Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЧЕРНОЛАКОВАЯ КЕРАМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И СОСТАВА «ЛАКА»



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЧЕРНОЛАКОВАЯ КЕРАМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И СОСТАВА «ЛАКА» // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

На проведение описанных ниже опытов по установлению состава и технологии получения так называемой чернолаковой керамики нас сподвигла случайная находка спекшейся стекловидной массы, поднятая несколько лет назад на Елизаветинском городище. Она находилась среди керамических отходов, пережега недалеко от ямы, из которой местные жители брали землю. Очевидно, сформированную руками и разрезанную пополам массу древний гончар случайно уронил в остывающую печь. Нам представилось, что эта масса могла входить в состав древнегреческого «черного лака». Это было вполне вероятно еще и потому, что в  V-IV вв. до н.э. на Боспоре были очень востребованы вазы, кратеры, пелики с изображениями амазонок, грифонов и аримаспов. Сложился так называемый Керченский стиль вазописи; некоторые исследователи говорят о «Керченском вазописце». Вероятно, мастеров-вазописцев на Боспоре  было несколько, а гончаров, желающих освоить технологию изготовления  чернолаковой вазописи несравнимо больше.

Елизаветинское городище на Кубани в IV-II вв. до н.э. включало в себя боспорский эмпорий, где могли постоянно жить  не только греческие купцы, но и ремесленники, в том числе гончары.

Много лет ученые пытаются разгадать секреты изготовления чернолаковой керамики. В  прошлом столетии на Западе вышел целый ряд работ, посвященных этой теме [3]. Считается, что Теодор Шуман приблизился к разгадке состава. Он установил, что аттический черный лак ничем не отличается от глины и не имеет красителей, а черный цвет дает оксид железа при обжиге без доступа кислорода, при окислении же возникает красный цвет [5, s.408-426]. О в таком случае черной должна была бы стать не только поверхность сосудов, но и глина, чего, однако не наблюдается на греческих вазах.

Авторы данной статьи исходили из того, что возникновение чернолаковой керамики совпадает с расцветом эпохи железа и  связывают его с новой стадией  развития металлургии. Во-первых, древние гончары получили возможность проводить обжиг керамики при температуре близкой плавлению железа, кроме того, они стали использовать минералы и окислы этого металла. Глазури, как свидетельствуют исторические факты, были известны культурам Месопотамии и Египта  еще с эпохи бронзы. В Микенах, например,  были найдены металлические артефакты с пластинами синего стекла, датируемые Хиггинсом  XV-XIV вв. до н.э; на Кипре (местечко Курум) в одном из захоронений XII в. до н.э.- золотой скипетр с шаром, покрытый выемчатой эмалью лилового, зеленого и белого цвета. Немецкий ученый Э. Бреполь говорит, что для эмалирования металлических предметов могло быть использовано порошкообразное стекло, также как и при глазурировании глины [1, с. 26-27 ]. Глазурированая керамика получила свое распространение в Месопотамии и Египте во II тыс. до н.э. Вероятнее всего, древнегреческая «чернолаковая» технология  сложилась на основе египетской.

В проводимых нами опытах по установлению технологии чернолаковой керамики мы использовали: красно-жгущуюся глину, стекловидную массу, найденную на городище, железную окалину (окись железа),  шунгит, черный агат, гагат, гематит и свинцовую поливу. Свинцовая полива или окись свинца известна давно, ее использовали в той или иной мере гончары с глубокой древности. Получают ее путем сжигания свинца с доступом кислорода.

Из глины нами были сформированы и высушены круглые по форме «медальоны». Минералы механически измельченные, перетертые в порошок, были  просеяны через калиброванное сито 0,064 микрон. Разведенные водой порошки минералов равномерно нанесены кистью на поверхность первых пяти керамических заготовок (Рис. 1 — I, II,III,IVиV).

Затем часть порошкообразных минералов были смешаны со свинцовой поливой в процентном соотношении 1:3, где на одну часть горного минерала приходилось три части свинцовой поливы. Такое соотношение сделано не произвольно, а исходя из состава большинства керамических глазурей.

В глазурях процентное содержание красящих веществ (пигментов составляет от 15 до 35 % от общей массы). Полученный состав был нанесен на следующие пять терракотовых заготовок (VI,VII,VIII,IXиX). Далее все заготовки были подвержены восьмичасовому обжигу с плавным повышением температуры до 1000 градусов. После медленного остывания в течение четырех часов все образцы были извлечены из печи.

