Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

БОЕВОЙ ПОЛЯРНЫЙ БОРТМЕХАНИК Л. Р. НЕПОМНЯЩИЙ — КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СОЗДАНИИ РЫЛЬСКОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . БОЕВОЙ ПОЛЯРНЫЙ БОРТМЕХАНИК Л. Р. НЕПОМНЯЩИЙ — КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СОЗДАНИИ РЫЛЬСКОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

В назначенный срок, с 25. 08.1960 г., со всех просторов СССР собирались будущие авиаторы в древнерусском г. Рыльске. Размещение было четко организовано  в казарме бывшей военной авиашколы. Сразу всем в глаза бросались четкий порядок, новые кровати, шторы, пастельные принадлежности и чистота. Их собирали по взводам и вели в баню. Стригли наголо, забирали для дезинфекции личную одежду и…выдавали новую, как с иголочки форменную одежду, нижнее белье и обувь.

Первого октября на плацу, нарядно украшенном плакатами и транспарантами, играл духовой оркестр. После торжественной части все разошлись по учебным классам, где так же было все необходимое для занятий.  До 05.10.1960 г. для курсантов был организован курс молодого бойца. В караул по охране специальных объектов, до курсантской присяги, ходили солдаты срочной службы, проживавшие в казарме напротив. В разговорах по училищу часто слышались одобрительные восклицания по поводу непрерывного завоза на склады различного инвентаря и оборудования и всемогущего «Рувимовича».

Это таинственное имя, по курсантскому разумению, человека вызывало восхищение. Через годы, когда появилась возможность ознакомиться с приказами начальника училища за 1960 г. уважение к этому человеку только возросло. Хроника событий за сентябрь из текстов приказов Начальника училища по личному составу была следующая:

— приказом №1-л от 02. 09. И. Н. Щелчков с 01.09. приступил к исполнению обязанностей начальника РАУССа;

—  № 2-л от 02.09. Д. М. Штанько приступил к исполнению обязанностей начальника учебного отдела, заместителя начальника училища;

— № 3-л от 02. 09. Л. Р. Непомнящий приступил к исполнению обязанностей начальника отдела материального технического отдела (МТО) – помощника начальника РАУСС ГВФ[2, л. 1-3];

—  № 11-л от 01. 10. Зачисление 199 курсантов;

— № 13-л от 01. 10. Приняты из войсковой части 110 специалистов (рабочие и служащие)[2, л. 14-17].

Предположительно основная причина такого совпадения в приказах не случайна. Весь подготовительный период личный состав, находясь в процессе демобилизации из военной школы радистов, «коммунистическим» трудом заслуживал право работать новом училище ГВФ. Под непосредственным руководством Л. Р. Непомнящего. И чудо, которым восхищались не только курсанты произошло.

Лазарь Рувимович Непомнящий родился 20 марта 1916 года в городе Киеве в семье кустаря-шапочника. В 1924 г поступил в школу. А в 1925 вместе с родителями переехал в г. Красноармейск Донецкой обл. В 1931 г. после окончания 6 классов поступил в ФЗУ, после ее окончания работал слесарем 5-й дистанционной службы на железно-дорожной  станции Красноармейской. С октября 1935 года по октябрь 1939г. – курсант Харьковского авиаучилища ГВФ. После училища работал авиатехником Дальневосточного управления ГВФ, в декабре 1939-го перевелся в Баку, где работал бортмехаником  до 1942-го, затем с июля по август был слушателем Курсов высшей летной подготовки, где переучился на бортмеханика самолета ЛИ-2 и был направлен в Московскую авиагруппу особого назначения  на должность бортмеханика.

В связи с тем, что ряд отечественных авиазаводов эвакуировался на Восток страны и какое-то время они не смогли выпускать продукцию, фронт испытывал острый недостаток в самолетах. Советское правительство организовало дополнительные срочные поставки их с имеющихся заводов, а также из США и Англии по ленд-лизу.

