Деятельность религиозных организаций представляет собой систему действий, применяемых для регулирования различного вида отношений с помощью комплекса специфически присущих религиозной организации методов воздействия. К сферам деятельности религиозных организаций, влияющим на динамику религиозности населения, следует отнести регулирование эффективности пропаганды вероучения и миссионерской работы по расширению состава верующих, проведение социально-реабилитационной работы в рамках канонов вероучения, участие в общественном диалоге с властью на стороне социально ущемленных слоев, регулирование национальных и религиозных взаимоотношений, отношений между религиозными организациями, участие в регулировании взаимоотношений людей с определённых моральных позиций.
Авторитет религиозной организации, то есть возможность влиять на содержание сознания и направленность действий массы людей, формируется в результате признания за ней морального первенства на основании имеющегося у неё позитивного опыта разрешения подобных проблем. Позитивный опыт участия в общественной жизни важен как исторический пример и как реальность текущего момента времени. Основные аргументы, на которых строится авторитет религиозной организации, черпаются массовым сознанием из вероучения и социальной практики религиозной организации, отражающих социальную роль данной религиозной организации в обществе.
Социальная роль любой развитой религии обусловлена не только наличием у неё массы последователей, историческими традициями, укоренённостью в различных сферах общественной жизни. Повышает её общественный и нравственный авторитет также то, что немало неверующих или индифферентно относящихся к религии людей, испытывая недоверие к очередным политическим планам, в поисках надёжных социальных ориентиров обращаются к религии и церкви, проповедующим проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Увеличивает социальную значимость конфессиональных организаций и их роль в удовлетворении ряда извечных духовных потребностей [8, с.3]. Поэтому серьёзный анализ религии, её организаций неизбежно предполагает исследование степени и характера их обмирщенности, воздействия религии на образ жизни людей, на различные области духовного производства, культурные традиции, на всю многообразную социальную сферу, на общественное поведение верующих.
Исследование многообразного воздействия религиозной организации на разные сферы личной и общественной жизни, на поведенческие нормативы людей основано на анализе официально декларируемой самой церковью социальной доктрины, раскрывающей конфессиональное понимание взаимоотношения церкви с государством, обществом, в том числе её позиции по актуальным вопросам науки, культуры, образования, экологии, права, международных отношений и т.д.
Принятие Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года «Основ социальной концепции Русской православной церкви» [10] явилось серьёзным основанием для проведения анализа деятельности религиозной организации, традиционно играющей значительную роль в отечественной духовной, культурной и общественной жизни.
Крупные религиозные организации, как правило, имеют свои социальные учения (доктрины), при помощи которых они объясняют широкий круг мирских проблем [9, с.11-41]. В нашей стране исторические условия обусловили то, что у распространенных в России конфессий не было систематически изложенной социальной доктрины, трактующей проблемы политэкономии, социологии, права, политологии и т.д. Хотя эти проблемы, разумеется, рассматривались и рассматриваются в трудах и выступлениях религиозных деятелей, богословов, философов, публицистов [2, 3, 6]. Солидная традиция в освещении социальных проблем есть в истории РПЦ. Например, «Слово о Законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.), идеи праведности и единения Сергия Радонежского (XIV в.), рассуждения Нила Сорского (XV-XVI вв.) о «нестяжательстве», письма старца Филофея Василию III (политико-идеологическая доктрина «Москва – третий Рим» (XVI в.), деятельность митрополита Филарета (Дроздова) (XIX в.), критика русскими религиозными философами (В.С. Соловьевым, В.В. Розановым, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым и др.) отрицательных черт, как капитализма, так и социализма с позиций христианского гуманизма. Ряд кардинальных проблем социального характера рассматривался на Поместном соборе 1917-1918гг.
В настоящее время созданы условия, в которых РПЦ может систематически заниматься разработкой социального учения применительно к нашей действительности. Традиционный отечественный институт, каким является РПЦ, опираясь на исконные нравственные духовные ценности значительной части нашего народа, стремится дать ответы на актуальные социальные вопросы, призванные обеспечить материальное и духовное благосостояние, духовную уравновешенность народа и способствовать прогрессу в разных сферах общественной жизни [7].
