Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЗАДАЧИ ГРАМОТНОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ЖИВОПИСНОЙ ФОРМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЗАДАЧИ ГРАМОТНОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ЖИВОПИСНОЙ ФОРМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Политические науки. ; ():-.

Обучение живописным основам художественной грамоты – это путь изучения способов, приемов и средств построения на плоскости живописной формы, ее пропорций, конструктивных, объемных, пространственных и материальных качеств. Но, точность в передаче пропорций, цветовых отношений, материальности предметов, прекрасное владение перспективой – еще не свидетельствуют о художественности работы, поскольку художественность живописного изображения находится в прямой зависимости от того, насколько начинающий художник способен раскрыть образное содержание учебной постановки. Поэтому живописная работа студента оценивается не только со стороны ее грамотности, правильности построения, похожести изображенных объектов, но и со стороны выразительности, гармоничности восприятия, образности и эмоциональности. Следовательно, процесс обучения живописи всегда направлен на овладение системой изображения, которая содержит определенный комплекс взаимосвязанных задач, включающих изобразительные и выразительные начала, гармоничность которых в конкретном изображении предполагает целостность живописной формы.

Чтобы понять, каким образом возможно оперировать данными средствами для построения гармоничного изображения, необходимо рассмотреть, что именно составляют понятия грамотность и выразительность в профессиональной живописи и в учебном процессе.

В профессиональном создании живописного образа понятие «грамотность изображения», по сути, включает в себя понятие «выразительность». Так как любое грамотное реалистическое изображение обязательно несет в себе элементы обобщения, эмоциональности, имеет законченную выразительную форму, и, следовательно, приобретает художественность.

Изобразительная грамота подразумевает совокупность знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения основных положений изобразительного искусства. Грамотность в живописи предполагает умение изобразить цветом объемный предмет в пространстве на плоскости листа бумаги, верно передать характер освещения, найти равновесие элементов в формате, умение сравнивать формы, цвета, тона, выявлять главное и второстепенное, композиционный центр, пространственные планы и т.д.

Под словом «выразительный» чаще всего понимается признак чего-либо, выделяющийся по своим свойствам и внешнему виду. С художественной точки зрения выразительность определяется как качество и главная движущая сила любого произведения искусства. По утверждению Н.Н. Волкова выразительность составляет главную внутреннюю основу образа, выразительность цвета – главную внутреннюю основу колорита картины.

Под выразительностью понимается отражение внутреннего мира художника, его эмоционального отношения к изображаемому. Выразительность живописного произведения зачастую связана с выразительностью изображаемого предмета, существующего объективно со всем содержанием и логическими связями. Живопись выражает характер мышления и чувства художника, следовательно, логика анализа предмета и логика построения адекватного образа на изобразительной плоскости являются существенными факторами выразительности живописного произведения.

В процессе поиска наиболее выразительных приемов изображения и в целях образной выразительности художник нередко нарушает некоторые правила изображения, изменяет натуру, преувеличивая отдельные ее стороны или части. В профессиональном выражении художественного образа все изменения натуры, как правило, взаимосогласованны и воспринимаются гармонично. Однако нарушение пропорций, неоправданное замыслом, всегда разрушает эстетическую ценность картины.

Эстетика определяет выразительность в искусстве как способность художника  посредством разнообразных художественных приемов образно передавать человеческие эмоции, настроения, страсти, умение художника найти и использовать в образной характеристики  такие детали, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера, определяют выразительность произведения искусства в целом или его отдельных частей и образов.

Таким образом, качество художественности в живописи во многом зависит от выразительности изображения, от умения художника подчеркнуть характерное, типичное в изображении, сконцентрировать внимание на определенных деталях, раскрывающих замысел и где-то даже заострить,  преувеличить их. Владение в совершенстве живописным языком подразумевает умение минимальными средствами добиться максимальной выразительности и полноты раскрытия художественного замысла.

