Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАННЕГО ПЕРИОДА СИМФОНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф.ШУБЕРТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАННЕГО ПЕРИОДА СИМФОНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф.ШУБЕРТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Искусствоведение. ; ():-.

«Твое имя называют все, и каждая твоя песня – это целое событие; ты создал прекраснейшие струнные квартеты и трио, не говоря уже о симфониях! (цит. по [4, с. 380])». Так писал своему другу Францу Шуберту известный венский драматург, переводчик, публицист Эдуард фон Бауэрнфельд, убеждая молодого композитора представить венской публике свой авторский концерт. Согласитесь, что высказанная мысль об известности Шуберта среди венской публики несколько разнится с распространенным мнением том, что Шуберт не был признан при жизни. Еще более интересно замечание Э. фон Баурнфельда, касающееся симфоний, поскольку этот жанр занимал совершенно особое место в творчестве первого венского романтика.

В наши дни чаще всего в концертных залах звучат «Неоконченная» и «Большая» симфонии, в то время как другие исполняются довольно редко и не привлекают интереса исследователей. Между тем, созданию знаменитых произведений предшествовал определенный этап становления Шуберта-симфониста, который чаще всего остается как бы на периферии знаний о композиторе. В настоящей статье попробуем осветить некоторые аспекты, касающиеся симфонического творчества первого венского романтика.

Если хронологически обозначить годы работы Шуберта в жанре симфонии, то окажется, что они охватывают период с 1813-го  по 1828 год. За 15 лет композитором было создано 9 симфоний. Причем, это общепринятая цифра, при которой «списываются со счетов» незаконченные либо неоркестрованные опусы. В этой связи отметим, что в разных исследованиях указывается разное число симфоний композитора. Так, отечественный шубертовед Ю.Н. Хохлов в кратком перечне произведений Шуберта приводит 9 симфоний, включая эскиз симфонии E-dur [8, с. 248]. В монографии Г. Гольдшмидта названы девять симфоний, при этом пропущена Седьмая, но есть информация о замысле Десятой симфонии [4, с.414]. П.А. Вульфиус приводит хронологический ряд из одиннадцати симфоний. Исследователь пишет об их существовании, но делает оговорку, что не все сохранились [3, с. 433-434].

Автор единственной на сегодняшний день монографии о симфониях Шуберта И.В. Лаврентьева [6] приводит в своей книге таблицу, в которой указано 10 симфоний. Исследователь вскользь упоминает о Седьмой симфонии, которую закончили и оркестровали Джон Барнет и Феликс Вайнгартнер. Она поясняет, что о судьбе Гмунден-Гаштейнской симфонии нельзя ничего говорить с определенностью, так как документально установлено, что композитор начинал над ней работать, но фактически завершенной партитуры нет [6, с.6].

По данным зарубежного исследователя Брауна Ньюбоулда [1] композитором было задумано 12 симфоний, из которых он завершил девять, а Десятую Шуберт начал писать за неделю до смерти и посему не успел закончить. Английский исследователь пишет о том, что он оркестровал и завершил Седьмую[1] и Десятую симфонии. Кроме того, английский музыковед оркестровал шубертовские наброски третьей части «Неоконченной», оставленные в четырехручном изложении, и написал финал, используя материалы из музыки к пьесе «Розамунда[2]. Именно в таком виде шубертовские симфонии вышли в свет на CD в исполнении оркестра Academy of St. Martin под руководством Невилла Мерринера. Помимо завершенных десяти произведений на нем есть записи еще двух незавершенных произведений в тональности D-dur: симфонические фрагменты из четырех частей D 708 а две части опуса D 615.

Если отразить хронологию обращения Шуберта к жанру симфонии в виде таблицы, то окажется, что работа в этом жанре велась определенными периодами.

Таблица 1.

Номер Тональность Создание Исполнение Издание
Симфония №1 D-dur 28.10.1813 5.02.1881 Лондон 1884
Симфония №2 B-dur 10.12.1814 –24.03.1815 Лондон 20.10.1877 1884
Симфония№3 D-dur 24.05 – 19.07 1815 Лондон 19.02.1881 1884
Симфония №4 «Трагическая» c-moll 27.04.1816 Лейпциг 19.11.1849 1884
Симфония № 5 с трубами и барабанами B-dur 3.10.1816 17.10.1841, Вена