Исторические основания для подобной деятельности РПЦ весомы. Традиция внекультового социального служения – одна из устойчивых доминант отечественной цивилизации, признаваемая большинством народа. В его исторической памяти запечатлена патриотическая деятельность РПЦ в прошлые кризисные и переломные периоды (формирование Российского государства, освобождение от монгольского ига, первая и вторая Отечественные войны), направленная на социальную консолидацию и политическую мобилизацию, равно как и её роль в обеспечении цивилизационной идентичности, прежде всего, утверждением самобытной системы духовных ценностей, в которой приоритетны идеи справедливости, любви к ближнему, готовности помочь слабому, верховенства нравственных норм.
И в содержании современной социальной концепции РПЦ наряду с освещением собственно социально-политических и экономических вопросов особое внимание уделяется наиболее кризисным и злободневным для сегодняшней России явлениям в сферах просвещения, науки, культуры, охраны и восстановления исторических памятников, благотворительности, общественной морали. Резко осуждается практика пропаганды через средства массовой информации нечестного и ущербного образа жизни, разрушительная для личности, семьи и общества эксплуатация псевдокультурой полового инстинкта.
Далее, немаловажно и то, что в современных условиях социальной и идеологической дезинтеграции концепция ратует за диалог всех людей независимо от их мировоззренческих позиций. Патриотическая и социальная направленность документа подчёркивается и тем, что он подготовлен с позиций защиты общенациональных интересов, отечественных нравственных, культурных устоев, выступает против бездумных копирований иноземных «образцов», за межэтническую и межконфессиональную толерантность, за вовлечение всех членов общества «в общий созидательный труд» [10, с.33], за поддержку семьи, разумную демографическую политику и охрану здоровья народа и т. д. Социальная концепция РПЦ с критической осторожностью подходит также к тем аспектам процесса глобализации, которые чреваты духовной и культурной экспансией, тотальной унификацией, ущемляют самобытность наций, государства, других человеческих сообществ.
Наряду с патриотическими и общекультурными характеристиками, свойственными социальной концепции РПЦ, она выдвигает также ряд общих методологических положений, которые призваны обосновывать как само активное и широкое участие церкви в социальной жизни, так и характер её действий в этой сфере [4]. Эти методологические положения можно определить следующим образом: а) добровольное самоограничение ролью духовного наставника; б) сознательное дистанцирование от власти; в) критический анализ социальной действительности; г) защита обездоленных слоёв населения; д) выбор в качестве главной внешней задачи миротворчество; е) постоянные изменения доктрины в ответ на вызовы светской жизни [9, с.11-41].
Церковь участвует в общественной жизни через выполнение роли духовного наставника, сохраняя нравственные устои общества. Такая позиция отвечает потребностям современности, когда речь идёт о соотношении клерикального и светского во власти. Много надежд возлагается на церковь в нравственном воспитании на фоне моральной дезориентации, что даёт ей возможность стремиться к духовному руководству, отождествляя при этом духовное и религиозное. Преодолеть нравственную ущербность и весь комплекс социальных бед способна, по мнению церкви, лишь церковь с помощью христианских заповедей и социальных предписаний, ибо… «без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и умения, никакие деньги и товары, никакая сила и никакая власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. Преодоление греховных влечений человека становится сегодня одной из самых важных задач духовного воспитания» [5, с.29]. Действительно, многие люди, и не только верующие, стремятся преодолеть нравственные болезни времени, обращаясь к проповедуемым церковью общечеловеческим ценностям, идеям духовности, сострадания, милосердия, добра, внимания к другому человеку.
