Вопрос совершенствования управления энергоэффективностью и энергосбережением был и остается одним из приоритетных направлений в экономике России. Актуален он на всех уровнях: в регионе, в муниципальном образовании, для отдельных промышленных предприятий и для бюджетных организаций. В данной работе рассматривается тема совершенствования управления энергоэффективностью и энергосбережением в отношении бюджетных организаций, в частности в образовательной сфере.
Актуальность темы обусловлена следующими основными факторами:
- Большой потенциал экономии энергоресурсов в бюджетной сфере. Значительное превышение потребления энергоресурсов (энергоемкость услуг) в бюджетной сфере России в сравнении с западными странами (низкие показатели энергоэффективности в бюджетной сфере).
- Достаточно высокий и постоянно растущий объем платежей за энергоресурсы в структуре расходов бюджетных организаций, в связи с ежегодным ростом тарифов на энергоресурсы.
- Дефицит финансовых средств в бюджетах, как региона, так и муниципальных образований, соответственно недостаток средств при выполнении своих функций государственных и муниципальных учреждениях.
- Снижение платежей за потребление энергоресурсов – источник дополнительных средств для увеличения других статей расхода бюджетных организаций, а также для повышения качества оказания услуг учреждениями.
Рассмотрим на примере Полевского городского округа (Свердловская область) как решается поставленная задача по энергосбережению в муниципальных образовательных учреждениях.
Планируемый расход на образование составляет значительную сумму 875,5 миллионов рублей или 65,9% от всех расходных статей бюджета. Поэтому расходование средств бюджета в образовательных организациях (ОО) должно занимать главное место при анализе и поиске потенциала эффективного управления финансами муниципального образования.
Полевской городской округ (Полевской ГО) является типичным (средним) муниципальным образованием России, в котором проживает 71тыс. человек. В состав городского округа входит, кроме города Полевской, еще 13 небольших населенных пунктов. Количество муниципальных образовательных учреждений в структуре бюджетных организаций Полевского ГО составляет более половины (59,2%), также и численность персонала (с учетом учащихся и сотрудников), которые занимаются в образовательных организациях, значительно превосходит в 4,5 раза другие бюджетные организации и составляет более 13 тыс. человек.
Площадь помещений муниципальных образовательных организаций составляет 110,8 тыс. квадратных метров или 82,7% от общей площади помещений бюджетной сферы Полевского ГО. Следовательно, общее потребление энергоресурсов в бюджетных организациях в значительной мере зависит от потребления и энергосбережения энергоресурсов в муниципальных образовательных организаций.
Муниципальные образовательные организации Полевского ГО представлены 3 видами — это школы, детские сады и учреждения дополнительного образования (УДО).
В Полевском ГО насчитывается 16 школ, 27 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), 2 учреждения дополнительного образования (УДО).
Оценку результатов исследования по энергосбережению можно провести исходя из достигнутых показателей по энергоэффективности и энергосбережению, которые были предложены в Федеральном законе от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (далее закон № 261-ФЗ).
Принятие за последние 4 года нормативно-правовых актов по энергосбережению, как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном, послужило мощным толчком для усиления применения административно-организационных механизмов в управлении энергосбережением в муниципальных образовательных организаций Полевского ГО.
В Полевском ГО утверждена муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Полевского ГО на 2010-2020 годы» (МЦП по Энергосбережению), которая направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения[2].
В структуре коммунальных расходов бюджета муниципального образования коммунальные услуги образовательных учреждений составляют основную долю 67%. Расходы за энергетические ресурсы в муниципальных образовательных учреждениях Полевского ГО в 2013г. составили 60,1млн. руб. или 5,4 % от всех расходов и являются одной из крупных статей расхода. Структура платежей за ТЭР муниципальными образовательными учреждениями (МОУ) представлена на рис.1. Средние платежи за ТЭР на одного человека в год в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) составляют 5,6 тыс. рублей, а в среднем по школам–3,8 тыс. рублей и превышают расходы в школах почти в 1,5 раза.В зависимости от множества факторов (строительный проект и год ввода в эксплуатацию зданий ОО, техническое состояние помещений, численность персонала в учреждении, количество инфраструктуры в ОУ, уровень системы управления энергопотреблением и др.) значения по расходам энергоресурсов на 1 человека в образовательных учреждениях значительно колеблются. Так, например, по школам разница составляет в 5 раз, по детским садам разница составляет в 2,3 раза человека в год. Однако полученные результаты исследования показывают, что учреждения, имеющие минимальные показатели по расходу ТЭР на 1 человека не обязательно относятся к лучшим по энергоэффективности, а имеющие более высокий расход имеют более низкую энергоэффективность.