На начальном этапе обучения задачи грамотности изображения всегда будут преобладать над задачами выразительности. Но даже на этом этапе необходимо включать в процесс обучения комплекс задач, направленный на передачу выразительности, образности, эмоциональности, то есть тех факторов, которые характеризуют художественность изображения. Ведь известно, что развитие любой способности совершается последовательно: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для развития способности более высокого уровня [2]. Следовательно, уже на начальных этапах обучения необходимо ставить перед студентом проблемные ситуации, побуждающие его к поиску, что неизбежно будет формировать все более высокий уровень восприятия и представления и, как следствие, изображения.

Как правило, сущность профессионально организованного живописного изображения составляют внешние факторы (цвет, тон, форма, фактура) и внутренние свойства объекта изображения (выразительность, эмоциональное состояние, гармоничность восприятия). Их реализация возможна с помощью изобразительных и выразительных средств живописи – формы, цвета, композиции. При всем богатстве возможностей данные средства способны усилить эмоциональное звучание образа и передать выразительность только при взаимной их согласованности. Поэтому следует рассмотреть, что составляет сущность данных средств изобразительного языка художника, и какое значение они имеют в построении целостного живописного произведения и целостной живописной работы в рамках учебного процесса.

Основополагающим средством выражения художественного образа является форма. Благодаря форме мы отличаем вещи друг от друга. Форма позволяет посредством сопоставления объектов и событий приобрести о них определенные знания. Форма, ее размер, направление и расположение в пространстве – все это является выразительными средствами изобразительного искусства. Ни одна идея не может быть донесена до зрителя, если форма не соответствует содержанию. Форма является более эффективным средством коммуникации, чем цвет. Однако экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы. Ведь живописное изображение воспринимается только благодаря особой организации цветовых сочетаний. Поэтому именно цвет является важнейшим выразительным и изобразительным средством живописи. Цвет обладает способностью вызывать различные чувственные ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. В произведениях живописи цвет образует целостную систему – колорит.

Психологи отмечают разницу в восприятии отдельного цвета и в восприятии цветовых отношений: цвет раскрывает свои выразительные особенности именно тогда, когда производит динамический эффект напряженности в результате взаимодействия с другим цветом. Например, сами по себе красный или голубой цвета малодинамичны, а, следовательно, и маловыразительны. Только при контрастном сочетании определенного оттенка красного и определенного оттенка голубого появляются ощущения, вызывающие различные ассоциации. Таким образом, разнообразные цветовые сочетания в различных тоновых диапазонах способны вызывать все богатство ощущений – притягивать или отталкивать, влиять на настроение и т. д.

Выразительные качества цвета и выразительные качества различных цветосочетаний являются только частью в построении гармоничного целого на изобразительной плоскости. Ведь гармония проявляется там, где все цвета соответствуют объединенному целому, подчиненному смысловому содержанию. Этой важнейшей закономерностью структурной организации любой картины является цветовая композиция, которая  представляет собой систему определенного расположения и взаимоотношения пятен цвета и оказывается специфической для произведения частью его художественной структуры. Цветовая композиция обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияя тем самым на ход его восприятия зрителем.

Цвет в живописи выполняет различные функции: выражает форму, служит средством для передачи пространства, перспективы, объема,  характера движения, ритмов, эмоционального состояния художественного образа. Восприятие цветовых отношений меняется от различных изобразительных факторов: масштаба цветового пятна, его расположения в изобразительной плоскости. Основополагающим фактором, от которого зависит выразительность цвета, является содержание и тема произведения живописи. Несомненно, цвет – это главное не только изобразительное средство живописи, но и выразительное.