Чтобы сократить потери поступающей по ленд-лизу авиации северными морскими караванами, Государственный Комитет СССР 9 октября 1941 года принял постановление о строительстве безопасной воздушной линии для перегонки самолетов в Восточную Сибирь. Трасса должна была пройти через районы с значительно суровыми климатическими и природными условиями, полюс холода Оймякон, Чукотку и Аляску над необжитыми местами.

Получив мандат Уполномоченного ГКО, начальника Аээрофлота В. С. Молокова, возглавил группу авиаспециалистов-изыскателей вылетевшую в Якутию и на Чукотку. Был принят вариант строительства важнейшей трассы от Красноярска до Фербенкса через Якутск, Сеймчан и Уэлькаль, общей протяженностью 6450 км. Всего лишь за 10 военных месяцев были построены 16 аэродромов, приемо-передающие радиоцентры, установлены радиопеленгаторы,  примитивное жилье.

Красноярская воздушная трасса была полностью оборудована к 01.10. 1942 г. Начальником Управления Красноярской воздушной трассы (УКВТ) был назначен опытный полярный летник Герой Советского Союза И. П. Мазурук с подчинением его начальнику ГУГВФ.  В состав КВТ вошли сфор­мированные для эстафетной перегонки самолетов пять перегоночных авиаполков с базированием их в Фербенксе (США), Уэлькале, Сеймчане, Якутске, Киренске, Красноярске.  Для обеспечения этих полков были созданы семь авиабаз. В процессе начавшейся 07. 10.  1942 г. перегонки американс­ких самолетов пришлось производить доработку этой авиатехники, пе­реучивать советских летчиков и техников, организовывать перевозки дипломатов и т. д. За весь период работы было переучено 619 летчиков, 363 инженера и техника на 10 типах самолетов [4, с.70].

В ноябре 1942 г. Л.Р. Непомнящий был переведен на трассу Москва-Уэлькаль, где работал бортмехаником до декабря 1945 г. Был награжден Орденом: «Красной звезды», медалями за Победу над Германией и Японией. В июне 1943 года УКВТ было расформировано, а на его базе были со­зданы воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль и 1-я перегоночная авиадивизия из шести полков.  В результате самоотверженной работы летного и технического со­става трассы за время ее действия при незначительных потерях было перегнано из США и сдано в Красноярске 8094 боевых и транспорт» самолетов типа Б-25, А-20, П-39, П-63, П-40, АТ-6 и С-47 [1, л. 15].

Этим ко­личеством можно было вооружить более 250 боевых авиаполков. В процессе перегонки было совершено 68140 самолето-вылетов, а транспортными самолетами перевезено 124966 летчиков, техников и других пассажиров, 14 тыс. т. почты и грузов.     Работали экипажи в экстремальных условиях: долгими зимами по всей трассе  стояли лютые морозы, мaшины на аэродромах покрывались ледяной коркой, а масло в моторах  затвердевало, лопались шланги, выводя из строя тормоза и гидравлику.  Но крепче всего оказались люди. Все работы им приходилось выполнять под открытым небом. Проявляя силу воли, инициативу и сметку, нередко обмораживаясь, инженеры и техники  не прекращали готовить технику к вылетам.

Коллектив трассы за свою самоотверженную работу получил высо­кую оценку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом доб­лесть и мужество» 1-я перегоночная дивизия воздушной трассы Красно­ярск – Уэлькаль была награждена орденом Красного Знамени.

Когда началась война с Японией, экипажи перегоночной дивизии приняли непосредственное участие в событиях на Дальневосточном, фронте. В октябре1945 года она закончила выполнение правитель­ственного задания по перегонке самолетов и в декабре того же года бы­ла расформирована. Трасса стала важной международной линией, связывавшей СССР с США, Канадой и другими союзниками по антигитлеровской коа­лиции, и способствовала делу укрепления дипломатических отношений, хозяйственных и военных связей. Только за 8 месяцев 1945 года по трассе в США и обратно проследовали 523 пассажира, 28 т почты и бо­лее 700 т грузов [5, с.249].