На втором этапе нашего эксперимента мы использовали железные опилки, окалину (окись железа), легкоплавкое стекло, истолченное в порошок, стекловидную массу («глянцевую глину»), окись свинца (свинцовую поливу), в качестве флюса – мел. Растворы были кистью нанесены на дно и боковые стороны чашечек. На чашечке справа состав: железные опилки, свинцовая полива в соотношении 1 к 3. В качестве флюса к шифту сделаны добавки – мел и стекловидная масса. На чашечку слева нанесен шифт, в состав которого входит окалина (окись железа), легкоплавкое стекло в соотношении 1 к 3, с добавкой небольшого количества мела. В первом случае мы получили  темную эмаль с фиолетовым отливом, во втором – черную эмаль с матовым блеском. Максимальная температура обжига достигала 1000 градусов С.

Результаты нашего эксперимента отражены на рисунках 1 и 2. Они показали, что  гематит, в России больше известный как «железный блеск» или «кровявик», в сочетании со свинцовой поливой, а также окалина (окись железа) с легкоплавким стеклом  дают схожее  с древнегреческим  покрытием керамики, получившее название «черный лак».

ЧЕРНОЛАКОВАЯ КЕРАМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И СОСТАВА «ЛАКА»

Рис. 1. Терракотовые заготовки с разным по составу покрытием после обжига при температуре около 1000 градусов.

На верхнем  ряду – образцы, обожженные с порошками минералов без свинцовой поливы; на нижнем – те же минералы со свинцовой поливой.I, VI  –шунгит;II,VII – гематит; III,VIII – гагат; IV,IX —  агат; V,X – стекловидная масса с Елизаветинского городища.

ЧЕРНОЛАКОВАЯ КЕРАМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И СОСТАВА «ЛАКА»

Рис. 2. Глиняные чашечки после вторичного обжига: а. с нанесением раствора, в состав которого входит окалина (окись железа), легкоплавкое стекло в соотношении 1 к 3 и в качестве добавки использован мел; б. состав раствора: железные опилки, свинцовая полива в соотношении 1 к 3;  добавки – мел и стекловидная масса.

Литература

  1. Бреполь Э. Художественноеэмалирование. Л.:Машиностроение,1986, 127с.
  2. Буров Ю.М., Некрасов А.Н., Крупа Т.Н. Исследование древнегреческой чернолаковой керамики из Херсонеса// https://www.formuseum.info/2007/12/06/burov_jum_nekrasov_an_krupa_tn1.html
  3. Gisela Marie Augusta. The craft of Athenian pottery.- ICCN 23011634, 1923; Theodor Schumann: Oberflachenverzierung in der antikenTopferkunst. Terra sigillata und griechischeSchwarzrotmalerei. In: Derichte der deutschenkeramischenGesellschaft 32 (1942),; Joseph Veach Noble: The Techniques of Painted Attic Pottery. New York 1965.- ISBN 0500050473; Mavis Bimsom The technique of Greek black and terra sigillata red (1956); https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1876934.
  4. URL:Технология изготовления и декорирования древнегреческой керамики// https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1876934.
  5. Schumann Th. Oberflachenverzierung in der antikenTopferkunst. Terra sigillata und griechischeSchwarzrotmalerei. In: Derichte der deutschenkeramischenGesellschaft 32 (1942). // Технология изготовления и декорирования древнегреческой керамики// type=»book» name=»ЧЕРНОЛАКОВАЯ КЕРАМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И СОСТАВА «ЛАКА»» description=» Целью нашего исследования стало выяснение состава так называемого «черного лака» и технологии его получения. Мы исходили из того, что технология чернолаковой керамики совпала с расцветом эпохи железа и должна была быть связанной как с минералами этого металла, его окислами и высокой температурой обжига. Предварительно мы изучили доступную нам литературу по данной теме, изготовили муфельную печь, подготовили составы, включавшие различные минералы и добавки. Затем нами были проведены эксперименты, включавших обжиг керамических образцов при температуре, близкой плавлению железа. Проведенные эксперименты подтвердили наши предположения: наиболее близкие к «черному лаку» эмали, с помощью которых древнегреческие вазописцы расписывали керамические сосуды в античную эпоху дают составы, включающие фероминералы, такие как гематит и окислы железа. Проведенные нами опыты дали положительный результат, о чем и сообщаем в данном докладе.» author=»Тернавский Николай Александрович, Курлянчиков Антон Георгиевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found