Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Российская семья по сей день находится на задворках гражданского общества. Несмотря на ласкающие слух заявления о необходимости ее всесторонней поддержки, на практике этого не происходит. Начнем с такой важнейшей проблемы, как защита материнства и детства. Жизньдаетчеловекумать. Материнство и детство, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, находятся под защитой государства. Следует, тем не менее, признать, что эта норма имеет скорее декларативное значение. Возьмем, к примеру, такую форму государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей, как материнский капитал.Она оказывается с 1 января 2007 г.при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство, при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки [1].В 2015 году размер материнского капитала составлял 453 026 рубля[2].

Во-первых, непонятно, почему материнский капитал предоставляется лишь после рождения второго ребенка. Во-вторых, неясен критерий, по которому законодатель определяет сумму материнского капитала. В-третьих, совершенно очевидно, что подобная сумма не может сколько-нибудь серьезно удовлетворить самые необходимые для полноценного материнства и детства потребности. В-четвертых, использовать материнский капитал можно не ранее трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, а это существенно ограничивает само право на охрану материнства и детства.

Представляется, что размер материнского капитала должен быть эквивалентен стоимости однокомнатной квартиры в регионе, где проживает семья; тогда он будет оправдывать себя как средство стимулирования образования базовой ячейки общества и рождения детей, ибо непреложным является тот факт, что главным тормозом в решении демографической проблемы является отсутствие у молодой семьи отдельного жилья. (Возможна также выдача жилищного сертификата.) Автор полагает, что право на материнский капитал следует предоставлять, начиная с первого ребенка, а возможность распоряжения им его обладатель должен получать немедленно.

Необходимо также решительно изменить такие формы поддержки материнства и детства, как пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В настоящее время они ничтожно малы[3], что также самым пагубным образом отражается на демографии. Разве можно, например, признать нормальной ситуацию, при которой сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет всего лишь 40 процентов от среднего месячного заработка, для расчета которого используется период за последние два года работы. При этом еще установлена и верхняя планка пособия – государством определена максимально возможная величина среднего заработка, с которого назначаются детские пособия до полутора лет. Эта цифра не должна превышать максимальную годовую базу формирования взносов в Фонд социального страхования, которая составляет, к примеру, за 2015 год 670 000 рублей. Учитывая, что средний заработок рассчитывается за два полных календарных года, предшествующих году предоставления отпуска по уходу за ребенком, максимальный размер пособия в 2015 году (с учетом размера страховой базы за 2013 и 2014 годы) не может превышать суммы 19 855, 78 рублей в месяц[4]. Разве возможно более-менее сносное содержание ребенка даже на эту максимально возможную сумму?

А после этих полутора лет матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уходза ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, положены ежемесячные компенсационные выплаты в размере и вовсе всего лишь пятидесяти (!) рублей[5].

И это при том, что еще в 2007 году в России была принята Концепция государственной политики в отношении молодой семьи[6], которая, в свою очередь, базируется на Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»[7]. Оба этих документа, провозглашающих стратегические приоритеты формирования молодой семьи, так и остались на бумаге. Что касается очередных государственных программ поддержки молодой семьи (например, субсидирование для улучшения жилищных условий, жилищное кредитование), тоих тоже нельзя отнести к действенным средствам становления молодой семьи, так как они опутаны множеством формальностей и неподъемными для молодых людей банковскими процентными ставками.

Между тем именно семья оказывает существенное воздействие на образ жизни всего общества, играя большую роль в воспроизводстве его структуры.Семье принадлежит решающая роль в практической реализации таких важных социально-экономических и идеологических задач, как обеспечение необходимого количественного и качественного уровня трудовых ресурсов, улучшение здоровья населения, реализация возможностей постиндустриального общества для всестороннего совершенствования личности.

Индустриализация и урбанизация, связанные с ними массовые миграции населения, вовлечение женщины в общественное производство, интенсификация труда, досуга, общения в социальных сетях оказывают сложное, неоднозначное воздействие на образ жизни семьи. В результате брачно-семейные отношения, наряду с показателями прогресса, характеризуются серьезными проблемами, без эффективного и комплексного решения которых невозможно полноценное функционирование семьи.