РПЦ заявляет о необходимости дистанцироваться от любого государственного строя, существующих политических доктрин, конкретных общественных сил, в том числе находящихся у власти. После долгих лет поисков оптимальной модели взаимоотношения с государством (симфонии) РПЦ порывает с византийской традицией сакрализации власти. Если церкви удастся эффективно реализовать данную позицию в разных сферах общественной жизни, то это будет убедительным свидетельством в поддержку тезиса об её универсальной, всесословной, надклассовой природе, о реальном преодолении традиционных связей с сильными мира сего [10, с.20].
Теоретическая посылка о необходимости дистанцирования от власти сопровождается реалистическим критическим анализом социальной действительности. Церковь – на стороне обездоленных людей, бедствующего народа. Церковь не ограничивается общими заявлениями о своей примиряющей миссии, а заявляет, что она была и остаётся на стороне нищих и обездоленных, что ныне она имеет возможность снова выступить в своей исконной роли – заступницы за людей перед сильными мира сего.
Одной из гуманистических характеристик социальной деятельности РПЦ является миротворчество, направленное в первую очередь на недопущение войны как зла. Церковь выступает против пропаганды войны, различных проявлений ненависти, как в национальном, так и международном масштабе.
В русском православии происходит расширение тематики социальной доктрины в ответ на стремительные изменения в науке, политике и экономике. РПЦ заинтересована в конструктивном диалоге между всеми общественными силами, который сможет привести к новому этапу в понимании роли церкви в нашем обществе.
Активное привлечение общественности к совместному обсуждению насущных проблем происходит посредством связи РПЦ и СМИ. В этом направлении существуют проблемы рамок и правил дискуссий, поскольку в светских СМИ высказывается ряд достаточно резких высказываний о настоящем и будущем церкви. Так Д. Фурман и К. Каариайнен называли РПЦ «колоссом на глиняных ногах» [11]. Образ колосса был применен ими для выражения своего мнения означительной роли РПЦ в разрушении коммунистической идеологии и, одновременно, слабостиеё влияния на формирование новой государственной идеологии.
Церковь критикуют за новые формы обрядности (от освящения боевых кораблей или бизнес-встреч), за участие духовенства в «политических тусовках» и культурных мероприятиях, за стремление некоторых священников поразить окружающих своим богатством.Еще Патриарх Алексий II в 2001 года осудил такого рода явления, предупредив: «Если это будет продолжаться, у пастырей возникнет опасность остаться одинокими среди великолепных стен и оград» [5].
Критика церкви – объективное явление, помогающее, в том числе, избавлению от изъянов процесса развития.Однако нельзя не признать, что мудрая осторожность, которую проявляло и проявляет в политических процессах руководство церкви; решительное, хотя и скрытое от глаз общественности, пресечение крайностей консерватизма и либерализма, которое проводится епископатом; возрастающая мера участия рядовых священников и наиболее активных мирян в социальных программах церкви – гарантии того, что РПЦ сможет принять вызовы времени и проводить свою линию, являя пример конструктивной борьбы.
Наиболее сильным доводом в пользу признания высокой социальной роли РПЦ является ее благотворительная деятельность. В современном православии интерес к социальному служению, деятельности церкви в обществе начал возрождаться с 50-х годов ХХ века. В настоящее время милосердно-благотворительная деятельность осуществляется по разным направлениям и в разных формах. Одним из наиболее важных направлений является помощь страдающим людям в рамках медицинских учреждений, людям с физическими и умственно-психическими недостатками, детям-инвалидам. Другим направлением деятельности является оказание помощи детям, старикам и инвалидам вне лечебных учреждений. Много внимания уделяется работе с алкоголиками и наркоманами. Весьма существенной является работа религиозных организаций в сфере образования. Открытие воскресных школ, благотворительных фондов характерно для всех конфессий на территории России. Помощь беженцам, мигрантам, вынужденным переселенцам, жертвам межнациональных конфликтов – так же направление деятельности религиозных организаций. Работа в тюрьмах и колониях с заключенными является неотъемлемой частью благотворительности религиозных организаций. Характерно то, что благотворительная помощь оказывается независимо от религиозной и национальной принадлежности.
