Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО «Я-ОБРАЗА»



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО «Я-ОБРАЗА» // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Восприятие культуры происхождения и культуры контакта является важным компонентом адаптации к новой культурной среде. С одной стороны, в условиях культурного пограничья происходит контактирование генетически близких территориальных групп (аганских хантов и лесных ненцев), а с другой – этнографических групп  (северные, восточные и южные группы хантов) и представителей иноэтнического окружения (собирательное понятие «русский»).

Ситуация межэтнического общения  в условиях полиэтнической среды, сформировавшейся в связи с промышленным освоением Севера, наложила отпечаток на содержание «Я-образа», выразившееся в усилении признаков «некоторой размытости этнической идентичности» (по Т.Г. Стефаненко). Эта тенденция начала зарождаться с началом вхождения Сибири в состав Российского государства. В конце XVI в., вскоре после «взятия» Сибири Ермаком, территория Обь-Иртышья была присоединена к Московскому государству. Первоначальные  точечные контакты русских с народами присоединённых территорий со временем стали массовыми. Коренные народы Сибири столкнулись с людьми иной религии, языка, непривычной внешности. Во внешнем облике пришельцев бросались в глаза усы и бороды, необычные головные уборы, что вызывало смешанные чувства, самым сильным из которых было удивление. В качестве примера приведём фамилию Русмиленко, происходящую от хантыйского словосочетания руч-милен-ко ‘русскую-шапчёнку (носящий)-мужчина’ («русскошапочный мужчина»). Шапка, как отличительная черта одежды русских, с течением времени приобрела символическое значение как показатель власти.

С началом социалистических преобразований проблема оценочного отношения к доминирующему (русскому) народу возросла. Русская шапка в качестве показателя власти всё чаще стала встречаться в фольклоре. В одной из ненецких песен  рода Ӊойсава исполнительница называет себя русской (в значении «жена начальника»). Ӊойсава переводится как люди, носившие суконные шапки (будёновки), данные советской властью. В другой личной песне поётся о главе семьи,  который Кэмчакэйто ңынэйм, ңынто мэңато, Касамиңявниң /‘Красных луком-самострелом, луком пользуется, Мужчин над головами (возносится)’. «Красных лук» в прямом переводе означает «ружьe, полученное от русских». Однако эта фраза может иметь и другой поддекст, а именно,  выражать символ власти (в значении, что данный человек способен быть выше других, важнее). Данный оттенок  в приведенной фразе присутствует. Такой человек мог быть председателем колхоза,  сельсовета, комсомольской ячейки и т.п., то есть был способен управлять людьми. Приведенная фраза могла бы иметь и такую форму: Кэмчакэйто ңаңуң тявсум няампэ ‘Красных своих лодку держит’, то есть руководит, управляет [4, с. 46-47]. Аганские ханты, которые были ближе к советской власти, считали себя «русскими». Также позиционировали себя и ненцы.

Социальный контекст последних десятилетий ХХ в. ещё больше усилил расслоение аборигенного сообщества. Т.А. Молданова пишет: «Сегодня слово «ханты» без дополнительных прилагательных обычно применяется к тем людям, которые живут в лесу и ведут традиционный образ жизни. Следующей группой являются вош хара павтум хантет  –  «ханты, которых в деревни (города) свели», т.е. поселковые ханты. Эта группа, в свою очередь, делится по роду деятельности на тех, кто рую ропата верл –«русскую работу выполняет», и тех, кто ханты ропатаен вол – «хантыйской работой живёт». А по образу жизни и мировоззрению – на тех, кто рущ пела таласл – «в сторону русских тянется», и тех, кто ханты пела таласл – «в сторону хантов тянется». В данной группе полно или частично сохраняется язык, культура, но уже происходит размежевание по ценностным установкам и ориентирам. И наконец, третья группа – это руща ювум хантет – «русскими ставшие ханты», т.е. обрусевшие, те ханты, которые утратили язык, культуру и ведут современный (нивелированный) образ жизни» [1, с. 77-78]. Н.И. Новикова также касается стратификации современного аборигенного сообщества выделяя следующие их подразделения: «живущие в лесу», поселковые аборигены, городские жители [2, с. 264-268].

