Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕСТАВРАЦИЯ ЗЕЛЁНОЙ ГОСТИНОЙ ОСОБНЯКА НАБОКОВЫХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА ЕЁ ИНТЕРЬЕРА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕСТАВРАЦИЯ ЗЕЛЁНОЙ ГОСТИНОЙ ОСОБНЯКА НАБОКОВЫХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА ЕЁ ИНТЕРЬЕРА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Искусствоведение. ; ():-.

Особняк Е.И. и В.Д. Набоковых, расположенный на Большой Морской ул., 47, в Санкт-Петербурге для почитателей таланта Владимира Набокова, прежде всего, дом, в котором родился писатель, где он прожил двадцать первых лет своей жизни до отъезда из России. Былую жизнь родного дома Владимир Набоков воскресил в автобиографическом романе «Другие берега» [9, с. 133-305].

Но здание имеет не только историко-культурную ценность, это ещё и памятник архитектуры, сформированный трудом многих архитекторов. Небольшой каменный дом появился на этом месте в 1740-х гг. На рубеже XVIII-XIX вв. он был надстроен и обрёл строго классицистический облик. В 1874 г. по проекту архитектора Л.Ф.Яфа слева была сделана пристройка с парадной лестницей и подворотней, сломан четырёхколонный портик и устроен эркер посередине фасада, изменена отделка фасада [2, с.368-377]. В 1897 г. будущая мать писателя, Е.И.Рукавишникова, приобрела этот особняк у Н.М. Половцовой – внебрачной дочери великого князя Михаила Павловича, воспитанницы барона A.Л. Штиглица, супруги действительного тайного советника, государственного секретаря А. А. Половцова [2, с.375]. Сразу же в здании были выполнены необходимые ремонтные работы для приспособления его к проживанию новых владельцев. В 1901—1902 гг. особняк подвергся значительной реконструкции — лицевой и дворовые флигели выросли на один этаж, фасад получил новое архитектурное оформление, а во дворе еще раньше появился 5-этажный доходный корпус. Автором перестройки являлся гражданский инженер М.Ф.Гейслер, его помощником был гражданский инженер Б.Ф.Гуслистый [3, с.158-163]. Новый фасад стал подлинным шедевром стиля модерн, продемонстрировавшим богатство стилизованных флоральных форм в разнообразных техниках и материалах [5, с.72-73]. В ансамбле исторической застройки квартала дом является единственным образцом жилого здания, в облике которого сказалось влияние модерна рубежа ХIХ-ХХ вв. [11, с.55].

Интересны также интерьеры особняка, относящиеся к разным стилям, созданные в разное время, но существовавшие в поразительной гармонии. М.Ф. Гейслер и Б.Ф. Гуслистый в значительной степени сохранили внутреннее убранство, доставшееся в наследство от Н.М. Половцовой [11, с.59]. На первом этаже столовая с высокими ореховыми панелями и потолком в технике маркетри решена в «стиле Людовика XV», библиотека с плафоном из резного дуба – в «стиле Генриха II». На втором этаже гостиная декорирована красным деревом и лепкой в «стиле Людовика XV», а угловой кабинет с отделкой из тёмного дуба напоминал о «стиле итальянского ренессанса» (все определения даны по Гейслеру) [3, с.163]. Такое стилевое разнообразие в оформлении помещений различного назначения было весьма характерным для конца XIX века [6, с.22]. Интерьеры третьего этажа, оформленные по проекту М.Ф.Гейслера с угловой комнатой в стиле модерн, наилучшим образом дополнили имевшийся ансамбль помещений. Совершенно в духе «нового стиля» парадная лестница была украшена витражами. Интересно, что в интерьерах особняка Набоковых модерн предстаёт не принципально новым, по сути, антиэклектическим явлением, а является ещё одним стилем, стоящим в ряду неостилей [5, с.75].

К сожалению, большинство интерьеров в значительной степени были утрачены в результате нещадной эксплуатации длинной чередой арендаторов, занимавших дом после отъезда владельцев в 1917 году.

Высокая историко-архитектурная и художественная значимость особняка Набоковых получила официальное признание в начале 70-х гг., когда здание было поставлено Государственной инспекцией по охране памятников на учёт как вновь выявленный объект. В 1993 г. дом Набовых получил статус памятника местного значения, северная часть лицевого корпуса была отдана Набоковскому фонду. В 1995 году дом Набоковых Указом Президента Российской Федерации становится памятником истории и культуры федерального значения.

