Проблемы географического мышления в и территориально-региональной ориентации при обучении бакалавров направления подготовки туризм особенно актуальны. Даже при общей ситуативной переориентации рынка на внутренний туризм для полноценной и эффективной работы в туристской отрасли, необходимо знание особенностей регионального развития и, конечно же, необходимо элементарное знание физической и социально-экономической географической номенклатуры (объектов природы, административных субъектов, их столиц и т.д.).
В рамках длительного сотрудничества с туроператорами и турагентствами Ростова-на-Дону были выявлены основные пробелы в знании физико-географических и социально-экономических реалий, часто мешающих недавним выпускникам (особенно, не имеющим достаточного опыта практической работы в туристской сфере) полноценно реализовать себя в выбранной отрасли. В первую очередь подобные пробелы охватывали познания в области территориального расположения государств и их столиц (вплоть до путаницы в отношении материков), и, что особенно печально¸ знание расположения субъектов и городов России. Конечно же, работник туристского предприятия с подобными пробелами в географическом познании не только не сможет полноценно реализовать себя в профессии, продукт которой непосредственно связан с перемещением в пространстве, но и не способен оптимизировать продажи турпродукта клиентам и, как следствие, принести туристскому предприятию максимальную прибыль.
В своей статье 2010 года один из авторов указывал, что «в процессе обучения студенты в целом получают представления о современной географической картине мира, о регионах мира и овладевают методикой географических исследований. Тем не менее, представляется необходимым углубить некоторые направления географического образования в связи с требования современного общества» [1, с. 61]. С переходом на систему бакалавриата, подобная проблема только актуализировалась, поскольку сокращение сроков обучения (с пяти лет у специалистов до четырех у бакалавров) снижает время практической подготовки (в первую очередь, производственной практики, которая, по сути, имеет место только на втором и третьем курсах). В данных обстоятельствах, возрастает роль практических (в том числе и географических) знаний, полученных в рамках аудиторных занятий.
При этом стоит понимать, что самоощущение пространства и территории у разных категорий студентов может быть индивидуально. Этот вопрос, в частности, затрагивал в своей статье Ю.Н. Гладкий, который отмечал, что «жители горных территорий или труднодоступных регионов в большей мере осознают пространство, как сложную, дискретную, насыщенную различными объектами, пеструю и разнообразную, ограниченную форму существования элементов материального мира. Жители равнинных, приморских регионов и т.д., наоборот, в своем восприятии пространства исходят из соображений его континуальности, непрерывности, бесконечности, пустоты (или недостаточной наполненности, высокой доли однообразия). Жители городов, особенно крупных мегаполисов, воспринимают пространство, как сложную, модульную, переполненную различными объектами систему локальных узкоспециализированных мест реализации целей с коммуникациями между
ними. Для них почти не ощутимы такие характеристики пространства, как площадь, высота, ориентация. А имеют значение лишь расстояния, локализация и функциональная принадлежность территорий и системы связей между ними. За пределами города, для его жителей жизненного пространства фактически не существует. Там начинается другое пространство, которое наделено совершенно другими свойствами и подпадает под характеристики бескрайности, однообразия, пустоты. Зато, жители сельских территорий не воспринимают пространство так прямо и геометрически линейно, как мещане. Для них он существует и за пределами конкретного населенного пункта их пребывания и не ограничивается его архитектурно-планировочной структурой. Сельские жители воспринимают пространство, как более однообразное явление, которое, однако, более ярко выражено в площади территории, ее высотах, протяженности, ориентации. А искусственные ограничения пространства и линии коммуникаций могут ими и не учитываются. Важное значение при этом имеют личные контакты и коммуникации, которые распределяют пространство индивида на «свое собственное» и «чужое» [2, с. 62].
В сложившихся условиях возрастает роль дисциплин, способных дать студентам знания, умения и навыки в области территориального развития. Помимо собственно географии, такой дисциплиной представляется «краеведение». Данная дисциплина сама по себе представляется комплексной, поскольку знание определенного региона требует познаний в области его истории, географии, биологии, экономике и др.
Еще Д.С. Лихачев выделял уникальность краеведения, отмечая, что «…география обходится без оценок. География как наука «спокойнее», строже и бесстрастнее. Но это и является своего рода ее «общественным недостатком». Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д., и т.л.). С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика. И при всей необходимости географии как науки краеведение гораздо более «воспитывающая наука», наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения» [3, с. 159].
При этом основной «недостаток» краеведения для специалиста сферы туризма при ближайшем рассмотрении превращается в его достоинство. Дисциплина, которая, вроде бы, в своем общепринятом понимании, ограничивается изучением истории, основных аспектов современного состояния и перспектив развития определенного региона, способна дать представление об уникальности каждого объекта и привить студенту методы территориального анализа, которые непосредственно пригодятся ему в практической туристской деятельности, в том числе, при формировании турпрордукта.
В рамках преподавания краеведения в Донском государственном техническом университете (г. Ростов-на-Дону) у студентов направления подготовки «Туризм» один из авторов адаптирует методику преподавания к современным императивам туристской сферы. В рамках данной дисциплины студенты получают, в том числе, навыки рекреационной оценки ландшафтов, изучают принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия, исследуют имеющуюся туристскую инфраструктуру и рекреационную сеть, поскольку помимо природных ресурсов, важной составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности. Также одной из важнейших задач, решаемых в рамках преподавания дисциплины, является выявление, оценка и характеристика условий эксплуатации, а также охрана рекреационных ресурсов.
В итоге, в рамках изучения дисциплины происходит интеграция физико-географических, эколого-географических и общественно-географических знаний о регионе, его природе и ресурсах, об экологии, экономике, политике, народонаселении, современной культуре и истории развития, что дает студентам туристского направления необходимую базу географичеких, умений и навыком и выводит их на очередную ступень подготовки к практической деятельности.
Список литературы:
1. Формирование географического мышления у студентов социально-культурных специальностей // Наука и современность-2010: сборник материалов V Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Часть 1 / Под общ. Ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. – С. 61-65.
2. Гладкий А.В. Понимание пространства в географии и туризме: методологические аспекты // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды VIII Международной научно-практической конференции. Поволжский государственный университет сервиса, 25-26 апреля 2013 года. – Тольятти, 2013. – С.
61- 70.
3. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура – М.: Искусство, 2000. – С.159-173.[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ» » author=»Макаренко Вадим Сергеевич, Штимер Анна Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]