Основными проблемами, характеризующими современное демографическое развитие семьи, являются:

  1. Низкая рождаемость. Типичной стала одно-двухдетная семья. А ведь от реализации репродуктивной функции семьи зависят показатели воспроизводства населения и, следовательно, трудовых ресурсов. Малодетность может привести в будущем к суженному воспроизводству населения, напряженному балансу трудовых ресурсов и другим негативным последствиям. Меры стимулирования рождаемости уже не могут быть ориентированы на многодетность, которая безвозвратно ушла в прошлое, ибо не соответствует современному образу жизни, ограничивает для женщин возможность самореализации в других, несемейных сферах жизнедеятельности, а во многих случаях отрицательно сказывается на здоровье матери и детей. По мнению специалистов, в настоящее время оптимальной и для семьи, и для общества является двух-трехдетная семья, сознательно планирующая рождение детей в желательные для данной семьи сроки.
  2. Рост показателей разводов, что с наибольшей наглядностью характеризует дестабилизацию брачно-семейных отношений. Пусть право на развод и является одной из гарантий свободы брака и равенства супругов в семье, однако то, как это право реализуется, зависит от уровня культуры и социальной ответственности людей.
  3. Рост числа неполных семей, образовавшихся главным образом в результате разводов, причем повторные браки не компенсируют распавшиеся семьи. Учитывая, что после развода дети, как правило, остаются с матерью и что шансы вступить в повторный брак у женщин, особенно с детьми, значительно ниже, чем у мужчин, то следует сделать вывод, что проблема неполных семей — это прежде всего проблема матери и ребенка. В неполных семьях хуже, чем в полных, материальная обеспеченность матери и ребенка и условия воспитания детей, так как отсутствие отца плохо сказывается на эмоциональном состоянии и психическом здоровье детей.

Проблема стабильности семьи не сводится только к разводам и их последствиям. Это вопрос качества функционирования семьи и внутрисемейного взаимодействия. Ценность представляет не любая семья, пусть даже и стабильная, но лишь та, которая эффективно выполняет свои функции по отношению к членам семьи и обществу в целом. В нынешних же условиях, когда внешние факторы стабилизации семьи играют все меньшую роль, и, напротив, все большее значение приобретает морально-психологические факторы семейного благополучия, когда рост общей культуры людей с необходимостью влечет за собой повышение требований к уровню межличностных отношений в браке, действительно эффективно функционируют лишь семьи с прочными внутрисемейными связями, глубокой заинтересованностью в них и удовлетворенностью супружеством, материнством, отцовством. Поэтому особую актуальность приобретает задача создания и поддержания оптимальной морально-психологической атмосферы в каждой семье.

Здесь следует обратить внимание на важную роль в решении этой задачи свободного времени. Рациональная организация свободного времени, выступая фактором развития личности, во многом зависит от семьи. К сожалению, в этой области пока больше проблем, чем решений. Эффективность использования семьей нерабочего времени существенно снижается из-за того, что значительная его часть (особенно у женщин) тратится на домашний бытовой труд из-за ограниченной материальной возможности пользоваться платными бытовыми услугами, недостаточного развития досуговых отраслей инфраструктуры (в том числе предназначенных специально для семейного отдыха)и, наконец, из-за несформированности потребностей части населения в здоровом образе жизни и культурном досуге. В результате увеличение объема свободного времени нередко способствует не столько повышению духовной культуры людей, развитию их личности, сколько снижению профессионально-трудовой отдачи, распространению пьянства и других форм антисоциального поведения.

Оказывая сильное эмоциональное и нравственное воздействие на индивида, семья должна стать важным фактором ограничения потребления алкоголя и, в целом, усиления первичного социального контроля за поведением индивида. Использование потенциала семьи является важным каналом воздействия на формирование здорового образа живи, и, в частности, на рациональное использование свободного времени, отвечающее интересам всего общества и каждого его члена.

Мы живем в век постиндустриального (информационного) общества, и Интернет стал частью нашей жизни. Однако бездумное использование социальных сетей также наносит непоправимый вред внутрисемейным отношениям, особенно когда муж и жена вступают в интимную переписку непонятно с кем. Это, конечно, не вопрос права, запреты здесь невозможны, но прививание гражданам культуры использования Интернета является сегодня одной из самых насущных тем. То же самое касается и детей. Когда они видят родителей, просиживающих часами в социальных сетях, то, понятное дело, берут с них пример и делают то же самое. Отсюда и провалы в образовании, на которое не остается времени, и нервные срывы из-за хронического недосыпания, и прочие неблагоприятные последствия. В этой связи автор выступает за принятие государственной программы «О культуре использования Интернета».