 Сравнение с русскими в значении «оторвались от традиций» является характерной чертой современной оппозиции «свой – чужой». «Живущие в лесу» максимально сохраняют традиционный уклад, язык, обычаи и верования своего народа. Они называют себя «настоящими». Выражение «настоящий» хант – это  «по-хантыйски живущий мужчина» (ханты щирен утта ху), тот, кто выполняет хантыйскую работу, живёт по нормам, скромный, работящий. Если  женщина плохо чистит рыбу – она не ханты-ими. Тундровые («настоящие») ненцы о своих поселковых женщинах говорят, что они луцангэ хэвы (букв.: ставшие русскими), то есть не живут традиционной жизнью. С точки зрения поселковых ненцев Халесавой все,  кто живет в городе, в том числе и коренные жители, относятся к русским (русскими считается всё пришлое население, независимо от национальной принадлежности). В настоящее время, в связи с активным обсуждением в СМИ темы исламизации, терроризма появились новые черты этнического «Я-образа». К примеру, приуральские ханты между собой стали называть шурышкарских хантов «душманами» за их традицию носить в комариный период (июнь-август) на голове платки [Устное сообщение А.А. Шияновой. Ханты-Мансийск. 2016].

  Таким образом, рассмотрев влияние полиэтнической среды на этническую идентичность коренного сообщества, выразившееся на принятии новых ценностей и моделей поведения, необходимо отметить следующее:

  1. Несмотря на то, что в настоящее время на этнический «Я-образ» всё с большей интенсивностью оказывает влияние его полиэтническое окружение, и как результат – стратификация этнического сообщества («живущие в лесу», поселковые аборигены, городские жители), размывание этнической идентичности и формирование изменённой идентичности обские угры и самодийцы (вопреки критерию приписывания) чётко определяют свою принадлежность к конкретной этнической группе. Данная тенденция позволяет нам солидаризироваться с точкой зрения Т.Г. Стефаненко о том, что «Этническая стратегия не обязательно должна быть консервативной, направленной в прошлое. Она  может создавать  новое качество, современные сценарии действий этноса» [5, с. 303]. Иными словами, налицо тенденция формирования у хантов, манси и ненцев групп с изменённой идентичностью (поселковые аборигены и городские жители), представители которых, в той или иной мере, обладают бикультурными компетенциями при доминировании принадлежности к своему этносу.
  2. Предпочтение идентичности с «русскими» как с высокостатусной группой окружающего большинства, с одной стороны, приводит к ослаблению и разрушению унаследованной этнической идентичности, а с другой – позволяет овладевать богатствами ещё одной культуры без потери ценностей собственной, сообщает гибкость индивиду в процессах социальных взаимодействий.

 

Список литературы:

  1. Молданова Т. А. Историческое и современное деление казымских хантов на различные группы по данным фольклора и современным представлениям // Проблемы административно-государственного регулирования межнациональных отношений в Тюменском регионе: исторический опыт и современность: Мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. Тобольск, 1995. – С. 75-78.
  2. Новикова Н.И. Охотники и нефтяники: Исследование по юридической антропологии / Н.И. Новикова ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2014. – 407 с.
  3. Перевалова Е.В., Карачаров К.Г. Река Аган и её обитатели. Екатеринбург; Нижневартовск: УрО РАН; Студия «ГРАФО», 2006. – 352 с.
  4. Песни реки Аган / сост. В.И. Сподина. Мегион–Варьёган: Инфорес Принт. 2003. – 88 с.
  5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008. – 368 с.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО «Я-ОБРАЗА»» description=»В статье рассматриваются современные тенденции трансформации этнического «Я-образа» в условиях иноэтничной среды, сформировавшейся в результате интенсивного промышленного освоения северо-запада Сибири. Социально-экономические преобразования конца ХХ–начала XXI вв. усилили стратификацию этнических сообществ обских угров и самодийцев на три группы. Автор приводит характеристики «живущих в лесу», «поселковых аборигенов» и «городских жителей». Несмотря на формирование изменённой идентичности коренные малочисленные народы Севера стараются овладевать бикультурными компетенциями без потери ценностей собственной культуры.» author=»Сподина Виктория Ивановна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/http://jurnal.umsu.ac.id/public/http://jurnal.univrab.ac.id/slot-gacor/