Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЗАДАЧИ РУССКОГО ИСКУССТВА ЗА ГРАНИЦАМИ СССР: КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г.К. ЛУКОМСКОГО ВО ФРАНЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЗАДАЧИ РУССКОГО ИСКУССТВА ЗА ГРАНИЦАМИ СССР: КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г.К. ЛУКОМСКОГО ВО ФРАНЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Архитектор, художник, искусствовед, краевед, историк Г.К. Лукомский (1884-1952) в 1919 г. оказался за пределами России, разделив судьбу с частью интеллигенции, получившей название «культурной эмиграции» 1920-1930-х гг., чья уникальность состояла в поставленной сверхзадаче сохранять и развивать русскую культуру  в традициях Серебряного века [1]. Известный в первые революционные годы успешный хранитель дворцов-музеев, прежде всего, музея Царского Села и устроитель киевского государственного музея им. Ханенко, Лукомский прославился за границей, во Франции как иллюстратор, архитектор-художник, писатель, посвящающий свое творчество искусству. Ему принадлежит важная роль в продвижении русского искусства за рубежом: организации выставок художественных работ соотечественников и собственных произведений, учреждении эмигрантских периодических журналов и агитаторской деятельности.

Русский искусствовед, художественный критик, библиограф и автор монографий о творчестве художников Серебряного века, Э.Ф Голлербах, работавший под руководством Лукомского в 1919 г. в Царскосельской художественно-исторической комиссии, характеризует его в 1928 г. как получившего европейское признание художника, искусствоведа, и, одновременно, агитатора, представившего иноземной «публике лучшие образцы нашей художественной культуры», а также убедившего ее, что «легенды об «уничтожении» революцией памятников старины — не более, как злостное измышление» [2, c.14]. Лукомский часто указывал на колоссальные достижения Советской России в сфере старого искусства — в области музеев, раскопок, реставрационных работ, стихийный рост музейного строительства в годы революции, который привел к наполнению и увеличению собраний, созданию в центре и на местах музейной сети.

 В описание его наследия и биографии Голлербах включает материалы к библиографии — список известных ему изданных за рубежом трудов Лукомского, а также посвященных ему отечественных и зарубежных работ. Этот перечень, включающий книги на французском и русском языках, статьи в эмигрантских и французских художественных журналах представляет лишь часть его зарубежного наследия.

В числе работ, опубликованных Лукомским во Франции на французском языке: «Исторический очерк и краткое описание коллекций киевского государственного музея имени Ханенко (1925), «Жизнь и нравы России со времен Петра I до Ленина» (1928), «Кремль в Москве» (1930) «Русская религиозная архитектура в XI-XVII вв.», (1929) «Киев — святой город России» (1929), «Русские» (1929). В описании русского искусства подчеркиваются его оригинальность и самобытность. В книге о русской религиозной архитектуре представлены общие тенденции развития русского зодчества, опровергнуто мнение о его варварском характере и непрестанных заимствованиях византийского и азиатского стиля. В книге «Русские» в описании отечественной архитектуры XVIII-XIX вв. Лукомский также настаивает на присутствии в ней оригинальных черт, несмотря на подражание «западному стилю барокко и ампира». Высокую оценку получает русская живопись, добившаяся европейской славы [6, c.61-63].

Привлечение интереса к русскому искусству, заполнение имеющихся пробелов в освещении древнерусского искусства, искусства петербургского периода XVIII-XIX вв. — одно из важнейших направлений просветительской деятельноcти Лукомского  за рубежом. В свете просветительских задач можно рассматривать его участие в создании двух журналов об искусстве: «Жар-птица» и «Русское искусство», распространяемых в Германии и во Франции. «Жар-птица» стремилась продолжить дело художественного объединения «Мир искусства», пропагандировала русское искусство модерна на западе, доказывала жизнеспособность художественных принципов русского модернизма, тем самым способствуя возобновлению объединения группы «Мир искусства»[4].

Проблемы недооценки современного искусства соотечественников на европейском фоне, отстраненности русской живописи, скульптуры, архитектуры от западноевропейской художественной жизни раскрываются в изданной в Париже в 1926 г. на русском языке книге «Задачи русского искусства за границами СССР». Лукомский винит в этом особенности европейского художественного рынка, в котором заправляют лавочники, галеристы, вступившие в сговор с редакторами журналов. Преодолеть данные сложности можно только путем взаимодействия с европейскими правительственными сферами и музеями, стремясь пополнить последние произведениями русской живописи. Помочь разместить русскую живопись в иностранные музеи должны отечественные музейные фонды, путем передачи из центральных и провинциальных музеев ряда картин для достойного представления русской школы в иностранных музеях. Рекомендации укреплять академические связи, направлять русских художников и архитекторов за границу и создавать там представительства и дома-мастерские, российский институт наук и искусств являют собой уникальный пример нового понимания роли искусства, активно задействованного в международном культурном обмене [3, C.36-50].

Призывы художника подкреплялись практической деятельностью. В 1921 г. Лукомский стал секретарем парижской группы «Мир искусства», и основным вдохновителем выставки русских художников в галерее la Boetie. В галерее Devambez, он выступил со своими рисунками и акварелями. Его работы появлялись в парижских галереях Powlosky, Varenne, l’Etoile, Simonson, G. Petit, Magellan [7].