В 2000г. в парадных помещениях особняка Набоковых был осуществлён первый этап реставрации. С апреля 2009 года реставрацией в доме Набоковых занимаются студенты-реставраторы факультета искусств Санкт-Петербургского Государственного Университета. Работы идут в Зелёной гостиной, расположенной на первом этаже, сразу за бывшей столовой.

Интерьер Зелёной гостиной – изящная вариация на темы рококо [11, 1999, с.61]. Скорее всего, он был оформлен в 80-е–90-е гг. XIX в., также при Половцовых. Известно, что А.А. Половцов питал особое пристрастие к рококо и в качестве образцов коллекционировал гравюры выдающихся мастеров этого стиля архитектора Ж. М. Оппенора, художника-декоратора Ж. О. Мейсонье, в стиле рококо были декорированы гостиные парадной анфилады второго этажа в особняке Половцовых [1, с.37]. Поскольку в Россию XIX в. дважды – в 40-е–50-е гг. и 80-е–90-е гг., приходила мода на этот стиль, родившийся во Франции в начале XVIII в. и оставивший след в русской архитектуре XVIII в., последнюю волну его популярности принято называть третьим рококо [7, с.16].

После отъезда Набоковых дом сменил множество хозяев, и к началу XXI века интерьер Зелёной гостиной был в значительной степени утрачен. Некоторую информацию о том, как выглядела Зелёная гостиная, почему она так была названа, можно найти в письмах и воспоминаниях обитателей дома, а также в статье М.Ф. Гейслера. Он писал о Зелёной гостиной как о комнате, затянутой шёлком, с изразцовой печкой [3, с.163]. По словам сестры В.Набокова Елены, во втором замужестве Сикорской, гостиная получила своё название «из-за цвета обоев, мебели и ковра» [4, с.179]. В.Набоков вспоминал в «Других берегах», как «гигантская ёлка касалась своей нежной звездой высокого, бледно-зелёными облаками расписанного, потолка в одной из нижних зал нашего дома» [9, с.237].

Некоторое представление об утраченном интерьере даёт фотография из юбилейного издания Датского телеграфного агентства, находившегося в особняке после революции 1917 года [12](рис.1). На ней можно видеть часть десюдепорта с росписью и дверные створки, причём при большом увеличении на одной из верхних филёнок можно различить очертания растительного мотива.

РЕСТАВРАЦИЯ ЗЕЛЁНОЙ ГОСТИНОЙ ОСОБНЯКА НАБОКОВЫХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА ЕЁ ИНТЕРЬЕРА

Рис.1. Сотрудники Датской телеграфной компании в Зелёной гостиной в бывшем доме Набоковых. 30-е гг. ХХ в.

Даже немногочисленные сохранившиеся до настоящего времени детали декора дают представление о несомненной принадлежности интерьера к стилю рококо. Так сохранились лепные композиции рокайльного характера на падуге. Дверное полотно Зелёной гостиной музея Набокова имеет двустворчатую филёнчатую конструкцию и украшено резьбой, симметрично расположенной на створках, что характерно для второго и третьего рококо. Рисунок резьбы, оформляющей фигурные филёнки на дверных откосах, также повторяет рисунок резьбы на дверях. Широкие откосы и дверь Зелёной гостиной образуют подобие ниши. Покрашенная в нежно-зелёный цвет, украшенная позолоченной рокайльной резьбой, она, наверное, изящно смотрелась на фоне зелёных шёлковых обоев.

Но, к сожалению, к началу реставрации от богатого декора не осталось почти ничего, а объём помещения был нарушен возведённой в середине XX-го века перегородкой, поделившей залу на две неравные части. Утрачены были изразцовая печь и шёлковые обои, лепные падуги пострадали при перепланировке и сохранились лишь частично, а расписной потолок оказался покрыт многочисленными слоями краски и побелки. Также были закрашены живописные медальоны на десюдепортах и росписи на створках и откосах дверей.

В ходе реставрации были частично очищены от набелов лепные падуги, полностью расчищены два десюдепорта из трёх и плафон. На плафоне частично сохранилась роспись с изображением птиц – ласточки и воробья. В 2011 году была начата реставрация левой створки двери. При этом на верхней и центральной филёнках была обнаружена живопись. На верхней филёнке – изображение зеленой ветви с листьями. На центральной – вертикальная композиция из рыболовных атрибутов: багра, сачков и удочек, перевитых лентами, корзины и полотнищ ткани. Роспись выполнена в монохроме в зеленоватых тонах. Следует сказать, что большинство распространённых декоративных мотивов эпохи рококо говорит о приятных развлечениях: охоте, любви, музыке, деревенском времяпрепровождении [8, с.131]. В ходе реставрации 2013-го года на нижней филенке также обнаружена живопись – веточка с листьями, частично утраченная. Предполагалось, что на откосах дверного проема может быть похожая роспись. В 2014-ом году была демонтирована возведённая в 60-х перегородка, делившая комнату на две части, и восстановлен исторический объем Зелёной гостиной. В 2015 году частично расчищены откосы дверей. Как и ожидалось, была обнаружена живопись, по стилистике аналогичная росписи дверного полотна.

