Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МОТИВ МУЧЕНИЧЕСТВА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МОТИВ МУЧЕНИЧЕСТВА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Литературная позиция Н.В. Гоголя 1830-х годов характеризуется романтической направленностью. Эстетика романтизма писателя представлена, на наш взгляд,  христианским мировидением, выраженным в художественной ткани его произведений. В раннем гоголевском творчестве справедливо можно выделить христианский мотив мученичества.

Обратимся к трактовке этого понятия. Кто такой мученик?  В «Толковом словаре русского  языка» С.И. Ожегова  и  Н.Ю. Шведовой мы можем прочитать следующее толкование этому слову: «Мученик. Человек, который подвергается физическим или нравственным мучениям, испытывает много страданий» [13, с.371]. Сходную дефиницию встречаем у Д.Н. Ушакова в «Большом толковом словаре современного русского языка»: «Мученик. 1.Человек, подвергшийся страданиям, мучениям из-за чего-нибудь. 2. Человек с тяжелой жизненной судьбой, терпящий много мучений, лишений (разг.).3. Наименование для т. наз. святых, подвергшихся мучениям за веру» [14, c. 465]. Аналогична и трактовка Т.Ф. Ефремовой: «Мученик. 1.Тот, кто подвергается мучениям, испытывает физические или нравственные  муки. 2. Канонизированный христианской церковью святой, подвергшийся мучениям за веру» [6]. В православной энциклопедии «Азбука веры» отмечается: «Мученик – человек, принявший мучения и  смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово, которое было переведено на славянский и затем на русский словом «мученик», следует переводить – «свидетель» [11].

Проанализировав определения, мы видим, что под данной лексемой в разных толковых словарях подразумевается одно понятие. Заметим, что слово имеет два важнейших значения: первое значение – это страдающий человек, а второе значение – это святой человек, страдающий за веру. Со вторым значением слова мученик связана и дефиниция в православной энциклопедии. В своей работе мы будем преимущественно опираться на первое значение этого определения.

Сразу возникает вопрос: почему мотив мученичества у Н.В. Гоголя является христианским? Философ и мыслитель Н.А. Бердяев справедливо замечает: «Страдание есть последствие греха и зла. Но страдание есть также искупление, оно имеет положительную ценность. Только христианство принимает страдание и имеет до конца мужественное отношение к страданию. Христианство учит не бояться страдания. Ибо страдал сам Бог, Сын Божий» [1,c.110]. У Ю.П. Зуева мы также можем прочитать аналогичное умозрение: «Этическая система христианства, начиная с идеи грехопадения и кончая догматом спасения, своим реальным содержанием упирается в проблему человеческих страданий, а требования смирения и терпения в страданиях лежат в основе христианского поведения. В центре его мифологии находится личность страдающего бога – Христа» [7]. Исследователь пишет, что образ Христа — это собирательный и обобщённый образ страдальца и мученика, «вся жизнь которого от Вифлеема до Голгофы есть непрерывная цепь лишений, преследований и гонений, ложных обвинений и клеветы» [7]. Таким образом, страдания и муки представляют собой один из важнейших элементов «христианского поведения». Именно этой концепции мы будем придерживаться в своей статье.

Большинство героев у Гоголя подвержено мукам страдания и мукам безумства, которые у писателя имеют в морально-нравственном плане синонимическое значение. Что мы подразумеваем под безумием? У С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой эта лексема трактуется как «1. То же, что сумасшествие (устар.). 2. Безрассудность, полная утрата разумности в действиях, в поведении» [13, c.42]. Аналогично толкование у Д.Н. Ушакова [14, c. 34]. Под безумием нами будут пониматься духовные муки и страдания, связанные с беспамятством и терзаниями души, испытываемые гоголевскими героями.

Проанализировав с этих позиций повести Н.В. Гоголя 1830-х годов мы выявили следующие особенности романтико-христианской поэтики писателя.

 Во-первых, мотив мученичества у Гоголя связан с борьбой за православную веру. В этом аспекте понятие мученичества сближается с его православным толкованием. Вспомним казни  героев Тараса Бульбы и его старшего сына Остапа в повести «Тарас Бульба». Герои испытывают физические страдания  и погибают за веру православную. «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск послышался среди мертвой толпы отдалёнными зрителями…» [3, c.145]. Аналогична по жестокости сцена сожжения Тараса Бульбы, произносящего символическую речь в финале повести: «Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!» [3, c.151]. «А уже огонь поднимался над костром, захватывал ноги и разостлался пламенем по дереву…»[3, c.151]. Далее гоголевский повествователь восклицает: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» [3, c.152]. По Н.В. Гоголю, русская сила – это сила православного народа. Мученичество главных героев повести «Тарас Бульба» несёт в себе эксплицитную христианскую идею – идею страдания во имя православной веры.