Лукомскому посвящены многочисленные заметки французской прессы, статьи авторитетных искусствоведов Франции в каталогах выставках, в специальных работах, посвященных его творчеству. Многочисленные упоминания в отзывах французских художественных критиков и музейных работников позволяют предположить, что столь редкая для его соотечественников популярность у иноземных почитателей была приобретена им благодаря активному участию в судьбе Парижа. Внимание французов привлек интерес краеведа и художника к старому, исчезающему монархическому Парижу. Автор искусствоведческого очерка «Прогулки по старым кварталам Парижа» (1912), художник и «поэт Старого Парижа» в послереволюционные годы стал документировать в своем творчестве старые дома, улочки, дворы, фонтаны. Как и в дореволюционном Петербурге, Лукомский нашел в Париже идейных соратников, энтузиастов, защищавших город от необдуманного строительства. Его творчество привлекло внимание группы «Спасение французского искусства”, которая помогла организовать одну из его выставок. Помимо изображений Парижа, французский зритель обнаруживал в его творчестве картины, посвященные итальянской архитектуре, русской провинции, Петербургу и другим русским городам. Высокие оценки получил живописный стиль художника.

Искусство Лукомского привлекло внимание представителей ведущих французских музеев: Г. Бриера (Музей Версаля), Л. Дезера (Музей декоративного искусства), Л. Откера (Лувр), Р. Эсколье (музей Виктора Гюго), А. Мореля (Инспектора по делам национальных музеев и музеев изящных искусств). Некоторые работы художника были приобретены французскими музеями: Люксембургским музеем, Музеем декоративных искусств, Музеем Карнавале. Морель и Ф. Буше (почетный директор музея Карнавале — музея истории Парижа) приняли участие в составлении каталогов к выставкам Лукомского. По его просьбе к одному из каталогов составил предисловие Откер, знакомство с которым могло состояться еще в Петербурге, где французский искусствовед с 1911 по 1919 гг. преподавал во Французском институте, а в 1912 г. познакомился с книгой ««Прогулки по старым кварталам Парижа» [7].

Вероятно, Лукомский неоднократно использовал свои дореволюционные петербургские связи. Среди организованных им выставок — посвященная пейзажам славянских стран выставка в парижской галерее Le Goupy (1920), автором каталога к которой выступил бывший директор Французского института Л. Рео,  выставка в галерее Devambez (1921) учрежденная русским обществом истории и искусства. В составлении каталога к последней участвовал бывший посол в России Морис Палеолог, выпустивший во Франции примерно в это же время роскошное и широко известное издание, украшенное иллюстрациями Лукомского «Царская Россия накануне революции».

Во Франции Лукомского подобно другим русским деятелям искусства воспринимали как «беженца», спасающегося от насилия большевиков. Однако, нередко французские авторы называли его «интернациональным художником», «парижским парижанином». Особое внимание обращалось на его академическое образование и деятельность в первые революционные годы, когда Лукомский был председателем Царскосельской художественной комиссии и устроителем киевского музея им. Ханенко. Дореволюционная активность художника практически не получила известность в широких кругах.

Осуществив неоценимый вклад в сохранение наследия в революционные годы в России  Лукомский  продолжил свою культурно-просветительскую деятельность за рубежом, во взаимодействии с зарождающейся советской властью и  эмигрантскими кругами. Значимость его вклада в межкультурный обмен и в формирование представлений о нашей стране определяется не только художественной деятельностью Лукомского, но и его публицистическим словом.

Список литературы:

  1. Березовая Л.Г. Культурная миссия послереволюционной эмиграции как наследие Серебряного века // Новый исторический вестник. №5. 2001. С. 120-173.
  2. Голлербах Э.Ф. Георгий Крескентьевич Лукомский. Казань, 1928. — 32 с.
  3. Лукомский Г.К. Задачи русского искусства за границами СССР. Париж: impr. de Navarre , 1925. — 60 с.
  4. Сомова С.В. «Жар-птица» как образец русского модернистского журнала в Берлине 20-х гг. XX века // Вестник Самарского государственного университета. № 75. 2010. С.169-178.
  5. Loukomski G.K. L’architecture religieuse russe du XIe au XVIIe siècle / Paris : E. Leroux , 1929. — 114 p.
  6. Loukomski G.K. Les Russes. Paris : Rieder, —  80 p.
  7. Aquarelles, gouaches, sanguines dessins rehausses de G.-K. Loukomski / Preface de Camille Mauclair — Paris: G. Petit, 1929. — 37 p.[schema type=»book» name=»ЗАДАЧИ РУССКОГО ИСКУССТВА ЗА ГРАНИЦАМИ СССР: КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г.К. ЛУКОМСКОГО ВО ФРАНЦИИ» description=»В статье анализируются определяются основные направления деятельности Г.К. Лукомского во Франции, после 1919 г. Изучены его публикации в эмигрантских изданиях и французской периодике, связи с парижской группой «Мир искусства», выставочная деятельность, взгляды на задачи русского искусства за рубежом, сформулированные в его опубликованных за рубежом трудах. Успех начинаний Лукомского определяется его ролью в сохранении культурного наследия и организации музейной деятельности в годы революции и гражданской войны, взаимодействием с французскими деятелями, связи с которыми сформировались еще в дореволюционные годы, и активной позицией в отношении русского искусства за рубежом, которая соответствовала устремлениям эмигрантского слоя интеллигенции и способствовала формированию благоприятного образа художественной жизни в Советской России.» author=»Эльц Елена Эдуардовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-12″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found