И в Уставе Императорского училища правоведения 1838 г., и в ранее действовавшем Уставе 1835 г., порядок создания и ликвидации училища никак не регулировался. Оно было создано в 1835 г. именным Указом императора. А вопрос о ликвидации никогда не стоял, несмотря на то, что некоторые государственные деятели считали, что училище достигло цели, для которой оно создавалось, т.е. изменило состав судебного ведомства, подготовив необходимое число квалифицированных специалистов, и дальнейшее его существование нецелесообразно. Тем не менее, на протяжении 80 лет училище продолжало готовить кадры для Министерства юстиции. События российской истории мало отражались на деятельности училища. В марте 1917 г. училище впервые столкнулось с революционными событиями. Директор Училище даже обращался к Председателю Государственной Думы М.В.Родзянко с просьбой «об охране училища от революционных солдат» [4; 32].
На деятельность училища практически не повлияло даже то, что Постановлением Временного правительства от 22 августа 1917 г. Училище из ведения Министерства юстиции, к которому оно принадлежало с момента своего создания, было передано в ведомство Министерства народного просвещения [2; 1510]. Училище и после Октябрьской революции продолжало свою деятельность. Иногда саботируя распоряжения новой власти. В частности, например, Постановление народного комиссариата по просвещению «Об отмене форм и учебных знаков всех учебных заведений» [3; 361]. Кроме того, по всей видимости, члены Совета училища игнорировали и Декрет СНК РСФСР и ВЦИК от 24 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [1; 72]. На всех заседаниях Совета вплоть до 14 июня 1918 г. в протоколах училище именуется Императорским, а все члены Совета указываются с титулами и чинами [5; 1-18].
Тучи над училищем начали сгущаться к весне 1918 г. В мае поступил запрос отдела высших учебных заведений Комиссариата народного просвещения «о деятельности училища в истекшем учебном году и о состоянии его в настоящее время» [5; 1-18]. Видимо, это обращение было формальным, поскольку как следует из выступления будущего директора ПАИ профессора И.Л.Джандиери на заседании Президиума Петроградского агрономического института 15 мая 1918 г., вопрос о ликвидации Училища и о передаче его здания указанному институту являлся принципиально решенным. [5; 11].
Несмотря на внешние обстоятельства, училище продолжало свою деятельность. Так, 25 мая 1918 г. Советом Училища было принято решение провести летние занятия в течение 4-х месяцев для воспитанников старшего курса и для воспитанников, возвратившихся с фронта, для подготовки их к экзаменам [5; 12]. Главная книга прихода и расхода денежных сумм содержит сведения о поступлении 30 мая и 7 июня в училище сумм, вносимых за воспитанников (всего 29 человек). Советом училища ведется активная переписка с народным комиссариатом финансов о нормах и оплате труда преподавателей и служащих Училища [6; 1-46]. То есть в этот период велась как учебная, так и финансово-хозяйственная деятельность.
В начале июня в Училище поступил акт комиссаров юстиции и народного просвещения о предполагаемой ликвидации Училища. В связи с этим, 4 июня 1918 г. Совет училища постановил отправить делегацию в комиссариат народного просвещения, в составе директора З.В.Мицкевича, профессора Э.Н.Берендтса, и.о.инспектора классов А.А.Страубе, преподавателя М.А.Лукина, правителя дел И.Т.Конюченко, председателя родительского комитета А.Н.Веревкина, служащих Иванова и Шачнева для переговоров и для вручения письменного заявления комиссару по высшим учебным заведениям Смирнову, комиссару Гринбургу и комиссару Луначарскому [5; 15]. Неизвестно, состоялось ли общение делегации с указанными лицами. В журнале заседаний Совета училища правоведения последнее заседание датировано 14 июня 1918 г. Примечательно, это заседание тем, что в Протоколе заседания члены совета указываются без титулов и чинов и впервые из названия исчезает определение «императорское» [5; 18].
В это же время на заседании Президиума Петроградского агрономического института Е.А.Энгель сообщает, что вопрос о передаче Институту здания училища Правоведения откладывается [7; 6]. Однако, уже 18 июня в 11 ч. утра в Комиссариате народного просвещения состоялось заседание Комиссии из представителей данного комиссариата, комиссариата юстиции, Училища правоведения и трех представителей Агрономического института Е.А.Энгеля, С.М.Вислоуха, Н.С.Сергеева. На заседании ликвидационной комиссии представители Училища правоведения «выразили согласие на немедленное предоставление агрономическому институту помещения для канцелярии» [7; 9]. 26 июня в Училище было направлено письмо с просьбой «не отказывать в содействии» уполномоченному по хозяйственной части П.П.Кальницкому в составлении описи передаваемых зданий и имеющегося инвентаря, выдаче необходимых планов, справок и т.д. [7; 11]. 1 августа директор уже бывшего Училища правоведения обратился с просьбой принять на хранение имеющийся в Училище музей целиком [7; 13].
К 1 сентября был уволен весь персонал училища. 26 августа на заседании Президиума С.М.Вислоух сообщил, что «приемка здания и инвентаря закончена, за исключением электрической станции, дворового имущества и библиотеки, которая взята на ответственное хранение Архивной комиссией научного отдела комиссариата народного просвещения» [7; 21]. На церковь Святой Великомученицы Екатерины 14 декабря 1918 г. было выдано Охранное свидетельство № 1668 как «представляющую художественную и историческую ценность [7; 48]. Здание приготовительных классов (ул.Сергеевская (ныне ул.Чайковского), д.12) было передано агрономическому институту 15 января 1919 г.
8 октября 1918 г. в здании бывшего Императорского училища начались занятия Петроградского агрономического института.
Так закончилась история одного из привилегированных высших учебных заведений Российской Империи. Училище прославилось многими своими воспитанниками. И не только хорошими юристами. Из стен училища вышли и гениальный композитор, и великий шахматист, и талантливый поэт. И все они составили славу России.
Список литературы:
1.Декреты Советской власти. М.: Гос. изд-во политической литературы. 1957. – Т.1.
- Собрание узаконений и распоряжений, издаваемое при Правительствующем Сенате. 15 сентября 1917 г. № 222.
- Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства. 14 (1) марта 1918 г. № 28.
- ЦГИА СПб. Ф. 355. Оп. 2. Д. 37.
- ЦГИА СПб. Ф, 355. Оп. 2. Д. 42.
- ЦГИА СПб. Ф. 355. Оп. 2. Д. 98.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 2996. Оп. 1. Д. 2173.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ЛИКВИДАЦИИ ИМПЕРАТОРСКОГО УЧИЛИЩА ПРАВОВЕДЕНИЯ» description=»Данная статья посвящена деятельности Императорского училища правоведения в 1917-1918 г.г. В статье также освещается вопрос о ликвидации Училища и передаче его здания и имущества Петроградскому агрономическому институту.» author=»Олимпиева Ирина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]