Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Проблемы политического дискурса все чаще привлекают внимание лингвистов, так как он занимает особое место в жизни социума.

В политическом дискурсе отношения коммуникантов могут развиваться по 2 сценариям: в форме благоприятного диалога, когда коммуникация реализуется как кооперация, либо в виде конфликта, когда коммуникация реализуется как конфронтация. Ключевую роль в проблеме возникновения конфликтных ситуаций играет вопрос кооперативности/конфронтационности в ходе речевого общения. Характер поведения коммуникантов определяет ход и направленность процесса коммуникации, так как функция языка в политической коммуникации реализуется посредством применения стратегий и тактик речевого общения.

Е.И. Шейгал выделяет в политическом дискурсе следующие виды стратегий:

— стратегия    вуалирования,    затушевывания    нежелательной    информации (позволяет завуалировать, сделать менее явными неприятные факты);

— стратегия   мистификации   (скрытие   истины,   преднамеренное   введение   в заблуждение);

— стратегия      анонимности      (деперсонализации)      как      прием      снятия ответственности. [8, c. 197]

Можно    выделить    ещё    некоторые    виды    стратегий     в политическом дискурсе: стратегия реификации (конструирование образа врага),  стратегия делегитимизации (разрушение образа оппонента) и стратегия амальгамирования («мы» — дискурс) [6, c. 16]. Ю.М. Иванова выделяет в политическом дискурсе варьирующую, аддитивную и интродуктивную стратегии [5, c. 15]. Несмотря на множество классификаций в политическом дискурсе не выявлены конкретные типы стратегий и их соотношения с тактиками. В своем исследовании мы остановимся на 3 основных коммуникативных стратегиях: конфронтационная, нейтральная и кооперативная.

Конфронтационная стратегия направлена на достижение собственных интересов, без учета интересов партнера по коммуникации. Она представляет собой некий способ самоутверждения за счет другого.

Joachim Spatz (FDP): Auch wenn man das billigend in Kauf nehmen muss,

habe ich doch einmal eine Frage.Was hätten Sie denn gesagt, wenn hier im Deutschen Bundestag ein Mandat vorgelegt worden wäre, das mit der somalischen Regierung nicht abgestimmt gewesen wäre? Dann wäre genau das doch Ihr Vorwurf gewesen. Sie müssen sich schon einmal entscheiden, ob Sie Ownership so hoch hängen, wie wir das tun, und erst die Betroffenen fragen oder ob Sie hier einfordern, dass das Mandat gewissermaßen im Verhandlungsstadium hätte vorliegen müssen.

Sevim Dağdelen (DIE LINKE): Herr Kollege Spatz, Sie sprechen gerade etwas an, worüber wir im Deutschen Bundestag überhaupt nicht haben beraten können. Das ist ja meine Kritik.

Севим Дагделен в данном примере обвиняет своего противника в недостаточной компетентности, подчеркивая тем самым свой профессионализм.

Нейтральная стратегия ориентирована на игнор коммуниканта, с целью избежать дальнейшего с ним общения. В. С. Дудченко называет нейтральную стратегию поведения «стратегией избегания» – уход от конфликта, отказ участвовать в нем, предоставление инициатору конфликта того, что он хочет [4, c. 46].

Кооперативная стратегия, как и конфронтационная, нацелена на достижение собственных интересов, но только конструктивным, мирным путем. Один или оба коммуниканта стремятся перевести конфликтную ситуацию в мирное русло. В. С. Дудченко называет кооперативную стратегию поведения «конструктивной» — работа с конфликтом, его регулирование и разрешение [4, c. 46].

В политическом дискурсе при выборе стратегий речевого общения коммуниканты преследуют определенные цели:

  1. укрепить свои позиции и завоевать авторитет
  2. получить голос адресата на выборах
  3. убедить адресата в правильности своих суждений
  4. дать адресату новую информацию о своей позиции

Вопрос кооперативности/конфронтационности в ходе речевого общения по сей день остается открытым среди лингвистов, а именно соблюдение какого принципа является  наиболее важным для успешной коммуникации.

Выделяются 3 направления в решении этой проблемы: для представителей первого направления (Х.П. Грайс, Т. ван Дейк) гарантом успешной коммуникации выступает Принципу Кооперации; представители второго направления (Р. Лакофф, Дж. Лич) основой успешной коммуникации считают соблюдение Принципа Вежливости; для представителей третьего направления (Л. Апостел, Р. Фишер) успешность коммуникации заключается в ее эффективности в достижении поставленной цели.

Следует отметить, что функция воздействия играет решающую роль в политическом дискурсе, так как главная цель политических дебатов-это не просто проинформировать адресата, а повлиять на его мировоззрение, сформировать его отношение к чему-либо. Умение использовать многообразные речевые средства для достижения поставленных целей является залогом успеха оратора в публичной политике.

Список литературы:

  1. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XVI. – M.: Прогресс, 1985. – С. 217-237.
  2. Дейк Т. А. ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. VIII. – М.: Прогресс, 1978. – С. 259-336.
  3. Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 23. – М: Прогресс, 1988. – С. 153 – 211.
  4. Дудченко В.С. Трансформация конфликта // В контексте конфликтологии: диагностика и методология управления конфликтной ситуацией. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2001. — №3. – 176 с.
5.                     Иванова Ю.М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2003. – 19 с.

6.                     Филинский А.А. Критический анализ политического дискурса предвыборных кампаний 1999-2000 гг. Автореф. дисс … канд. филол. наук. – Тверь, 2002. – 20 с.

7.                     Фишер Р., Юри У. Путь к согласию // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М.: Прогресс, 1987. – С. 173 – 206.

8.                     Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. – Волгоград: Перемена, 2000. – 386 с.

9.                     Шейгал Е.И. Инаугурационное обращение как жанр политического дискурса // Жанры речи: Сб. науч. статей. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. — Вып. 3. –  С. 205-214.

10.                 https://dip21.bundestag.de/dip21/btp/17/17172.pdf

 

[schema type=»book» name=»КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ» author=»Мельничук Наталия Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found