Лондон 1.02.1873

1885
Симфония №6 «Маленькая симфония» C-dur Октябрь 1817-февраль 1818 Вена 14.12.1828 1885
Симфония №7 E-dur 1821 5.05. 1883 ред. Дж. Фр. Барнет
Симфония «неизвестная» E-dur Начата в августе 1821
Симфония №8 h-moll 30.10.1822 Вена 17.12.1865 1866
Симфония Гмутен-Гаштейнская   Июль – август 1825 Не сохранилась
Симфония №9 «Большая» C-dur Март 1828 Лейпциг 29.03.1839 1849

Прежде всего, очевидно, что, за исключением Первой, все остальные симфонии Шуберта были исполнены после его смерти. С одной стороны, можно только высказывать сожаление, что автор так и не услышал при жизни своих сочинений. Однако, как это ни парадоксально звучит, «открытие» симфоний Шуберта всякий раз происходило в то время, когда слушатель был наиболее готов не только к восприятию, но и к пониманию и оценке их значимости. По справедливому замечанию О.Ю. Будаковой, музыка Шуберта «была «прошлым», разворачивающимся на глазах у XIX века и непосредственно воздействовавшим на его музыкальные процессы. Достаточно вспомнить историю Шубертовской симфонии в XIX веке. Извлечение на свет большой симфонии C-dur в контексте симфонических поисков 1830–1840-х годов (Мендельсона и Шумана), «Неоконченной симфонии» h-moll в эпоху 1860-х (в преддверии симфонизма Чайковского и Брамса), ранних симфоний в контексте классицистских интересов 1880–1890-х годов не было случайностью. Всякий раз симфония Шуберта возникала в ответ на ожидания той или иной эпохи, воспринималось как современное им явление и указывала пути дальнейшему развитию симфонии» [2, с.106].

Второй интересный момент состоит в том, что работа в интересующем нас жанре велась композитором в определенные периоды. Причем, они удивительным образом совпадают с периодами симфонического «молчания» величайшего современника Шуберта Л. ван Бетховена, который в 1812 году представил венцам Седьмую и Восьмую симфонии, а последняя – Девятая, с хором – прозвучала в зале театра «У Каринтийских ворот» 7 мая 1824 года. Такое «совпадение» видится далеко не случайным.

Как известно, Шуберт жил в одно время с Бетховеном в Вене (1808 – 1827) и, конечно же, не просто знал произведения Бетховена, но был в числе первых слушателей их публичного исполнения. Например, «чтобы в мае 1814 года пойти на постановку «Фиделио», – а постановка эта была важным событием музыкальной жизни, ибо дирижировал сам Бетховен – Шуберт продал часть своих учебников» [4, с. 100]. В письме Леопольду Купельвизеру 31 марта 1824 года он отмечает, что «самым новым в Вене является то, что Бетховен дает концерт, в котором он покажет свою новую симфонию, 3 отрывка из новой мессы и новую увертюру». И далее показательное примечание: «Если Богу будет угодно, то и я намереваюсь дать в будущем году такой же концерт» [8, с. 147].

Шуберт постоянно ощущал присутствие «гиганта» рядом с собой, живя с ним в одном городе, находясь в одном художественном пространстве. Известно его высказывание: «Я иногда и сам думаю, что из меня могло бы что-нибудь выйти, но кто может создать что-либо после Бетховена!» (цит. по [6, с.9]). Этим, на наш взгляд, обусловлено особое отношение Шуберта к жанру симфонии. Осознавая масштаб бетховенского гения и безоговорочно признавая его авторитет, младший современник хотел создать нечто другое, отличное от бетховенской музыки, и в то же время, выражающее его – романтическое – мироощущение. Кроме того, Шуберт ощущал не просто ответственность за свои симфонические опусы, но он обладал мощным внутренним цензом и требовательностью к себе и к написанным им произведениям. По-видимому, ввиду этих факторов он довольно долго довольствовался исполнением своих произведений полупрофессиональными оркестрами, и лишь партитура Шестой симфонии была отдана оркестру Венского общества любителей музыки. Но и тут следует отметить роль друга композитора Эдуарда фон Бауэрнфельда, который буквально настоял и убедил Шуберта в необходимости сотрудничества с этим коллективом[3].

Можно предположить, что свои ранние произведения в симфонической области Шуберт рассматривал это как некий эксперимент, как необходимый период освоения жанра и попытку обрести индивидуальность. И то, насколько довлел над ним и внутренний ценз, и авторитет Бетховена, объясняет, почему только после смерти Бетховена, в 1828 году он создает симфонию, которую называет «Большой» и которая, по его мнению, как раз откроет подлинный путь в его творчестве. Нельзя также забывать, что Шуберт был в числе 36-ти факельщиков, следовавших за гробом Бетховена. И, как знать, возможно, он воспринял себя – 31-летнего музыканта – преемником традиции, заложенной Гайдном и Моцартом и увенчанной музыкой творца «Героической». Иначе чем можно объяснить факт, что в финале своей «Большой» симфонии Шуберт создает аллюзию на «тему радости», словно бы подчеркивая эту преемственность поколений?