Существует еще одна актуальная проблема развития брачно-семейных отношений, которая серьезно влияет как на эффективность трудовой деятельности людей, так и на совершенствование быта и структуры свободного времени. Речь идет о проблеме совмещения профессиональных и семейных ролей женщин. Это объективное противоречие, с одной стороны, тормозит развитие личности женщин, их производственную и общественно-политическую активность, а с другой – влияет на выполнение ими семейных функций (прежде всего – репродуктивной и воспитательной), обедняет их досуг, создавая трудности в бытовой сфере, напряженность и конфликты во внутрисемейных отношениях.

Проблемы гармоничного сочетания женщиной функции труженицы, жены, матери вызваны множеством факторов, в первую очередь, неравноправным разделением домашнего труда, при котором основная его часть падает на женщину. Решение этих проблем связано с двумя аспектами: во-первых, с материальной доступностью сферы бытового обслуживания, приведения качества и количества ее услуг в соответствие с потребностями семьи и, во-вторых, с перераспределением ролей и обязанностей между членами семьи. Сократив объем домашних обязанностей, выполняемых женщиной и, следовательно, увеличив ее свободное время, можно улучшить условия для эффективного использования трудовых ресурсов общества, повысить производственный потенциал женщин и их общественно-политическую активность, создать новые возможности для развития личности женщины во внерабочее время и, наконец, устранить негативное влияние бытовых неурядиц на психологическую атмосферу в семье.

Решение этих проблем способствовало бы не только укреплению брачно-семейных отношений, но и профилактике алкоголизма и психических заболеваний: если семья не удовлетворяет существенные потребности индивида, она становится благоприятной средой для возникновения неврозов и пьянства. Другими словами, с одной стороны, пьянство оказывает разрушительное воздействие на семью, с другой – неблагополучие в семье, дефицит глубоких личных контактов могут способствовать развитию этого тяжелого социального недуга.

Законодательное обеспечение брачно-семейной и демографической политики должно носить комплексный характер. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606«О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»[8], как и принятая еще в 2007 году Концепциядемографической политики Российской Федерации на период до 2025 года[9], состоят в основном из благих пожеланий, материальная часть которых в Указе Президента опять же привязана к пресловутому прожиточному минимуму, не удовлетворяющему элементарных потребностей человека.

Так, в Указе прописано:  обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753; обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет; рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Автор полагает, что осуществляющий уход за ребенком должен получать пособие в размере не менее 80 процентов от среднего месячного заработка, а до достижения ребенком возраста десяти лет пользоваться правом на неполный рабочий день при сохранении его полной оплаты либо выплате достойного пособия на ребенка до десяти лет.

Ввиду еще значительного количества разводов и одиноких матерей необходимо развивать нормы семейного законодательства в направлении установления препятствий на пути к легкомысленным бракам, дальнейшего развития законодательства по предоставлению льгот молодым семьям, улучшению воспитания в семье и вне ее.

Назрелотакже законодательное расширение круга обстоятельств, при наличии которых устанавливается отцовство. Насущно необходимым является создание государственного алиментного фонда и выплат пособий из него на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, с последующим взысканием выплаченных сумм с должников. Следует также законодательно расширить условия усыновления, ибо еще велико количество родителей, не занимающихся воспитанием своих детей.

 

Список литературы:

  1. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ // Российская газета. 31. 12. 2006. Федеральный выпуск № 4263; .
  2. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017годов: Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ // Российская газета. 05. 2014. Федеральный выпуск № 6550; https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171692/.
  3. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ // .
  4. https://posobie-expert.ru/po-uhodu/do-1-5-let/.
  5. .
  6. .
  7. .
  8. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 706 // Российская газета — столичный выпуск № 5775 от 7 мая 2012 г.;https://www.rg.ru/2012/05/09/demo-dok.html.
  1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от  9 октября 2007 г. N 1351 // https://base.garant.ru/191961/.[schema type=»book» name=» ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ» description=»Семья оказывает существенное воздействие на образ жизни всего общества, играя большую роль в воспроизводстве его структуры.Семье принадлежит решающая роль в практической реализации таких важных социально-экономических и идеологических задач, как обеспечение необходимого количественного и качественного уровня трудовых ресурсов, улучшение здоровья населения, реализация возможностей постиндустриального общества для всестороннего совершенствования личности. Проблемам правовой защиты семьи и посвящена данная статья.» author=»Агамиров Карэн Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found