Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Деятельность религиозных организаций представляет собой систему действий, применяемых для регулирования различного вида отношений с помощью комплекса специфически присущих религиозной организации методов воздействия. К сферам деятельности религиозных организаций, влияющим на динамику религиозности населения, следует отнести регулирование эффективности пропаганды вероучения и миссионерской работы по расширению состава верующих, проведение социально-реабилитационной работы в рамках канонов вероучения, участие в общественном диалоге с властью на стороне социально ущемленных слоев, регулирование национальных и религиозных взаимоотношений, отношений между религиозными организациями, участие в регулировании взаимоотношений людей с определённых моральных позиций.

Авторитет религиозной организации, то есть возможность влиять на содержание сознания и направленность действий массы людей, формируется в результате признания за ней морального первенства на основании имеющегося у неё позитивного опыта разрешения подобных проблем. Позитивный опыт участия в общественной жизни важен как исторический пример и как реальность текущего момента времени. Основные аргументы, на которых строится авторитет религиозной организации, черпаются массовым сознанием из вероучения и социальной практики религиозной организации, отражающих социальную роль данной религиозной организации в обществе.

Социальная роль любой развитой религии обусловлена не толь­ко наличием у неё массы последователей, историческими тради­циями, укоренённостью в различных сферах общественной жиз­ни. Повышает её общественный и нравственный авторитет также то, что немало неверующих или индифферентно относящихся к религии людей, испытывая недоверие к очередным политическим планам, в поисках надёжных социальных ориенти­ров обращаются к религии и церкви, проповедующим проверен­ные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Увеличивает социальную значимость конфессиональных органи­заций и их роль в удовлетворении ряда извечных духовных потреб­ностей [8, с.3]. Поэтому серьёзный анализ религии, её организаций неизбежно предполагает исследование степени и характера их обмирщенности, воздей­ствия религии на образ жизни людей, на различные области ду­ховного производства, культурные традиции, на всю многооб­разную социальную сферу, на общественное поведение верую­щих.

Исследование многообразного воздействия религиозной организации на разные сферы личной и общественной жизни, на поведенческие нормативы людей основано на анализе официально декларируемой самой церковью социальной доктрины, раскры­вающей конфессиональное понимание взаимоотношения церк­ви с государством, обществом, в том числе её позиции по акту­альным вопросам науки, культуры, образования, экологии, пра­ва, международных отношений и т.д.

Принятие Архиерейским собором Русской право­славной церкви в августе 2000 года «Основ социальной концепции Русской православной церкви» [10] явилось серьёзным основанием для проведения анализа деятельности религиозной организации, традиционно играю­щей значительную роль в отечественной духовной, культурной и общественной жизни.

Крупные религиозные организации, как правило, имеют свои социальные учения (доктрины), при помощи которых они объяс­няют широкий круг мирских проблем [9, с.11-41]. В нашей стране исторические условия обусловили то, что у распространенных в России кон­фессий не было систематически изложенной социальной доктрины, трактующей проблемы политэкономии, социологии, права, политологии и т.д. Хотя эти проблемы, разумеется, рассматривались и рассматриваются в трудах и выступлениях религиозных деятелей, бого­словов, философов, публицистов [2, 3, 6]. Солидная традиция в осве­щении социальных проблем есть в истории РПЦ. Например, «Слово о Законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.), идеи праведности и единения Сергия Радонежского (XIV в.), рассуждения Нила Сорского (XV-XVI вв.) о «нестяжательстве», письма старца Филофея Василию III (политико-идеологическая доктрина «Москва – третий Рим» (XVI в.), деятельность митрополита Филарета (Дроздова) (XIX в.), критика русскими религиозными филосо­фами (В.С. Соловьевым, В.В. Розановым, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым и др.) отрицательных черт, как капитализма, так и социализма с позиций христианского гуманизма. Ряд кардинальных проблем социального характера рассматривался на Поместном соборе 1917-1918гг.

