Действительно, ментальность можно охарактеризовать на данный момент как систему культуры, которая является базой и основой нормативных ценностей, которые необходимы в процессе формирования идентичности личности, а также при консолидации, солидарности различных объектов культуры в рамка общности «мы». Чаще всего ментальность организуется в рамках самой культуры и ее доминант ценностей. Здесь же формируются модели и стереотипы окружающего мира, а также эмоциональная оппозиция «они-мы». Различия, которые являются определяющими ментальности, могут быть причиной конфликтов, которые проявляются в связи с недопониманием в межкультурной коммуникации. Они также могут проявляться как ступень формирования нации, т.к. именно они показывают и представляют смысловую оболочку того, что субъект подразумевает о добре и зле, о важности и восприятии понятий жизни таких, как справедливость, долг, право и т.д. Когда разрывается ментальный базис, чаще всего происходит разрыв в духовной традиции, что может привезти к основному и глобальному кризису самой идентичности, это характерно в период патологии, а также в период проявления различных девиаций в поведении.
В формирование национально-культурной ментальности проявляются и лежат в основном определенные факторы религии, истории, очень важный опыт для жизни нации относительно определённых событий, которые способствуют этому, а также формирующаяся историческая память. Однако ментальность не просто является пассивным зеркальным отражением того, что происходит в развитии нации, она формирует ментальность культуры, участвует в формировании ценностной и нормативной модели культуры, являясь и ее причиной, и источником. Зачастую сохраняя и организуя в течение долгого исторического времени модель антропологии, которая характерна и типична для каждой национальной культуры.
В формировании национального «я» выступает «энергетическое поле», это своеобразный инструмент самопознания личности. Познать самого себя, как представителя той или иной нации, культуры. Ментальность в условиях формирования личности, нации и культуры формирует поведенческие шаблоны собственного образа, основываясь на определённых шаблонах жизненных стратегий, а также видов самореализации. В структуре ментальности относительно культурологического подхода происходит фиксирование ее основных фундаментальных компонентов, которые можно увидеть и обнаружить в рамках национального языка, ее семантическом, символическом поле и в форме ее коммуникации. Первоначально это образ этнического «я», куда входят методы самореализации, осознания себя как индивидуума, как представителя как той или иной нации или культуры, а также модели и базисные понятия идентичности национальной культуры.
Возможны различные поведенческие модели и проекции созданного образа, которые могут быть зафиксированы в языке и формируемые в связи с этим базовые ценности, которые относятся именно к определенной культуре. Данные ценности организуются и формируются через концепты смыслов, через их оппозиции, такие как прошлое-настоящее-будущее, любовь-ненависть, материальное-идеальное и др., они являются отражением специфики моделей смысла человеческой жизни, которые могут формироваться и быть сформированы через концепты, проявляющиеся в каждой нации, концепты судьбы, счастья, любви, ненависти и т.д. Посредством данных вербальных и других символом может происходить маркировка и обозначение, дистрибуция понятия «свои-чужие», а также определенные правила коммуникации со своими и чужими.
В сложности и неоднозначности относительно данного феномена культуры существует огромное количество подходов к рассматриванию и пониманию структуры самой сущности ментальности. В процессе культурного или философского анализа применяются понятия ментальность и менталитет относительно их формирующихся культурно-социальных процессов. Характеризуя ментальность и менталитет можно использовать определение понятия «культура», ка набор общих и определённых черт деятельности человека в каком-то определенном обществе. Термином «цивилизация» можно таким образом обозначить то или иной общество с его общими или специфическими чертами. Именно в данном контексте ментальность и менталитет могут отображать и выражать духовный мир того или иного конкретного общества, а также его индивидов.
Впервые американские философы постарались охарактеризовать термин «ментальность». Одним из них был Ральф Эверсон. Он рассматривал ментальность, как «метафизическое значение души». Тем не менее со временем данное понятие претерпевало определенные изменения. Сейчас мы видим в парадигме лингвистических и культурологических определений различные трактовки авторов таких как «социальный характер» (Э. Фромм); «Космо-Психо-Логос нации» (Г.Д. Гачев); «духовное бытие» (С. Франк) и др. [1, с. 121]
Ментальность можно рассматривать как систему стереотипов поведения, а также ответов и реакций различных эмоций и чувств, которые формируются посредством различных факторов в социальных, географических и многих других. С точки зрения исторической антропологии французские ученые трактовали данный феномен как чувствительное и эмоциональное восприятие человеческой деятельности, который передается из поколения в поколение. Представителями данного подхода являются М. Блок, Л. Февр и др. [1, c. 42]
Таким образом, можно резюмировать, что ментальность – это характерные проявления в рамках одного языка сознательного или бессознательного отражение и восприятие окружающего внешнего и внутреннего мира. Это отражение и тем самым проявление характера нации, ее духовных, конкретных, интеллектуальных качеств окружающего языкового и культурного сообщества. Так как этническую систему невозможно отделить от понятийной системы языка, следовательно, менталитет народа, его состояние развития языка является результатом долгого исторического развития. Ментальность национальной культуры является выражением антропологической культуры посредством смыслового концептуального наполнения. Через ментальность отображаются жизненные практические установки человека, его устоявшийся образ жизни, национальные традиции и сознательные и бессознательные предпочтения, которые характерны на протяжении многих веков для той или иной культуры, культурной традиции, культурного общества. Основные характеристики окружающего мира, а также культуры человека и его общества чаще всего определяются ментальностью. Культурная основы ментальности дает основные понятия о схемах мыслей, о комплексах образов мышлений, а также об осознании и восприятии окружающего мира.
Список литературы:
- Гурова Ю.И., Грищенко И.В., Саттарова А.Ф., Ольховская Ю.И., Устинова Т.В. Отечественная и зарубежная литература в контексте изучения проблем языкознания / Ответственный редактор А.А. Киселев. ‑ Краснодар, 2012. ‑ Том 2. ‑ 142 с.[schema type=»book» name=»ПОНИМАНИЕ СПЕЦИФИКИ И СУЩНОСТИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ» description=»Последние годы основное понятие о сущности и специфике национально-культурной ментальности все больше стало рассматриваться относительно философии и культурологии. В нашей статье мы постараемся объяснить это относительно развития современной отечественной культуры.» author=»Гурова Юлия Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]