучения. Они были направлены на развитие моральных качеств православного человека, таких как уважительное отношение к старшим, забота о стариках, младших детях, беспомощных людях, милосердие, миролюбие, трудолюбие, взаимопомощь, совестливость. С этой целью детям в учебных заведениях предлагались рассказы из Нового Завета, которые служили объяснением церковных праздников и значение учения Христа. Такие воспитательные проповеди можно увидеть на страницах журнала «Вятские епархиальные ведомости».

При воспитании детей в духе православной веры нужно помнить слова Златоуста, о том, что верой заниматься необходимо уже с детства, хотя бы одно занятие в неделю. Именно с детства нужно начинать изучать уроки веры и благочестия, потому что в детстве лучше воспринимается материал. Если  дети заблаговременно привыкнут к добрым чувствам, то можно наедятся, что они будут избегать зла и вероятность совершения плохих поступков будет мала. Вера может обеспечить счастливое будущее. Если научить ребенка вере в Бога, то в трудные минуты своей жизни, он будет обращаться в церковь или же молиться дома. Именно молитва снимает с их души всякую тяжесть. Те, кто знают и верят в Бога, без всяких препятствий и опасностей, будут все больше успевать на пути к добродетели. Первым самым естественным и действенным средством к воспитанию детей служит молитва. [5, с. 655] Но молитва имела свое истинно религиозно-нравственное значение только тогда, когда она проникала в сердце ребенка, то есть дети при молитве не должны повторять лишь заученные слова, а должен чувствовать и понимать ее смысл. Но читать молитву не всегда еще значит молиться. Правильно молиться учили в образовательных классах. Перед молитвой необходимо было провести беседу с учениками о значении этой молитвы, то есть разъяснить, в чем заключается ее смысл. В конце занятия учитель сам полностью проговаривает молитву, чтобы показать, как правильно надо молиться. Необходимо было молиться утром, вечером, перед приемом пищи  и после. [8, с. 139] Через такие частые молитвы дети выражали благодарность Богу за всё, что у них есть.  Таким образом, дети учатся не только при помощи одних наставлений, но с помощью примера подражания.

Церковь занимала важное место в системе народного образования и воспитания, это отражалось в содержании обучения: изучали церковные книги, а учителями часто были духовные лица. Главная цель такого воспитания и обучения заключалась в том, чтобы человек жил по воле Божьей, благодаря чему он обретет блаженство на небесах. Религиозные предметы были включены в программы учебных заведения и являлись обязательными. Одним из таких религиозных предметов был «Закон Божий». Преподавание Закона Божьего преследовало цель «воспитывать детей в христианской благочестивой жизни по закону православной церкви». [9, с. 20] Для этого уже с детства в ребенке необходимо развивать стремление к добру и правде.

Как уже говорилось выше, средствами воспитания  служила церковная литература, она была полностью педагогична и поучительна. Библия через притчи псалмы давала уроки добродетельной жизни. Стоит отметить, что сама педагогическая система России второй половины XIX – начало XX вв. была заимствована из Библии. Для распространения церковной литературы открывались специальные библиотеки, в которых даже были читальные залы. Все книги распределялись по отделам: книги священного писания, творения святых Отцов церкви, священное писание, богослужебные книги на греческом языке, книги нравоучения (духовные журналы, церковные словари) и другие. [3, с. 175] Библиотеки с религиозными книгами создавались с целью поддержания и расширения православно-христианского образования для лиц всех сословий. Считалось, что истинно-религиозное образование важнее всякого другого образования, потому что возвращает и укрепляет душевное здоровье. Приходящие лица, через чтение религиозных книг, усваивали истинное познание о мире и Боге. [7, с. 59] Духовность в христианско-гуманистической традиции выступает как исповедание нравственных стремлений к Истине, утверждения в жизни Добра, Любви, Совести, Чести. [9, с. 28]

При женских монастырях открывались школы. Учились девочки от 6 до 10 лет. Обучением девочек занимались безвозмездно. За ученицами следила монахиня, которая была им в роли «классной руководительницы».

Православие определяло духовно-нравственное воспитание. Человеку предъявлялось требование смирения, то есть необходимо было отказаться от гордыни, которая считалась грехом. В Ветхом завете говорилось, что отец глава семейства и его нужно слушаться. Это можно заметить при анализе семейных отношений. Вплоть до конца  XIX в. строй в семье был патриархальным.

Церковь всячески пыталась влиять на процесс воспитания, считалось, что зло – это результат плохого воспитания. Мало родить просто ребенка, нужно воспитывать их добрым делом и волей. Поэтому, заметно сильное влияние церкви и на семейное воспитание. «В наставлениях своим детям вятский купец Константин Игнатьевич Клепиков советовал: «… учите детей своих, чтобы жили по заповедям Божьим, тогда Господь Бог ниспошлет им и вам благодать свою: будете здоровы, благополучны. Веруйте в Бога». [2, с.86] Однако судить о результатах воспитания можно было лишь по конкретным поступкам, а не только по внешним проявлениям веры.

Таким образом, Русская Православная церковь и православная вера, несомненно, влияли на формирования мировосприятия и мировоззрения личности. Вера была поставлена во главу всей воспитательной системы. При этом характерными чертами русской духовности, которые были свойственны людям изучаемого периода, были: стремление к красоте и гармонии во всем, доброта сердце, хорошие поступки, идеал жизни как служение Богу, Отчизне, ближним, жизненная установка на самопожертвование.

Список литературы:

  1. Беседа // Вятские епархиальные ведомости. Отдел духовно-литературной. 1863. №10. С.172-176.
  2. Бурдина Г.М. Духовно-нравственное воспитание в провинциальной городской семье во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам Вятской губернии) // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Родной край: история и современность». Набережные Челны, 2014. С.86-87
  3. Валеева Н. Г. Елабужское земство и Россия: Гуманно-просветит. деятельность Елабуж. земства (1867-1917) / Предисл. И. Р. Гафурова. — М.: Аграф, 2002. 240с.
  4. Головушкина М.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки . 2012. №2. С.121-127.
  5. Значение веры в деле воспитания // Вятские епархиальные ведомости. Отдел духовно-литературный. 1898. № 13. С.655-657.
  6. Лихачев, А. Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) / Лихачев А. Е. // Педагогика. 2001. № 3. С. 33-36.
  7. Открытие епархиальных библиотек // Вятские епархиальные ведомости. Отдел духовно-литературной. 1870. № 4. С.59-61.
  8. Программа преподавания Закона Божьего в сельских двуклассных училищах // Вятские епархиальные ведомости. Отдел духовно-литературной. 1870. №8. С.139-142.
  9. Шеховская Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX — первая половина ХХ вв. ) : ав-тореф. дис. … д-ра пед. наук / Шеховская Н. Л. — Белгород, 2006. 33 с.[schema type=»book» name=» РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)» author=»Архипова Мария Владимировна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found