В настоящее время созданы условия, в которых РПЦ может систематически заниматься разработкой социального учения применительно к нашей действительности. Тра­диционный отечественный институт, каким является РПЦ, опираясь на исконные нравственные духовные цен­ности значительной части нашего народа, стремится дать ответы на актуальные социальные вопросы, призванные обеспечить материальное и духовное благосостояние, духовную уравновешен­ность народа и способствовать прогрессу в разных сферах обще­ственной жизни [7].

Исторические основания для подобной деятельности РПЦ весомы. Традиция внекультового социального служения – одна из устойчивых доминант отечественной цивилизации, признаваемая большинством наро­да. В его исторической памяти запечатлена патриотическая дея­тельность РПЦ в прошлые кризисные и переломные перио­ды (формирование Российского государства, освобождение от монгольского ига, первая и вторая Отечественные войны), направленная на социальную консолидацию и политическую мо­билизацию, равно как и её роль в обеспечении цивилизационной идентичности, прежде всего, утверждением самобытной системы духовных ценностей, в которой приоритетны идеи справедливости, любви к ближнему, готовности помочь слабому, верховенства нравственных норм.

И в содержании современной социальной концепции РПЦ наряду с освещением собственно социально-политических и экономических вопросов особое внимание уделяется наиболее кризисным и злободневным для сегодняшней России явлениям в сферах просвещения, науки, культуры, охраны и восстанов­ления исторических памятников, благотворительности, общественной морали. Резко осуждается практика пропаганды че­рез средства массовой информации нечестного и ущербного образа жизни, разрушительная для личности, семьи и общества эксплуатация псевдокультурой полового инстинкта.

Далее, немаловажно и то, что в современных условиях социальной и идеологической дезинтеграции концепция ратует за диалог всех людей независимо от их мировоззренческих по­зиций. Патриотическая и социальная направленность документа подчёркивается и тем, что он подготовлен с позиций защиты общенациональных интересов, отечественных нравственных, культурных устоев, выступает против бездумных копирований иноземных «образцов», за межэтническую и межконфессиональ­ную толерантность, за вовлечение всех членов общества «в об­щий созидательный труд» [10, с.33], за поддержку семьи, разумную демографическую политику и охрану здоровья народа и т. д. Социальная концепция РПЦ с критической осторожностью подходит также к тем аспектам процесса глобализации, кото­рые чреваты духовной и культурной экспансией, тотальной уни­фикацией, ущемляют самобытность наций, государства, других человеческих сообществ.

Наряду с патриотическими и общекультурными характери­стиками, свойственными социальной концепции РПЦ, она выд­вигает также ряд общих методологических положений, кото­рые призваны обосновывать как само активное и широкое учас­тие церкви в социальной жизни, так и характер её действий в этой сфере [4]. Эти методологические положения можно определить следующим образом: а) добровольное самоограничение ролью духовного наставника; б) сознательное дистанцирование от власти; в) критический анализ социальной действительности; г) защита обездоленных слоёв населения; д) выбор в качестве главной внешней задачи миротворчество; е) постоянные изменения доктрины в ответ на вызовы светской жизни [9, с.11-41].

Церковь участвует в общественной жизни через выполнение роли духовного наставника, сохраняя нравственные устои общества. Такая позиция отвечает потребностям современности, когда речь идёт о соотношении клерикального и светского во власти. Много надежд возлагается на церковь в нравственном воспитании на фоне моральной дезориентации, что даёт ей возможность стремиться к духовному руководству, отождествляя при этом духовное и религиозное. Преодо­леть нравственную ущербность и весь комплекс социальных бед способна, по мнению церкви, лишь церковь с помощью христиан­ских заповедей и социальных предписаний, ибо… «без духов­ного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей ника­кие знания и умения, никакие деньги и товары, никакая сила и никакая власть не принесут человеку подлинного счастья, пол­ноты и гармонии бытия. Преодоление греховных влечений че­ловека становится сегодня одной из самых важных задач духов­ного воспитания» [5, с.29]. Действительно, многие люди, и не только верующие, стремятся преодолеть нравственные болезни времени, об­ращаясь к проповедуемым церковью общечеловеческим ценно­стям, идеям духовности, сострадания, милосердия, добра, вни­мания к другому человеку.

