Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО «Я-ОБРАЗА»



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО «Я-ОБРАЗА» // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Восприятие культуры происхождения и культуры контакта является важным компонентом адаптации к новой культурной среде. С одной стороны, в условиях культурного пограничья происходит контактирование генетически близких территориальных групп (аганских хантов и лесных ненцев), а с другой – этнографических групп  (северные, восточные и южные группы хантов) и представителей иноэтнического окружения (собирательное понятие «русский»).

Ситуация межэтнического общения  в условиях полиэтнической среды, сформировавшейся в связи с промышленным освоением Севера, наложила отпечаток на содержание «Я-образа», выразившееся в усилении признаков «некоторой размытости этнической идентичности» (по Т.Г. Стефаненко). Эта тенденция начала зарождаться с началом вхождения Сибири в состав Российского государства. В конце XVI в., вскоре после «взятия» Сибири Ермаком, территория Обь-Иртышья была присоединена к Московскому государству. Первоначальные  точечные контакты русских с народами присоединённых территорий со временем стали массовыми. Коренные народы Сибири столкнулись с людьми иной религии, языка, непривычной внешности. Во внешнем облике пришельцев бросались в глаза усы и бороды, необычные головные уборы, что вызывало смешанные чувства, самым сильным из которых было удивление. В качестве примера приведём фамилию Русмиленко, происходящую от хантыйского словосочетания руч-милен-ко ‘русскую-шапчёнку (носящий)-мужчина’ («русскошапочный мужчина»). Шапка, как отличительная черта одежды русских, с течением времени приобрела символическое значение как показатель власти.

С началом социалистических преобразований проблема оценочного отношения к доминирующему (русскому) народу возросла. Русская шапка в качестве показателя власти всё чаще стала встречаться в фольклоре. В одной из ненецких песен  рода Ӊойсава исполнительница называет себя русской (в значении «жена начальника»). Ӊойсава переводится как люди, носившие суконные шапки (будёновки), данные советской властью. В другой личной песне поётся о главе семьи,  который Кэмчакэйто ңынэйм, ңынто мэңато, Касамиңявниң /‘Красных луком-самострелом, луком пользуется, Мужчин над головами (возносится)’. «Красных лук» в прямом переводе означает «ружьe, полученное от русских». Однако эта фраза может иметь и другой поддекст, а именно,  выражать символ власти (в значении, что данный человек способен быть выше других, важнее). Данный оттенок  в приведенной фразе присутствует. Такой человек мог быть председателем колхоза,  сельсовета, комсомольской ячейки и т.п., то есть был способен управлять людьми. Приведенная фраза могла бы иметь и такую форму: Кэмчакэйто ңаңуң тявсум няампэ ‘Красных своих лодку держит’, то есть руководит, управляет [4, с. 46-47]. Аганские ханты, которые были ближе к советской власти, считали себя «русскими». Также позиционировали себя и ненцы.

Социальный контекст последних десятилетий ХХ в. ещё больше усилил расслоение аборигенного сообщества. Т.А. Молданова пишет: «Сегодня слово «ханты» без дополнительных прилагательных обычно применяется к тем людям, которые живут в лесу и ведут традиционный образ жизни. Следующей группой являются вош хара павтум хантет  –  «ханты, которых в деревни (города) свели», т.е. поселковые ханты. Эта группа, в свою очередь, делится по роду деятельности на тех, кто рую ропата верл –«русскую работу выполняет», и тех, кто ханты ропатаен вол – «хантыйской работой живёт». А по образу жизни и мировоззрению – на тех, кто рущ пела таласл – «в сторону русских тянется», и тех, кто ханты пела таласл – «в сторону хантов тянется». В данной группе полно или частично сохраняется язык, культура, но уже происходит размежевание по ценностным установкам и ориентирам. И наконец, третья группа – это руща ювум хантет – «русскими ставшие ханты», т.е. обрусевшие, те ханты, которые утратили язык, культуру и ведут современный (нивелированный) образ жизни» [1, с. 77-78]. Н.И. Новикова также касается стратификации современного аборигенного сообщества выделяя следующие их подразделения: «живущие в лесу», поселковые аборигены, городские жители [2, с. 264-268].

