Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
Образ правителя в романе «Град Обреченный» А. и Б. Стругацких | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Образ правителя в романе «Град Обреченный» А. и Б. Стругацких



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Образ правителя в романе «Град Обреченный» А. и Б. Стругацких // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

В романах А. и Б. Стругацких жанровая специфика определена сочетанием компонентов нескольких жанров. При преобладании авантюрного и фантастического наполнения в романах могут отмечаться черты утопии и антиутопии. Так, «Полдень, XXII век» стоит определить как утопию о коммунизме в будущем, хотя роман носит на себе отпечаток научной фантастики. Другой роман Стругацких, «Трудно быть богом», построен как приключенческое фентези с антиутопическим конфликтом – борьбой личности и тоталитарной власти. При этом формально-содержательные элементы антиутопии выступают не типично: именно синтез жанров обеспечивает появление нетрадиционных жанровых решений. Утопическая и антиутопическая составляющие сюжета определяют развитие конфликта и построение композиционной формулы. Компоненты и мотивы жанра антиутопии обладают динамикой, трансформируются от текста к тексту.

Для антиутопии ключевую роль играет проблема тоталитарной власти в художественном пространстве. Начиная с повести «Попытка к бегству», Стругацкие уделяют внимание авторитарному порядку, с которым герою предстоит бороться. Классические антиутопии О. Хаксли «Дивный новый мир» и Дж. Оруэлла «1984» открывают для читателя тоталитарную власть и такие ее стороны, которые можно назвать каноническими. Кроме полярной организации (кастовость, двоемыслие) и изолированности тоталитарной страны обязательным является также наличие мощной единовластной силы, управляющей всеми структурами режима.

Одним из самых объемных можно назвать образ Президента Фридриха Гейгера в романе «Град Обреченный» Стругацких. Большое значение для раскрытия образа Гейгера представляет спроектированное пространство антиутопии. Мир Города во многом напоминает известные утопии прошлого. В первую очередь, речь идет об изолированном государстве, локально отдаленном от остальных земель. Утопия Т. Мора и Т. Кампанеллы отличалась именно принципиальной замкнутостью, границы стран-городов хорошо охраняются, утопии присуще желание оградиться от остального мира и боязнь чужаков [1]. Кроме того, все утопии представляют урбанизированные полисы – и в романе «Град Обреченный» читателю открывается большой город, который выполняет функцию государства. Также для утопий характерна одинаковость людей и равноправие, в Городе нет социального деления, жители случайным образом получают профессии. Это можно проследить по тем профессиям, которые осваивает герой Стругацких: мусорщик, следователь министерства, редактор либеральной газеты. Должности не узурпируются людьми, и даже мэр не имеет полной власти. Особенное влияние на людей оказывают Наставники: эти мистические существа ответственны за свод запретов, типичных для утопий. Однако и их роль мала, для Города каждый Наставник лишь советник, жители могут не прислушиваться к ним, пренебрегать знаниями древних.

Принципы утопии особенно заметны вначале романа, затем ей на смену приходит антиутопия и порядок Гейгера. Безвластные структуры Города не могут обеспечить высокие потребности горожан, Ю. Черняховская говорит, что власть мэра «существует по инерции» и не способна сопротивляться перевороту [3: 83]. Главный герой, с энтузиазмом приветствующий утопический порядок, начинает сомневаться в правлении мэра, в Наставнике, однако принимает правление Гейгера. Военный переворот приводит к созданию новой власти, тоталитарному правлению. Президент избирается после бунта и назначает на высокие посты людей из ближайшего окружения.