РПЦ заявляет о не­обходимости дистанцироваться от любого государственного строя, существующих политических доктрин, конкретных общественных сил, в том числе находящихся у власти. После долгих лет поисков оптимальной модели взаимоотношения с государ­ством (симфонии) РПЦ порывает с византийской традицией сакрализации власти. Если церкви удастся эффективно реализовать данную по­зицию в разных сферах общественной жизни, то это будет убе­дительным свидетельством в поддержку тезиса об её универсальной, всесословной, надклассовой природе, о реальном преодолении традиционных связей с сильными мира сего [10, с.20].

Теоретическая посылка о необходимости дистанци­рования от власти сопровождается реалистическим критичес­ким анализом социальной действительности. Церковь – на стороне обездоленных людей, бедствующего народа. Церковь не ограничивается общими заявлениями о своей примиряющей миссии, а заявляет, что она была и остаётся на стороне нищих и обездоленных, что ныне она имеет возможность снова выступить в своей искон­ной роли – заступницы за людей перед сильными мира сего.

Одной из гуманистических характеристик социаль­ной деятельности РПЦ является миротворчество, направ­ленное в первую очередь на недопущение войны как зла. Церковь выступает против пропаганды войны, различ­ных проявлений ненависти, как в национальном, так и междуна­родном масштабе.

В русском православии происходит расширение тематики социальной доктрины в ответ на стремительные изменения в науке, политике и экономике. РПЦ заинтересована в конструктивном диалоге между всеми общественными силами, который сможет привести к новому этапу в понимании роли церкви в нашем обществе.

Активное привлечение общественности к совместному обсуждению насущных проблем происходит посредством связи РПЦ и СМИ. В этом направлении существуют проблемы рамок и правил дискуссий, поскольку в светских СМИ высказывается ряд достаточно резких высказываний о настоящем и будущем церкви. Так Д. Фурман и К. Каариайнен называли РПЦ «колоссом на глиняных ногах» [11]. Образ колосса был применен ими для выражения своего мнения означительной роли РПЦ в разрушении коммунистической идеологии и, одновременно, слабостиеё влияния на формирование новой государственной идеологии.

Церковь критикуют за новые формы обрядности (от освящения боевых кораблей или бизнес-встреч), за участие духовенства в «политических тусовках» и культурных мероприятиях, за стремление некоторых священников поразить окружающих своим богатством.Еще Патриарх Алексий II в 2001 года осудил такого рода явления, предупредив: «Если это будет продолжаться, у пастырей возникнет опасность остаться одинокими среди великолепных стен и оград» [5].

Критика церкви – объективное явление, помогающее, в том числе, избавлению от изъянов процесса развития.Однако нельзя не признать, что мудрая осторожность, которую проявляло и проявляет в политических процессах руководство церкви; решительное, хотя и скрытое от глаз общественности, пресечение крайностей консерватизма и либерализма, которое проводится епископатом; возрастающая мера участия рядовых священников и наиболее активных мирян в социальных программах церкви –  гарантии того, что РПЦ сможет принять вызовы времени и проводить свою линию, являя пример конструктивной борьбы.

Наиболее сильным доводом в пользу признания высокой социальной роли РПЦ является ее благотворительная деятельность. В современном православии интерес к социальному служению, деятельности церкви в обществе начал возрождаться с 50-х годов ХХ века. В настоящее время милосердно-благотворительная деятельность осуществляется по разным направлениям и в разных формах. Одним из наиболее важных направлений является помощь страдающим людям в рамках медицинских учреждений, людям с физическими и умственно-психическими недостатками, детям-инвалидам. Другим направлением деятельности является оказание помощи детям, старикам и инвалидам вне лечебных учреждений. Много внимания уделяется работе с алкоголиками и наркоманами. Весьма существенной является работа религиозных организаций в сфере образования. Открытие воскресных школ, благотворительных фондов характерно для всех конфессий на территории  России. Помощь беженцам, мигрантам, вынужденным переселенцам, жертвам межнациональных конфликтов – так же направление деятельности религиозных организаций. Работа в тюрьмах и колониях с заключенными является неотъемлемой частью благотворительности религиозных организаций. Характерно то, что благотворительная помощь оказывается независимо от религиозной и национальной принадлежности.