Общество в целом надеется на то, что церковь поможет решить, по крайней мере, часть тех острых проблем, которые мы наблюдаем в социальной сфере, в области этики [1]. Наибольшее значение для упрочения авторитета РПЦ в настоящее время имеет степень её влияния на мотивацию действий политических лидеров и яркие личностные качества лидеров религиозной организации. Кадровый состав РПЦ, определяющий эффективность работы с населением, обладает рядом характеристик. К положительным качествам кадров РПЦ можно отнести то, что в целом состав православных священников отражает удельный вес национальностей и народностей в составе России, большая часть священнослужителей обладает систематическим специальным образованием, значительная их часть связана с социальными проблемами общества и в состоянии проявлять понимание и сочувствие к обездоленным. К положительным чертам кадрового состава следует отнести и то, что среди высших иерархов РПЦ присутствуют яркие, талантливые индивидуальности, обладающие выраженными харизматическими качествами.
К отрицательным чертам кадров РПЦ можно отнести то, что стремительный рост количества священнослужителей отразился снижением качества образования у некоторой их части (например, при получении образования экстерном), снижением уровня нравственных качеств (с приходом в эту сферу авантюристов, реагирующих на общественную моду). К отрицательным последствиям слишком быстрого роста количества священнослужителей и приходов следует отнести нерешённость многих экономических проблем жизни приходов, что ведёт к стихийной коммерциализации деятельности первичных звеньев. К этим же последствиям ведёт мода на культовые действия среди людей обеспеченного слоя.
Выводы, которые можно сделать из вышеизложенного, следующие.
Наличие у РПЦ чётко сформулированной социальной концепции, определяющей основные направления и принципы деятельности РПЦ в многонациональном и многоконфессиональном светском государстве, повышает её авторитет среди неверующих и верующих различных конфессий. РПЦ проявляет способность к модернизации методов и способов миссионерской и просветительской работы, отвечает на вызовы времени адекватно сущности православного учения.
В целом РПЦ обладает мощным потенциалом для решения всех проблем внутри собственной организации и упрочения авторитета среди населения России вне зависимости от национальной и мировоззренческой принадлежности, что приводит к положительной динамике религиозности сознания.
Список литературы:
- Авторитет РПЦ среди населения. // НГ — Религии. 18.04.2007.
- Алексий (Ридигер), патриарх. Доклад на Архиерейском соборе Русской православной церкви 2004 года. // Журнал Московской патриархии. – М., 2004. – № 10.
- Безух Ю.В. Символ Христа // Вестник Российского философского общества. – М., 2012. – № 2 (126). – С.128-131.
- Денисенко М.Ю. Социальная концепция православия в жизни современной России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук; Философские науки: 09.00.13. / Ставропольский государственный университет. – Ставрополь, 2009. – 22 с.
- Журнал Московской Патриархии. – М., 2001. – №1.
- Заров Д.И. Духовно-религиозная традиция мировидения и стратегии преобразования человека // Цивилизация и человек. – Саратов, 2010. – № 2. – С.35-38.
- Какурин А.А. Теория духовности: С добром и верой к цели жизни. – СПб., 2010. – 126 с.
- Мчедлов М.П. Преодоление мифологем – предпосылка познания конфессиональной социальной доктрины. / О социальной концепции русского православия. Под общей ред. М.П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе». – М.: Республика, 2002.
- Мчедлов М.П. Социальная концепция РПЦ: методология, характерные черты / О социальной концепции русского православия. ИЦ «Религия в современном обществе. – М.: Республика, 2002.
- Основы социальной концепции Русской православной церкви // Информационный бюллетень ОВЦС МП. – М., 2000. – № 8.
- Фурман Д., Каариайнен А. Религиозная стабилизация // Свободная мысль. – М., 2003. – №7.[schema type=»book» name=»АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ» description=»Авторитет религиозной организации вырастает из общественной оценки ее деятельности и определяет возможности влияния церкви не только на принадлежащих к ней верующих, но и на последователей других религий и на неверующих граждан.» author=»Лобазова Ольга Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]