Серьёзной проблемой в реставрации Зелёной гостиной является отсутствие первичной документации. Автор интерьеров, оставшихся в доме Набоковых от Половцовых, в частности интерьера Зелёной гостиной, не известен. Шульгина Т.М. выдвинула версию об авторской принадлежности части интерьеров особняка архитектору Л.Х.Маршнеру [11, с. 61]. Версия основана на наличии общих черт в композиции и разработке отдельных деталей в парадной столовой особняка Набоковых и Малой библиотеке особняка Половцовых (ул.Б.Морская, 52), оформленной, как принято было считать, Л.Х.Маршнером. Исследователи обнаруживают сходство в оформлении дверей Зелёной гостиной Набоковых и дверей парадных помещений дома Половцовых, выполненных предположительно также Л.Х. Маршнером. Однако, документальных подтверждений того, что именно Л.Х. Маршнер является автором Малой библиотеки или каких-либо других помещений в доме Половцовых, не имеется [1, с. 39]. Автором интерьера Зелёной Гостиной в особняке Набоковых вполне мог быть М.Е. Месмахер, оформлявший ряд интерьеров в особняке на ул. Б.Морской, 52 , в то время, когда Н.М. Половцова владела особняком на ул. Б.Морской, 47, в котором жил её сын. М.Е. Месмахер имел опыт создания интерьеров в стиле рококо. Например, в этом стиле он оформил Парадный Танцевальный зал во дворце великого князя Алексея Александровича [10, с. 34].

Однако этот вопрос нуждается в специальном изучении. Анализ стилистических особенностей в оформлении интерьеров затрудняется тем, что многое определяла воля заказчика, одного и того же для обоих зданий. Необходим поиск документальных свидетельств авторства интерьеров. Известно, что М.Е. Месмахер сдавал в Академию художеств годичные отчёты [1, с.32]. Поэтому, если он является автором проекта интерьера Зелёной гостиной, есть надежда отыскать первичную документацию, которая значительно облегчила бы реставрационные работы.

 

Список литературы:

  1. Андреева В.И. Особняк А.А.Половцова. Большая Морская ул., 52, наб. р. Мойки, 97// Реликвия. СПб, 2014. № 31.С.31-41.
  2. Бройтман Л.И., Краснова Е.И. Большая Морская улица. СПБ: ЗАО Центрполиграф, 2005. 462 с.
  3. Гейслер М. Перестройка дома № 47 по Морской ул.// Набоковский вестник. СПб, 1999. Вып.3. С.158-164.
  4. Из письма Е.В.Сикорской – В.П.Старку от 13 июня 1991 г. // Набоковский вестник. СПб, 1999. Вып.3. С.17.
  5. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб: Коло, 2014. 576 с.
  6. Кучумов А.М. Убранство русского жилого интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее. Л.: Художник РСФСР, 1977. 301 с.
  7. Лопато М.Н. Историзм как художественное явление // Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е–1890-е годы. Каталог выставки. СПб.: АО Славия,1996. С.9-17.
  8. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Сварог и К, 2006. 248 с.
  9. Набоков В.В.Другие берега // М.: Правда, 1990.Собр. соч в 4-х т. Т.4.С.133-305.
  10. Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер.Л.: Лениздат, 1984. 150 с.
  11. Шульгина Т.М. Фасад и интерьеры дома Набоковых // Набоковский вестник. СПб, 1999. Вып.3. С.55-66.
  12. From dots and dashes to tele and datacommunicatios. GN, 1994.[schema type=»book» name=»РЕСТАВРАЦИЯ ЗЕЛЁНОЙ ГОСТИНОЙ ОСОБНЯКА НАБОКОВЫХ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА ЕЁ ИНТЕРЬЕРА» description=»В статье изложена история реставрации Зелёной гостиной дома Набоковых студентами факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Выдвинута гипотеза о том, что автором интерьера является М.Е. Месмахер.» author=»Филипенко Елена Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found