Рис. 1. Доля платежей за ТЭР в 2013 году, %
По итогам проведенного исследования энергопотребления в МОО, рассмотрим динамику потребление по отдельным видам ТЭР в натуральных единицах по школам и детским садам за период с 2007 по 2013г.(рис. 2).Объем потребления теплоэнергии (в натуральных единицах) в школах и дошкольных образовательных организациях в исследуемом периоде до 2011г. оставался практически стабильным, лишь отмечаются незначительные колебания расхода теплоэнергии, что объясняется отнесением теплоснабжающими организациями объемов потребления теплоэнергии МОО расчетным методом по нормативам, в связи с отсутствием приборов учета в образовательных организациях, а также отдельными корректировками объемов, например, в связи с изменением температуры окружающего воздуха в зимний период, в сравнении с предыдущим годом. В 2011г. происходит снижение потребления теплоэнергии в образовательных организациях в сравнении с базовым 2009г. по школам на 11,5%, по детским садам на 21,7%, т.к. были установлены приборы учета теплоэнергии в основном во всех образовательных организациях, за исключением школ в сельской местности. Удельное потребление теплоэнергии на 1 квадратный метр в детских садах выше, чем в школах в 2013г. на 35%, а в 2009г. превышение составляло более чем в 1,5 раза. За период 2012-2013г. происходит стабилизация расхода теплоэнергии, а по сельским школам даже происходит рост потребления тепла, что связано с отсутствием приборов учета.
Рис.2. Динамика потребления теплоэнергии МОО, Гкал
В целом по школам в 2013г. потребление тепла выросло к 2009г. на 4,5%, а по детским садам снижение потребление тепла к 2009г. составило 18% (в сопоставимом виде на 24%) и в целом по всем образовательным организациям снижение в натуральных единицах составило 6,6%. В сопоставим виде, с учетом увеличения количества зданий детских садов на 3 единицы, снижение потребления теплоэнергии составило 13,6%. Таким образом, требование закона №261-ФЗ по снижению теплоэнергии в целом по муниципальным образовательным учреждениям (ежегодное снижение ТЭР в натуральных единицах на 3%) выполнено за 4 года (2010-2013г.)
Если рассматривать удельное потребление теплоэнергии на 1 кв. метр площади помещений, то в школах оно составило в базовом 2009г. – 0,254 Гкал/м2, а в 2013г. – 0,264 Гкал/м2., т.е. рост 3,9%. По детским садам соответственно -0,438 Гкал/м2. и 0,368 Гкал/м2., снижение составило 16,0%.
Рис.3.Динамика потребления электроэнергии в МОУ к 2007 году, %
Далее рассмотрим потребление электроэнергии. Как видно на рис.3 до 2009г. в ОУ происходил ежегодный рост потребления электроэнергии. Так по школам за 2 года (2007-2009г.) прирост составил 12,1%. А с 2010г., т.е. после выхода закона №261-ФЗ, происходит резкое снижение потребления электроэнергии в течение двух лет (2010-2011г), а затем происходит постепенный, незначительный, но ежегодный рост расхода электроэнергии. Однако, несмотря на тенденцию роста, в последние два года, в 2013г. в сравнении с уровнем 2009г., по школам снижение потребления электороэнергии составило 11%, по детским садам снижение составило- 3,8%, а в сопоставимых условиях (с учетом увеличения количества зданий детских садов на 3 единицы) — 11%.
На снижение потребления электроэнергии повлияли принятые руководителями образовательных организаций административно-организационные меры (в 2010г.), с учетом требований закона №261-ФЗ, а также замена оборудования, в первую очередь в столовых, на более энергоэффективное. Рост потребления электроэнергии в последние годы объясняется приобретением дополнительного оборудования для повышения качества образования и комфортности в помещениях. Таким образом, требование закона №261-ФЗ по снижению электроэнергии в муниципальных образовательных учреждениях (ежегодное снижение ТЭР в натуральных единицах на 3%) практически выполнено в сопоставимом виде за 4 года (2010-2013г.) снижение 11%, (вместо 12%) в сравнении с базовым 2009 годом.
Если рассматривать удельное потребление электроэнергии на 1 учащегося в школах, то оно составило в базовом 2009г. — 286,8 кВтч/чел., а в 2013г. – 234,4 кВтч/чел., т.е. снижение – 18,3%. По детским садам соответственно 442,0 кВтч/чел. и 390,3 кВтч/чел., снижение составило 12,7%.
Что касается потребления воды, данные представлены на рис. 4.
Рис. 4. Потребления воды по ОО, куб. м.