С января 1946 г. по август 1948 г. Л.Р. Непомнящий продолжал летную деятельность в 26 транспортном отряде Красноярского управления ГВФ на самолете С — 47 с моторами «Прат-Уйтней». Для авиаторов будет полезным познакомиться с краткой характеристикой и историей  самолета, который досконально знал и грамотно эксплуатировал Лазарь Рувимович.

Фирма «Дуглас эйркрафт» за время своего существования построила множество машин, но одним из самых известных в предвоенные и военные годы стал  DC-3. Параллельно с покупкой самолетов наша страна приобрела и лицензию на производство модификации DC-3-196, освоенной заводом N84 в Химках как ПС-84, переработкой чертежей  применительно к отечественным технологиям руководил  В.М. Мясищев. С сентября 1942 г.  в измененном виде строился в Ташкенте как Ли-2 (по имени  Б.П. Лисунова, руководившего внедрением на заводе). Вместе с Ли-2 эксплуатировались самолеты С-47(СИ) американской постройки. Внешне они мало чем отличались. Часто публиковались фотографии С-47 с подписью «Ли-2». Еще труднее было отличить ПС-84 от довоенных DC-3 — тоже «Дуглас».

Первые С-47 использовались для обслуживания самой Красноярской трассы. Ими заменили изношенные ПС-84, ранее работавшие здесь, и первоначально выделенные из состава Московской авиагруппы ГВФ. Самолеты имели несколько модификаций по назначению, кроме этого эксплуатацию самолетов усложняли установкой на американские С-47  отечественных двигателей Аш-62 ИР  и  Аш-82 [6, с.123-125].

   Бортмеханик Л. Р. Непомнящий имел к этому времени безаварийный налет 3885 часов,  а так же поощрения ГВФ и Крайисполкома за аккуратность и требовательность к подчиненным, участие в общественной жизни,  в тоже время недостаточно внимания уделял обслуживанию и подготовке своего самолета в базовом аэропорту.

 Как один из лучших бортмехаников он был направлен на учебу.  В личном деле сохранилось свидетельство № 073 от 31. 08. 1949 г. об обучении Л. М. Непомнящим Курсов Усовершенствования инженерно-технического состава (КУИНЖ) при Киевском институте ГВФ с сентября 1948 г. по август 1949 г.. Учебный план был выполнен по предметам: — вопросы теории и истории большевистской партии; — теория и конструкция авиадвигателей; — материальная часть моторов АШ-62ИР и АШ-82 ФИ; — материальная часть самолетов Ли – 2 и Ил – 12, и их спецоборудование; — техническая эксплуатация и современные средства механизации [3, л. 8].

Далее он стал работать начальником производственного диспетчерского отдела Красноярских линейных эксплуатационных мастерских (ЛЭРМ), в настоящее время это равнозначно авиационной технической базе (АТБ). К работе относился добросовестно с хорошим знанием техники, но был недостаточно требователен к подчиненным.

В мае месяце 1950 г. был назначен старшим инженером Норильского авиаотряда. На этой должности проявился талант Лазаря Рувимовича в снабжении самолетов запасными частями из различных источников, для длительного нахождения в командировках ему с марта 1951г. пришлось перейти на работу сменного инженера. Все эти годы Непомнящий продолжал летать и был награжден нагрудным знаком Аэрофлота «За налет 1 млн. километров». В представлении составленном 15.04.1951 г. на майора административной службы есть сведения о налете 4230 часов, преимущественно в районах Севера и Заполярья. По перегонке самолетов для фронта, благодаря грамотной эксплуатации и отсутствия летных происшествий [3, л.15].