В «Страшной мести» Катерина перед смертью испытывает страшные душевные муки, приведшие её к исступлению и безумию. Потеряв двух любимых сердцу людей – мужа и сына, героиня страдает. И эти страдания впоследствии переходят в умопомешательство. Так, на страницах повести мы читаем: «проговорив несвязные речи, уже неслась Катерина, безумно поглядывая на все стороны…» [2, c.176]. Катерина погибает. Её муки и смерть несут в себе христианский подтекст. Она была сторонницей веры православной, и муж её, Данила Бурульбаш, боролся до последнего за свою религию. Воспитывая сына, Катерина была исполнена надежды на то, что её дитя в будущем будет настоящим казаком – борцом за православие. Поэтому страдания и смерть главной героини от рук «нечестивого» злого колдуна  — отца, сторонника чужой веры, у Н.В. Гоголя несут имплицитный характер православного верования.

Во-вторых, своеобразное гоголевское новаторство на тему мученичества появляется в повести «Вий». Нравственные мучения  Хомы Брута, проявляющиеся в боязни и страхе в церкви, несут в себе характер наказания и Божьей кары за содеянные грехи, своеобразное возмездие. Так, в своей статье «Христианские мотивы возмездия и пути спасения души в раннем творчестве Н.В. Гоголя» [12, с. 130-133] мы указывали на это. Безверие героя является причиной этому.

Аналогичная суть заключена и в страданиях Петра в повести «Вечер накануне Ивана Купала». Нравственные муки за совершённый грех  – убийство невинного дитя —  переходят в беспамятье и безумие: «Бешенство овладевает им; как полоумный, грызёт и кусает себе руки и в досаде рвёт клоками волоса, покамест, утихнув, не упадёт, будто в забытьи, и после снова принимается припоминать, и снова бешенство, и снова мука…» [2, c.51]  Жизнь героя обрывается нравственным страданием и мучительной смертью.

Особого внимания в нашем рассмотрении заслуживают петербургские повести «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Многие исследователи, в частности Г.А. Гуковский [5], Ю.В. Манн [8], В.М. Маркович [9], С.И. Машинский [10], М.Б. Храпченко[15], отмечали, что безумие героев в данном цикле произведений  – одно из проявлений петербургского абсурда. Действительно, в каждой повести есть герои-безумцы: это не только сумасшедшие художники Пискарев («Невский проспект») и Чартков («Портрет»), но и чиновники Поприщин («Записки сумасшедшего») и Ковалев («Нос»), который едва не сошел с ума, увидев собственный нос, разгуливающий по Петербургу. Образы безумцев в повестях Гоголя не только показатель алогизма жизни петербургского общества. По мнению исследователей, патология  человеческого духа позволяет увидеть подлинную суть происходящих вещей. Петербуржец – «ничто» среди множества ему подобных. Выделить его способно только безумие. Потеряв рассудок,  герои  петербургских повестей становятся личностями и  утрачивают «чиновничий» и «массовый» автоматизм. Безумие рассматривается как одна из форм социального бунта (Г.А. Гуковский [5], С.И. Машинский [10], М.Б. Храпченко [15]). Кроме того, безумие героев, представляющий собой их уход от реальности в свой мир, иллюзорный и мечтательный, представляет собой романтическое «двоемирие» (Ю.В. Манн [8], В.М. Маркович [9]). Научная точка зрения исследователей интересна, но требует существенного дополнения.

На наш взгляд, в петербургских повестях ярко воплотилась идейная оппозиция между петербургским жестоким миром, которым управляет сам «демон», и миром справедливости, порядка и душевной чистоты, «заложенным» в душах главных героев, принимающих на себя все тяжести душевных мук.

В повести «Невский проспект» в роли мученика имплицитно представлен герой Пискарёв. Молодой художник испытывает сильные душевные страдания, вызванные несоответствием реальной действительности  и романтическим миром добра, в котором он живёт. Этот герой в душе протестует и негодует, потому что в основе его «духовного» мировоззрения лежат нравственные христианские  категории порядочности, целомудрия, верности и чистоты. Духовные страдания лишили героя рассудка: «О, это уже слишком! Этого нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился:  глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он весь день» [4, c.30]. Юный романтик с чистой душой христианина не принимает законов дьявольского петербургского мира: в своих снах и иллюзиях он до последнего борется с его греховностью. И погибает. Пискарёв умирает, покончив жизнь самоубийством: «Окровавленная бритва валялась на полу. По судорожно раскинутым рукам и по страшно искаженному виду можно было заключить, что рука его была неверна и что он долго ещё мучился, прежде нежели грешная душа его оставила тело» [4, c.30].  Умирает от того, что сильные душевные муки и страдания его «сломили».

Душевные муки безумия, связанные с дьявольским искушением меркантильного мира и возмездием за грех, «сломили» и художника Чарткова в петербургской повести «Портрет»: «Припадки бешенства и безумия начали оказываться всё чаще, и, наконец, всё обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединённая с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в  три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадёжного сумасшествия» [4, c.107]. В припадках страшного безумия и бешенства обрывались также жизни героев, связавших свою жизнь с  демоническим ростовщиком и взявших у него взаймы, — юноши лучшей фамилии и князя Р.во второй части повести. В чем причина их мучений и страданий? В грехе. Гоголь показывает мученичество героев в виде безумств и трагической смерти как способ их духовного протеста против греха.