У Шуберта было достаточно оснований сознавать себя как единственного преемника и наследника венской симфонической традиции. К 1827 году он уже был достаточно известен публике австрийской столицы, о чем красноречиво свидетельствует прочитированное в начале статьи письмо Э.фон Бауэрнфельда. По странному стечению обстоятельств первый и единственный прижизненный авторский концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 года – ровно через год после смерти его кумира. И вскоре не стало самого Шуберта. Причем, произошло этого после завершения Девятой симфонии. Следовательно, он был вторым после Бетховена композитором, который ушел из жизни, создав девять полных симфонический циклов.

Наконец, как свидетельствуют многие исследователи, именно Шуберту принадлежал мрачный тост, произнесенный после похорон Бетховена: «За здоровье того из нас троих, кто первым последует за нашим Бетховеном» [4, с. 352]. Этим «первым» стал Шуберт, похороненный на Верингском кладбище рядом с автором «Пасторальной». Как пишет Л.В. Кириллина, «в 1888 году Верингском кладбище, оказавшееся внутри городской черты, было закрыто, а останки Бетховена и Шуберта торжественно перезахоронены на Центральном кладбище в Вене; они и по сей день находятся рядом» [5, с. 505].

Одно из убеждений, которое существует в отношении ранних симфоний Шуберта, заключается в том, что эти произведения не являются достойными, поскольку создавались автором для любительских или полупрофессиональных коллективов. Позволим себе высказать предположение, что Шуберт писал не для них, но по объективным и субъективным причинам, ввиду своей внутренней требовательности и постоянного «равнения» по мерке бетховенского симфонизма не решался предложить свои произведения профессиональному оркестру. Тем более что таковых было не слишком много.

С другой стороны, уровень непрофессиональных оркестров того времени был, безусловно, совершенно иным, нежели сегодня. Занимавшиеся в свободные от основной работы часы игрой на любимом инструменте, венцы тех времен вряд ли намного уступали по своей оснащенности и сыгранности оркестрам современных небольших городов. Это в равной мере касается и симфонического оркестра конвикта, в котором Шуберт музицировал с первых дней учебы. Позволим себе довольно большую цитату из монографии Г. Гольдшмита, которая дает исчерпывающую характеристику школьному коллективу: «Благодаря ревностному совместному труду воспитанников, инструментальная музыка в конвикте достигала такой степени совершенства, какая редко встречается у столь молодых дилетантов. Каждый вечер посвящался исполнению целой симфонии и нескольких увертюр. Силами молодого оркестра успешно исполнялись выдающиеся произведения Гайдна, Моцарта и Бетховена. … Незадолго до поступления Шуберта в конвикт оркестр этих мальчиков выступал в замке Шенбрунн перед эрцгерцогом Рудольфом, в присутствии Бетховена и аккомпанировал с листа[4] высочайшему ученику маэстро, игравшему концерт Моцарта для фортепиано. Но и в самом конвикте оркестр воспитанников пользовался вниманием публики, особенно летом, когда они музицировали при открытых окнах. Долго после этого в Вене вспоминали о том, как в погожие вечера публика, возвращаясь с прогулки по бастионам, останавливалась у конвикта, привлеченная звуками музыки. Порою здесь собиралась такая густая толпа, что в переулке прерывалось все движение, а живший напротив механик Ханичек выставлял на улицу все имевшиеся в его доме стулья, предлагая сесть дамам» [4, с. 78].

Допуская, что Первая симфония создавалась Шубертом в расчете на исполнение таким оркестром, можно с уверенностью утверждать: молодой композитор знал, что его произведение будет исполнено не хуже, чем сочинения высокочтимых им мастеров. И тем более факт создания симфонии для школьного оркестра не может считать основанием для предложения, будто Шуберт с самого начала писал партитуры в расчете на малоподготовленных музыкантов.