  С марта 1953 г. он стал начальником Отдела материального и технического снабжения авиаотряда (ОМТС). Четыре послевоенных года отработать в снабжении  в авиации бурно развивающегося заполярья было достойно подвигу, поскольку каждый шаг, все связи  были под присмотром КГБ, МВД и партийных органов.

 С 16.09.1957г.Непомнящий был направлен на курсы усовершенствования начальствующего состава (КУНС) при Высшем авиационном училище ГВФ, которое он закончил 10. 07. 1958 г. После работы в течении года инженером ГСМ в Норильском авиаотряде получил предложение на работу помощником начальника Рыльского училища специальных служб ГВФ по материально техническому обеспечению.

 В его аттестации подписанной И.Н. Щелчковым – начальником РАУССА  25. 01. 1964 г. коротко сообщается о большой энергии и старании по снабжению училища необходимыми оборудованием и материалами, о его разносторонней подготовке и опыте. В то же время вновь отмечены нетребовательность к подчиненным и элементы грубого разговора с личным составом. В  1966 г Через некоторое время после окончания сына Анатолия РАУССА и направления на работу радиотехником в Норильский авиаотряд уволился из и два года работал заместителем директора Рыльского завода  чертежных принадлежностей, где в это время старшим инженером экономистом работала его жена  — Т. И. Минаева, сентября 1968 г., после очередной смены руководства,  вновь вернулся в РАУСС ГА на должность и. о. начальника по НС и МТО.

 Начальник РАТУ ГА – А. А. Зигун и его заместитель по политчасти в представлении  министерству гражданской авиации подписанном ими 14. 01. 1970 г. вместе с положительной деятельностью отметили переписав из предыдущих характеристик о недостатках Лазаря Рувимовича по вопросам планирования работы, недостаточной требовательности к подчиненным по соблюдению охраны труда и  противопожарной безопасности…., В связи с ожидаемым, по мнению автора статьи не утверждением его в этой должности в остался работать старшим инженером по снабжению [3, л. 32].

Таким образом первым заместителем начальника РАТУ ГА по НС и МТО стал Ю. И. Федоров, затем эту должность последовательно занимали: Е. Т. Панченко; В. Г. Алексеев; А. Г. Бессонов; А. Н. Воробьев; С. И. Есин; Н.Н. Ващенко; И. Б. Баркман.  Лазарь Рувимович Непомнящий по должности был всего лишь «снабженцем» и «помощником», но он был «летающим» и «первенствующим» из всех потому, что смог свой профессионализм и авторитет в ГВФ поставить на службу РАУССу в первые годы его существования.

Список литературы:

  1. Архив министерства гражданской авиации (АМГА). Ф. 1. Оп. 1. Д. 135/а.
  2. Архив Рыльского авиационного технического колледжа (АРАТК). Ф. Р — 934. Оп. 1-л. Д. 1. (приказы начальника училища).
  3. АРАТК. Ф. Р-934. Оп.1-л. Д.309(личное дело Л.Р. Непомнящего)
  4. Гражданская авиация СССР в суровые годы войны. – М.: РИО МИИГА. 1990. 152 с.
  5. История отечественной гражданской авиации // отв. редактор И.А. Филатов, М.: Воздушный транспорт, 1996. 584 с.
  6. Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950). М.: «Машиностроение», 1978. 440 с.[schema type=»book» name=»БОЕВОЙ ПОЛЯРНЫЙ БОРТМЕХАНИК Л. Р. НЕПОМНЯЩИЙ — КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СОЗДАНИИ РЫЛЬСКОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР» description=» В статье рассматривается деятельность авиатора Лазаря Рувимовича Непомнящего по созданию Рыльского авиационного технического училища специальных служб гражданского воздушного флота в 1960 г. Показано его участие в перегонке самолетов США в СССР по Ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Автор делает акцент на систему подготовки становление руководящих кадров в период формирования авиационных школ и училищ. » author=»Хороших Владимир Алексеевич, Денефнер Владимир Зигмундович » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found