Общество в целом надеется на то, что церковь поможет решить, по крайней мере, часть тех острых проблем, которые мы наблюдаем в социальной сфере, в области этики [1]. Наибольшее значение для упрочения авторитета РПЦ в настоящее время имеет степень её влияния на мотивацию действий политических лидеров и яркие личностные качества лидеров религиозной организации. Кадровый состав РПЦ, определяющий эффективность работы с населением, обладает рядом характеристик. К положительным качествам кадров РПЦ можно отнести то, что в целом состав православных священников отражает удельный вес национальностей и народностей в составе России, большая часть священнослужителей обладает систематическим специальным образованием, значительная их часть связана с социальными проблемами общества и в состоянии проявлять понимание и сочувствие к обездоленным. К положительным чертам кадрового состава следует отнести и то, что среди высших иерархов РПЦ присутствуют яркие, талантливые индивидуальности, обладающие выраженными харизматическими качествами.

К отрицательным чертам кадров РПЦ можно отнести то, что стремительный рост количества священнослужителей отразился снижением качества образования у некоторой их части (например, при получении образования экстерном), снижением уровня нравственных качеств (с приходом в эту сферу авантюристов, реагирующих на общественную моду). К отрицательным последствиям слишком быстрого роста количества священнослужителей и приходов следует отнести нерешённость многих экономических проблем жизни приходов, что ведёт к стихийной коммерциализации деятельности первичных звеньев. К этим же последствиям ведёт мода на культовые действия среди людей обеспеченного слоя.

Выводы, которые можно сделать из вышеизложенного, следующие.

Наличие у РПЦ чётко сформулированной социальной концепции, определяющей основные направления и принципы деятельности РПЦ в многонациональном и многоконфессиональном светском государстве, повышает её авторитет среди неверующих и верующих различных конфессий. РПЦ проявляет способность к модернизации методов и способов миссионерской и просветительской работы, отвечает на вызовы времени адекватно сущности православного учения.

В целом РПЦ обладает мощным потенциалом для решения всех проблем внутри собственной организации и упрочения авторитета среди населения России вне зависимости от национальной и мировоззренческой принадлежности, что приводит к положительной динамике религиозности сознания.

 

Список литературы:

  1. Авторитет РПЦ среди населения. // НГ — Религии. 18.04.2007.
  2. Алексий (Ридигер), патриарх. Доклад на Архиерейском соборе Русской православной церкви 2004 года. // Журнал Московской патриархии. – М., 2004. – № 10.
  3. Безух Ю.В. Символ Христа // Вестник Российского философского общества. – М., 2012. – № 2 (126). – С.128-131.
  4. Денисенко М.Ю. Социальная концепция православия в жизни современной России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук; Философские науки: 09.00.13. / Ставропольский государственный университет. – Ставрополь, 2009. – 22 с.
  5. Журнал Московской Патриархии. – М., 2001. – №1.
  6. Заров Д.И. Духовно-религиозная традиция мировидения и стратегии преобразования человека // Цивилизация и человек. – Саратов, 2010. – № 2. – С.35-38.
  7. Какурин А.А. Теория духовности: С добром и верой к цели жизни. – СПб., 2010. – 126 с.
  8. Мчедлов М.П. Преодоление мифологем – предпосылка познания конфессиональной социальной доктрины. / О социальной концепции русского православия. Под общей ред. М.П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе». – М.: Республика, 2002.
  9. Мчедлов М.П. Социальная концепция РПЦ: методология, характерные черты / О социальной концепции русского православия. ИЦ «Религия в современном обществе. – М.: Республика, 2002.
  10. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Информационный бюллетень ОВЦС МП. – М., 2000. – № 8.
  11. Фурман Д., Каариайнен А. Религиозная стабилизация // Свободная мысль. – М., 2003. – №7.[schema type=»book» name=»АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ» description=»Авторитет религиозной организации вырастает из общественной оценки ее деятельности и определяет возможности влияния церкви не только на принадлежащих к ней верующих, но и на последователей других религий и на неверующих граждан.» author=»Лобазова Ольга Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found