Все последующие симфонии создавались Шубертом для оркестра непрофессиональных музыкантов, которые «собирались сначала в доме отца Шуберта, а когда оркестр разросся и количество слушателей увеличилось, – на квартире его руководителя, скрипача и дирижера Отто Хатвига [3, с. 35-36]. Однако уровень таких коллективов в Вене тех времен был достаточно высоким. По современным меркам его можно сравнить с уровнем провинциального симфонического или студенческого оркестра творческого вуза, которому под силу исполнение довольно серьезных партитур. Нельзя также забывать и о том, что обращение к «уровнему» коллективу и надежда на исполнение произведения его силами предполагали либо оплату его труда (что было невозможно для Шуберта, почти до конца жизни испытывавшего значительные финансовые затруднения), либо благосклонность руководителя оркестровой капеллы, принимавшего решение о включении сочинения в программу концерта. Так было, например, в случае с «Неоконченной» симфонией, оригинал рукописи которой Шуберт привез своему другу и музыкальному директору Штирийского общества Ансельму Хюттенбреннеру в Грац в октябре 1823 года. Однако, по разного рода причинам симфония не была исполнена или издана и пришлас к слушателю спустя 43 года.

Вопрос о раннем творчестве Шуберта, безусловно, имеет множество интересных аспектов, которые сложно рассмотреть в рамках одной статьи. Однако, освещение даже некоторых из них позволяет нам приблизиться к пониманию важности и ценности первых симфонических опусов композитора-романтика, открывшего новые пути развития симфонической музыки в XIX веке.

Список литературы

  1. Newbould B. Shubert and the symphony: a new perspective. – Toccata Press, 1992. – 318с.
  2. Будакова О.Ю. Музыка Шуберта в литературном наследии Чайковского // Франц Шуберт и русская музыкальная культура: Сб. ст./ Редкол.: Ю.Н. Хохлов (отв.ред.), К.В. Зенкин, Е.М. Царева. – М.: Научно-издательский центр Московская консерватория» 2009. – с. 104-110.
  3. Вульфиус П.А. Ф. Шуберт. М., Музыка, 1983. – 447с.
  4. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт: жизненный путь. – М.: Музыка, 1968. – 450с.
  5. Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. Т. II. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. – 596с.
  6. Лаврентьева И.В. Симфонии Шуберта. М., Музыка, 1967. – 113с.
  7. Лаврентьева И.В. Незавершенная симфония Шуберта // Советская музыка. – 1967. – № 7. – С. 105-112.
  8. Хохлов Ю.Н. Франц Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах. М., «Советский композитор», 1978. – 256с.
  9. Хохлов Ю.Н. Начало знакомства русских слушателей с музыкой Шуберта// Франц Шуберт и русская музыкальная культура: Сб. ст./ Редкол.: Ю.Н. Хохлов (отв.ред.), К.В. Зенкин, Е.М. Царева. – М.: Научно-издательский центр Московская консерватория, 2009. – С. 6-34.
  10. Хохлов Ю.Н. Исполнение в России симфонических и камерно-инструментальных произведений Шуберта // Франц Шуберт и русская музыкальная культура: Сб. ст./ Редкол.: Ю.Н. Хохлов (отв.ред.), К.В. Зенкин, Е.М. Царева. – М.: Научно-издательский центр Московская консерватория, 2009. – С. 202 – 210.

[1] История этой симфонии чрезвычайно интересна. Ю.Н. Хохлов отмечает, что «в ее рукописи все части доведены до конца, однако на многих страницах партитуры выписаны не все голоса – порой обозначен только один едущий голос» [10, с.207], что сподвигло некоторых музыкантов завершить произведение. На сегодня существует редакция английского композитора Джона Френсиса Барнетта, немецкого дирижера Феликса Вейнгартнера и версия русского музыканта Л.М. Бутира, сделанная при участии Ю.А. Фортунатова. Таким образом, редакция Б. Ньюбоулда становится еще одним вариантом завершения шубертовского опуса. Более подробно Седьмой симфонии Шуберта см. [7].

[2] В 1823 году Шуберт создал для постановки пьесы Гельмины фон Чези «Розамунда принцесса Кипрская» музыку к трем антрактам, романс, хоровые и балетные номера.

[3] Поначалу Шуберт представил оркестру Общества партитуру «Большой» симфонии (№ 9), но руководители коллектива вернули композитору произведение, сославшись на его сложность. Тогда Шуберт решил направить музыкантам другое сочинение – симфонию C-dur (№ 6, «Малую»). Однако скоропостижная внезапная смерть помешала ему услышать концерт, который состоялся в память о венском романтике 14 декабря 1828 года.

[4] Многие ли современные профессиональные коллективы сегодня способны на это?..[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАННЕГО ПЕРИОДА СИМФОНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф.ШУБЕРТА» author=»Войткевич Светлана Геннадьевна, Анисимова Юлия Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found