В жанре антиутопии сюжетообразующим можно назвать столкновение главного героя и режима: раскрывается конфликт через романизацию персонажа, свержение или победу единовластного правителя. Вне зависимости от финала сущность правителя в антиутопиях имеет ряд постоянных черт. Большой Брат из «1984» Дж. Оруэлла и Благодетель из романа «Мы» Е. Замятина опираются на террор, подавление и пропаганду двоемыслия. Правитель в тоталитарном мире знает психологию масс и умеет отслеживать возможные перемены, верные правителю люди стараются затушить любое сопротивление до того, как события примут нежелательный характер: Хранители уводят тех, кто голосует против Благодетеля в романе Замятина «Мы», собаки расправляются с несогласными в «Скотном дворе» Оруэлла.

В художественном мире «Града Обреченного» авторитарная власть и единовластный правитель имеют множество отличий от канона и получают присущие только для романов Стругацких особенности. Когда с помощью Гейгера горизонтальная система отношений, присущая всем утопиям, была заменена на вертикальную – по Б. А. Ланину и М. М. Боришавской – народ должен был по канону почувствовать на себе культ страха, однако вместо этого начинается эпоха относительного порядка, гармонии в Городе [2]. Разумеется, как правитель, Гейгер понимает шаткость любой власти, критикует Наставников и заставляет отвернуться от них народ. Затем он создает очередную элиту из ближайших друзей и товарищей. Гейгер хочет контролировать народ с помощью обыкновенной для антиутопии политической пропаганды: «Поскольку настоящего противника не существует, необходимо его придумать». Большой Брат из «1984» Дж. Оруэлла  насаждает двоемыслие, в Океании раздаются лозунги: «незнание — это сила», «свобода — это рабство», «война — мир». Похожие лозунги звучат в Городе, когда Гейгер отрицает пользу Эксперимента: «Эксперимент – над экспериментаторами!», «Гейгер сказал: надо. Город ответил: сделаем!» «Нет нам дела до всяких там Экспериментов!». Типичными также можно назвать усиление армии Города и боязнь чужаков, олицетворенных в Антигороде: «Если мы сообразили послать, наконец, разведку, почему не предположить, что они сделали это давным-давно».

Однако, несмотря на вышесказанное, режим Гейгера отличается мягкостью к подчиненным: читатель не увидит здесь террора, пыток, жестокого обращения с оппозицией. Напротив, Президент проявляет заботу о гражданах, не допускает излишнего произвола, следит за наукой, озабочен низким уровнем культуры в массах. «Гейгер утверждает технократически-бюрократический режим, стабилизирует ситуацию, разрешает проблемы, накоп­ленные демократическим муниципали­тетом, делает общество благополучным», — отмечает Ю. Черняховская [3: 83]. Несмотря на разделение народа на правителей и подчиненных, отмену случайных должностей, Президент Гейгер запускает систему трудовых будней, когда все жители Города, вне зависимости от должности, должны работать на благо народа, в этом можно усмотреть утопические принципы управления. Стругацкие построили образ нового правителя, который силой захватил власть и может выбрать путь тоталитарного диктата, но вместо этого задумывается над тем, какое будущее ждет Город, изучает новые способы управления людьми: «Посмотри, каким стал город. Чистота, порядок, прошлого бардака и в помине нет, жратвы – вволю, тряпок – вволю, скоро и зрелищ будет вволю, дай только срок, — а что им еще нужно?».

Список литературы:

  1. Зарубежная фантастическая проза прошлых веков: Пер. с лат., англ., фр. / Сост. вступ. ст. и примеч. И. Семибратовой. – М.: Правда, 1989. – 608 с.
  2. Ланин Б. А. и Боришавская М. М. Русская антиутопия XX века. М., 1994. С. 167
  3. Черняховская Ю. Власть и история в политической философии братьев Стругацких // Власть. – М., 2010. — № 2. — с. 80-83[schema type=»book» name=»Образ правителя в романе «Град Обреченный» А. и Б. Стругацких» description=»В данной статье рассматриваются особенности функционирования жанров утопии и антиутопии в творчестве братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Автор статьи высказывает мысль, что Стругацкие изменили образ тоталитарного правителя в романе «Град Обреченный»» author=»Эверстов Максим Сергеевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-11″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found