В живописи на начальном этапе обучения построение конструктивно-пластических связей в изображении обусловлено не столько содержанием зрительного образа, сколько его цветовой характеристикой. Построение ритма, равновесия цветовых пятен, даже выбор точки зрения и формата для изображения – все зависит от цветовой композиции натюрморта. Поэтому учащийся должен не только знать закономерности цветового взаимодействия и уметь пользоваться цветовым кругом для построения гармоничного цветового строя, но и научиться подчинять цветовой строй образному содержанию постановки. Здесь цветовая выразительность обусловлена умением подчеркнуть или даже усилить контраст цветового взаимодействия отдельных деталей изобразительного строя, раскрывающих замысел постановки.

Тон в живописном произведении также является изобразительным и выразительным средством. Выбор тонового диапазона во многом определяет эмоциональную выразительность составляемого ритмического мотива. Тон является категорией музыкальной, поэтической. Тон, вместе с композицией цвета, линий и форм формирует равновесие всей структуры изображения. Цветовая композиция всегда требует соответствующей ритмической организации тоновых элементов в формате. Однако основополагающим средством организации цветового пространства тон считать все же нельзя, так как во многих случаях логично организованную определенным образом тоновую структуру композиции и ее смысловые связи можно изменить, только лишь расставив в другом варианте цветовые акценты.

Важнейшим организующим компонентом художественной формы, придающим произведению единство и цельность, является композиция. Задачи композиции реализуются художником с помощью изобразительных и выразительных средств и конкретных приемов конструктивного построения картины.

К средствам  и  принципам организации картинной плоскости, формирующим целостное живописное произведение, относятся: правила статики и динамики; правила симметрии и ассиметрии частей и целого в формате; закономерности равновесия (цветового, тонового, пластического); закономерности ритма: чередования больших и малых форм, покоя и движения, контраста и нюанса, темного и светлого и т.д.

Композиционная выразительность достигается разнообразным построением форм и силовых линий цветового пространства. Эти формы и линии могут иметь едино-направленное движение, в этом случае все построение в целом приобретает неспокойный, стремительный характер, а такую композицию называют динамичной. В случае взаимно противоположной направленности форм пропадает впечатление их движения, композиция становится уравновешенной, статичной. В организации пластического движения масс возможны и сочетания плавных движений со скачкообразными переходами одних движений в другие. То же относится и к линиям, образованным касанием различных форм друг с другом (в натюрморте – предметов, драпировок, фона). Так, например, более четкие силовые линии всегда выглядят активными, несущими в себе энергию и привлекают внимание в первую очередь. Линии ломанные, волнообразные отражают сложность образа, приносят богатство разнообразия и глубину в любое изображение. Существует вариативность организации подобных движений по пластике, например, прямые, вертикальные и горизонтальные, жесткие и активные линии удачно сочетаются с мягкими, волнообразными, сложными и даже пассивными линиями. Подобное взаимодействие придает определенную выразительность образному строю произведения.

Очевидно, что важнейшее значение в организации цветового пространства имеет пластическая связь элементов композиции, характер их группировки. Располагая определенным образом в плоскости листа пятна и линии в различных тонально-цветовых сочетаниях можно достичь соответствующей замыслу образной характеристики изображения.

Таким образом, живописное изображение можно считать грамотно организованным, если в нем согласованны и уравновешенны по ритму и масштабу все составляющие реалистическое изображение элементы. Живописное изображение можно считать грамотно и выразительно организованным, если данные согласованные и уравновешенные элементы связаны единым пластическим замыслом, выражающим эмоциональное состояние натурного образа. В учебном процессе всегда необходима определенная совокупность задач грамотности и выразительности изображения. Характер решения данных задач будет направлен на выявление студентами особых выразительных качеств натуры в цветовом и композиционном решении при построении логики взаимодействия элементов изображения.

Список литературы:

  1. Медведев Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. Омск: Издательский дом «Наука», 2008. – 290 с. ил.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: – Педагогика, 1989. – Т. 1- 2.
  3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. – 320 с.
  4. Голубева О. Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004.[schema type=»book» name=»ЗАДАЧИ ГРАМОТНОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ЖИВОПИСНОЙ ФОРМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ» author=»Думская Ольга Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found