 Сравнение с русскими в значении «оторвались от традиций» является характерной чертой современной оппозиции «свой – чужой». «Живущие в лесу» максимально сохраняют традиционный уклад, язык, обычаи и верования своего народа. Они называют себя «настоящими». Выражение «настоящий» хант – это  «по-хантыйски живущий мужчина» (ханты щирен утта ху), тот, кто выполняет хантыйскую работу, живёт по нормам, скромный, работящий. Если  женщина плохо чистит рыбу – она не ханты-ими. Тундровые («настоящие») ненцы о своих поселковых женщинах говорят, что они луцангэ хэвы (букв.: ставшие русскими), то есть не живут традиционной жизнью. С точки зрения поселковых ненцев Халесавой все,  кто живет в городе, в том числе и коренные жители, относятся к русским (русскими считается всё пришлое население, независимо от национальной принадлежности). В настоящее время, в связи с активным обсуждением в СМИ темы исламизации, терроризма появились новые черты этнического «Я-образа». К примеру, приуральские ханты между собой стали называть шурышкарских хантов «душманами» за их традицию носить в комариный период (июнь-август) на голове платки [Устное сообщение А.А. Шияновой. Ханты-Мансийск. 2016].

  Таким образом, рассмотрев влияние полиэтнической среды на этническую идентичность коренного сообщества, выразившееся на принятии новых ценностей и моделей поведения, необходимо отметить следующее:

  1. Несмотря на то, что в настоящее время на этнический «Я-образ» всё с большей интенсивностью оказывает влияние его полиэтническое окружение, и как результат – стратификация этнического сообщества («живущие в лесу», поселковые аборигены, городские жители), размывание этнической идентичности и формирование изменённой идентичности обские угры и самодийцы (вопреки критерию приписывания) чётко определяют свою принадлежность к конкретной этнической группе. Данная тенденция позволяет нам солидаризироваться с точкой зрения Т.Г. Стефаненко о том, что «Этническая стратегия не обязательно должна быть консервативной, направленной в прошлое. Она  может создавать  новое качество, современные сценарии действий этноса» [5, с. 303]. Иными словами, налицо тенденция формирования у хантов, манси и ненцев групп с изменённой идентичностью (поселковые аборигены и городские жители), представители которых, в той или иной мере, обладают бикультурными компетенциями при доминировании принадлежности к своему этносу.
  2. Предпочтение идентичности с «русскими» как с высокостатусной группой окружающего большинства, с одной стороны, приводит к ослаблению и разрушению унаследованной этнической идентичности, а с другой – позволяет овладевать богатствами ещё одной культуры без потери ценностей собственной, сообщает гибкость индивиду в процессах социальных взаимодействий.

 

Список литературы:

  1. Молданова Т. А. Историческое и современное деление казымских хантов на различные группы по данным фольклора и современным представлениям // Проблемы административно-государственного регулирования межнациональных отношений в Тюменском регионе: исторический опыт и современность: Мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. Тобольск, 1995. – С. 75-78.
  2. Новикова Н.И. Охотники и нефтяники: Исследование по юридической антропологии / Н.И. Новикова ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2014. – 407 с.
  3. Перевалова Е.В., Карачаров К.Г. Река Аган и её обитатели. Екатеринбург; Нижневартовск: УрО РАН; Студия «ГРАФО», 2006. – 352 с.
  4. Песни реки Аган / сост. В.И. Сподина. Мегион–Варьёган: Инфорес Принт. 2003. – 88 с.
  5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008. – 368 с.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО «Я-ОБРАЗА»» description=»В статье рассматриваются современные тенденции трансформации этнического «Я-образа» в условиях иноэтничной среды, сформировавшейся в результате интенсивного промышленного освоения северо-запада Сибири. Социально-экономические преобразования конца ХХ–начала XXI вв. усилили стратификацию этнических сообществ обских угров и самодийцев на три группы. Автор приводит характеристики «живущих в лесу», «поселковых аборигенов» и «городских жителей». Несмотря на формирование изменённой идентичности коренные малочисленные народы Севера стараются овладевать бикультурными компетенциями без потери ценностей собственной культуры.» author=»Сподина Виктория Ивановна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found