В исследуемом периоде в первые 3 года (2007-2009г.) снижение потребления воды по школам составило 17,7%, а по детским садам -1,8%, а за последние 4 года (2010г. — 2013г.) по школам снижение потребления составило-47%, а по детским садам – 8,3. На снижение потребления воды повлияли принятые руководителями организаций административно-организационные меры, ремонт и замена сантехнического оборудования, а главное установка приборов учета в образовательных организациях.
По итогам проведенного исследования рассмотрим динамику платежей за коммунальные услуги в муниципальных образовательных организациях (МОО) ПГО (рис.5).
Рис. 5. Динамика платежей в целом по МОО к 2009 году, %
В результате, несмотря на снижение потребления энергоресурсов в натуральном выражении, из-за значительного роста тарифов на ТЭР, за период с 2009г. по 2013г. наблюдается ежегодный рост платежей, который за 4 года составил 143,5%.
Полученные данные за 2013г. показывают, что период стабилизации закончился и вновь начался достаточно высокий рост объема платежей за энергоресурсы к уровню предыдущего года.
Для дальнейшего стабильного, устойчивого снижения энергоресурсов необходимо внедрение в образовательных учреждениях системы энергоменеджмента подкрепленного финансовыми средствами для реализации технических мероприятий, в соответствии с программами по энергосбережению и проведению капитальных ремонтов.
Необходим системный подход к управлению энергосбережением и повышению энергоэффективности в МОО. Пока мы осваиваем только отдельные элементы системы энергоменеджмента: энергоаудит, мониторинг, программы энергосбережения, системы учета, контроля, но во всем этом отсутствует системный подход.
Одним из инструментов системы энергоменеджмента является мониторинг энергоэффективности образовательных организаций, который должен комплексно учитывать подходы и состояние дел в ОО по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Многие вопросы и проблемы решаются при определении рейтинга энергоэффективности образовательных учреждении, по разработанной методике, которая учитывает показатели энергоэффективности количественные (экономические), активность работы по энергосбережению в учреждении, а также достигнутые социальные (качественные) показатели отражающиеся на качестве обучения и здоровьесбережении детей[3].
Основная цель составления рейтинга энергоэффективности образовательных организаций – это разработка системы мониторинга через создание надежного и адекватного инструмента получения информации о состоянии и тенденциях изменения потребления энергоресурсов в ОО, состоянии по энергоэффективности ОО для разработки и принятия решений (политики) по энергосбережению муниципальных властей в сфере образования. Рейтинг призван стать одним из оперативных инструментов наблюдения за состоянием энергоэффективности сферы образования в городе, муниципальном образовании.
В апробации методики определения рейтинга энергоэффективности МОО
приняли участие 16 школ Полевского ГО. Результат определения рейтинга энергоэффективности показан на рис. 6.
|
В нашем примере лидирующее положение в рейтинге заняли школы, где наблюдается сочетание оптимального снижения потребления ТЭР с наилучшими достижениями социальных факторов, в частности по условиям комфортности и качеству предоставления образовательных услуг.
Предлагаемый вариант определения рейтинга энергоэффективности ОУ позволяет:
- создать механизм для более эффективного распределения финансовых средств на модернизацию, получаемых в виде субсидий на региональном и местном уровне. Рейтинг дает возможность главным распределителям бюджетных средств (ГРБС) более детально и объективно рассмотреть распределение финансовых средств на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт ОО в зависимости от места в рейтинге;
- руководителям ОО, управлений образования на территории МО обратитьособое внимание на потребление ТЭР и предпринимать меры по управлению расходования ТЭР, что позволит выстроить механизм энергоменеджмента как в отдельном ОО, так и на уровне муниципалитета с внедрением его инструментов: планирования, учета, контроля, анализа, совершенствования, чего не было сделано в полном объеме раньше;
- преодолеть проблему (противоречие) в оценке энергоэффективности ОО, когда приобретается дополнительное оборудование, вводятся мощности и объекты образовательной инфраструктуры для повышения качества обучения и комфорта учащихся, что приводит одновременно к увеличению потребления ТЭР;
- оценить эффективность работы руководителей ОО, наряду с другими показателями эффективности ОО. В данном случае в отношении выполнения нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровня, касающихся энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Список литературы:
- Паспорт Полевского ГО от 29.03.2013г. Официальный сайт администрации Полевского ГО// Режим доступа: https://polevsk.midural.ru/document/category/8
- Муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Полевского городского округа на 2010 — 2020 годы». Официальный сайт администрации Полевского ГО // Режим доступа: https://polevsk.midural.ru/document/category/3
- S.V. Fedorova , A.P. Tretyakov. A method of assessing the power efficiency rating of educational organizations within functional territorial units Prescopus Russia: Open journal, Volume 1, pages 16-25, 2013[schema type=»book» name=»ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» author=»Третьяков Анатолий Петрович, Фоминых Мария Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]