Аналогична борьба с нравственной несправедливостью и у Поприщина в «Записках сумасшедшего». Проблема христианского равенства и братства актуализируется в этом гоголевском произведении. Согласно христианскому мировидению человек человеку —  брат. Все люди равны перед Богом. Но петербургский мир не таков: в нём процветает чинопочитание — несправедливая иерархия сынов Божиих по социальному статусу.

В предпоследней записке главного героя в повести «Записки сумасшедшего» появляется образ великого инквизитора. С какой целью вводит Гоголь этот образ? Кто такой инквизитор? У С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой в первом значении «инквизитор»  – это «судья инквизиции», а во втором – «человек, обращающийся с кем-нибудь с холодной жестокостью, мучитель» [13, c. 247]. Аналогично понимание этой лексемы и у Д.Н. Ушакова [14, c. 309]. Именно во втором значении понимается Гоголем это сочетание слов. Символический образ великого инквизитора у Поприщина представляет собой воплощение мучителя – зловещего петербургского мира с его несправедливостью и греховностью. Главный герой на бессознательном уровне осознаёт это. Смертельная мольба уставшего от мук Поприщина завершает повесть в виде финального аккорда: « Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я им сделал? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Что могу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я  не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и всё кружится предо мною» [4, c.194].

Отдельного внимания с точки зрения христианского мотива мученичества  в петербургском цикле заслуживает повесть «Нос». Коллежский  асессор находится в водовороте печальных событий, связанных с фантастическим исчезновением его собственного носа. И именно здесь в связи с этими событиями он испытывает мучения и страдания, которые чуть ли не довели его до безумия: «Бедный Ковалёв чуть не сошёл с ума. Он и не знал, как и подумать о таком странном происшествии. Как же можно, в самом деле, чтобы нос, который ещё вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире!» [4, c.50]. Финал повести благополучен для главного героя. Всё встаёт на свои места. Нос возвращается к Ковалёву. Но можно ли коллежского асессора назвать мучеником? Да. На наш взгляд, можно, поскольку в его сознании воплотилась идея борьбы с нравственной несправедливостью.

Таким образом, мы рассмотрели мотив мученичества в раннем творчестве Н.В. Гоголя и пришли к следующим выводам. Во-первых, мотив мученичества у Гоголя тесно связан с борьбой за православную веру («Тарас Бульба», «Страшная месть»). Во-вторых, представляет собой страдания героев как способ возмездия за их грехи («Вий»). В-третьих, воплощён в виде безумств героев и является показателем нравственного протеста христианской души  против греховности и несправедливости петербургского демонического мира (петербургские повести).

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. – Париж: «Современные записки», 1931 – с.320
  2. Гоголь Н.В.Собрание художественных произведений в пяти томах. / Под ред. проф. Томашевского – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. – Т I. – с.374
  3. Гоголь Н.В.Собрание художественных произведений в пяти томах. / Под ред. проф. Томашевского – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. – Т II. – с.438
  4. Гоголь Н.В.Собрание художественных произведений в пяти томах. / Под ред. проф. Томашевского – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. – Т III. – с.504
  5. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя ⁄ Г. А. Гуковский – М.; Л.:  Государственное издательство художественной литературы, 1959 –  с.410
  6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/188400/%D0%9C%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA. (Дата обращения: 17.07. 2015).
  7. Зуев Ю.П. Религиозный культ страдания и нравственный прогресс./ История Религии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: . (Дата обращения: 17.07. 2015).
  8. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. ⁄ Ю.В. Манн. —  М.: «Художественная  литература», 1978 – с. 386
  9. Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. ⁄ В. М. Маркович. — Л.: «Художественная  литература»,1989 – с. 211
  10. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. ⁄  С.И. Машинский. —  М.: «Просвещение», 1979 – с. 426
  11. Мученики. / Православная энциклопедия «Азбука веры». Православное общество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: . (Дата обращения: 17.07. 2015)
  12. Налетова Т.Б. Христианские мотивы возмездия и пути спасения души в раннем творчестве Н.В. Гоголя. // К.: Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .-  2012. -№5. — с.130-133
  13. 13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003 – с. 944
  14. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180 000 слов и словосочетаний. — М.: ООО «Альта – Принт», 2006 – с. 1239
  15. Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь, величие писателя: собрание сочинений. / М. Б. Храпченко — М.: «Художественная литература», 1980 – Т. 1 – с. 345[schema type=»book» name=»МОТИВ МУЧЕНИЧЕСТВА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ» description=»Автор статьи рассматривает мотив мученичества в раннем творчестве Н.В. Гоголя и приходит к следующим выводам. Во-первых, мотив мученичества у Гоголя тесно связан с борьбой за православную веру («Тарас Бульба», «Страшная месть»). Во-вторых, представляет собой страдания героев как способ возмездия за их грехи («Вий»). В-третьих, воплощён в виде безумств героев и является показателем нравственного протеста христианской души против греховности и несправедливости петербургского демонического мира (петербургские повести). » author=» Налетова Татьяна Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found