Настоящая статья основана на мнении автора, опирающемся на знания и жизненный опыт, приобретенные в процессе изучения специальной литературы, участия в семинарах, тренингах, общения с коллегами в течение 20-тилетней практической производственной трудовой деятельности. Автор опасается перегружать статью научным обоснованием, т.к. во-первых, подробного плана действий не существует в принципе, а во-вторых, каждый тезис не должен и не может являться каким-то законченным рецептом успеха. Уверен, что уважаемый читатель, прочитав статью, как минимум подметит для себя знакомые вещи, как максимум, включит в свой кругозор тот или иной тезис, а может быть посчитает нужным периодически обращаться к статье для «сверки часов».
Нужное дело. Дело, которое лежит в основе бизнеса должно быть нужно (необходимо) людям как воздух или почти как воздух.
Интересное дело. Бизнес должен быть интересен не сам по себе — «ой, как интересно!». Он должен быть интересен для того, кто им занимается. Интерес этот должен быть внутренним и являться главным мотивирующим фактором для бизнесмена.
Расположение. Место положения центра прибыли должно быть выбрано таким образом, чтобы удовлетворять задачам поиска рынка сбыта и логистики. Лучше один раз потерять время на поиски подходящего места, чем переживать переезды и при этом терять, терять и терять.
Экономика. Означает понимать экономику бизнеса. Формулы «Деньги – Товар – Деньги штрих» будет недостаточно. Бухгалтерский учет – фундамент экономики.
Гармония. Всё в организации должно быть красиво. Люди (партнеры/клиенты) любят, когда всё красиво. Это воплощается и в манере вести переговоры, и в упаковке, и в договорной дисциплине, во всём.
Лидерство. Стремление стать лидером. Кому-то понятнее будет формула «гонка за лидером». В любом случае устремленность к лидерству или поэтапное повышение планки есть синонимы данного тезиса. А понятие «бенчмаркинг» отсюда можно было выделить в отдельный тезис.
Технологические новинки. Производительность труда отнюдь не пустой звук. Технологии развиваются, становятся и более технологичными, и экономичными. Одним словом, более производительными. Здесь помогают выставки, журналы, спецлитература. А если их использовать в своей маркетинговой деятельности, то эффект многократно увеличится.
Уникальность. Это ёмкое слово предполагает наличие не только неких конкурентных преимуществ товара(услуг), и имеющих грандиозное значение, но и свойства, которые позволяют заявлять нечто такое: начиная от банального «мы самые лучшие» до «других таких нет» и «выше только звёзды».
Ширина охвата(«под ключ»)/Диверсификация. Мы люди 21-го века. У нас меньше возможности идти в лес за черенком для лопаты. Нам всё меньше нужны черенки – нам нужна целая лопата. Нам меньше хочется копать – нам нужно, чтобы дерево было посажено или траншея была выкопана. Эту логическую цепочку лучше не продолжать. Всё и так ясно.
Не бояться убыточных сегментов. Этот тезис несколько перекликается с предыдущим. Аутсорсинг тоже интересная вещь, но может всё-таки подумать?
Никакой семейственности. Всё во благо бизнеса. Казалось бы, как удобно, все рядом. Брат, жена. Сын, сноха. Но не надо из этого делать цель. Прагматичность должна быть сильнее.
Ловить мгновенную (случайную, разовую) прибыль – идите на биржу. Настоящий бизнес так не делают. Заманчивые решения так и витают в воздухе. До их воплощения ценен трудный путь анализа путей и последствий, оценки рисков.
Реклама. Но здесь, главное, не реклама ради рекламы. Самое обидное – когда деньги на ветер. Идеальная реклама: яркая, оригинальная, запоминающаяся (один Николай Валуев чего стоит), повторяющаяся. Реклама по сути великая вещь, включая самые напряженные времена. При всей парадоксальности реклама нужна даже Газпрому.
Старый друг – лучше новых двух. Легче сберечь/сохранить одного старого партнера/клиента, чем обрести одного нового.
Подбор персонала. Опять вспомним старую формулу «Кадры решают всё». Сейчас отлично подходят входное профессиональное тестирование и анкетирование на общечеловеческие ценности. Доказана эффективность крена на молодых, «зелёных», активных. Лучший совет для молодого сотрудника: «Не боги горшки обжигают».
Развивать и поощрять развитие компетенции и развиваться самому. Эта формула будет несколько пустоватой без дополнения: давать возможность персоналу и самому использовать таковую. Счастлив менеджер, у которого персонал умнее, как минимум, его самого.
Организационная культура. Много всего входит в это понятие, всего не перечислишь: кодекс корпоративной этики, фирменная атрибутика и специальная одежда, командный дух, взаимное доверие, социальная ответственность (нематериальная мотивация).
Система мотивации. Классика жанра. Ничто не заставляет человека так работать, как перспектива быть повешенным. Это шутка. Система мотивации (оплаты труда) должна быть в меру гибкая, но всегда понятная. Для понимания полезно и беседу (да не одну) провести. Отдельный момент вопроса: это соотношение между окладом и премией – однозначно в пользу премии.
Рост зарплаты персонала в тренде развития социально-экономических факторов и индивидуума.
Коммуникации с власть предержащими. Без прямых и обратных связей с власть имущими практически невозможно выживать предпринимателю в России испокон веков.
Талант. Под этим понятием обычно понимают некие врожденные качества. В общем смысле — да, но на самом деле, люди от рождения имеют почти равные шансы, и при следовании по пути обретения нужных навыков можно развить в себе качества успешного менеджера, в частности, креативность, а по-русски — смекалку.
Таким образом, мы добрались до конца списка главных инструментов успеха. Итого 2 десятка утверждений. А сколько инфарктов, сколько копий поломано? Великие умы от менеджмента изложили вдоль и поперек самым подробнейшим образом великое искусство управления организацией. Этот величайший труд не должен пропасть даром. В этой статье не было бы смысла, если бы не существовало того великолепия мысли, которое заключено, по крайней мере, в нижеследующем списке литературы. А, подводя итог, лишь стоит отметить следующее. Чем больше тезисов из тех двух десятков присовокуплены к последнему в отношении к конкретному управленцу, тем яснее ответ на вопрос: что и кто делает бизнес успешным.
Список литературы:
- Кеничи Омае. Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски = The Mind of the Strategist: The Art of Japanese Business.— пер. с англ. — М.: «Альпина Паблишер», 2007. — 224 с.
- Мильнер Б.З., Теория организации: Учебник.-7-е изд.,перераб. и доп.-М.:Инфра-М, 2008.-864 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – 701 с.
- Организационное поведение: Учебное пособие / С.А.Шапиро. – М.:КНОРУС, 2012 – 352с.
- Пол Кит, Филипп Янг. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
- Сио К.К. Управленческая экономика, изд.7-е, – М.: ИНФРА-М, 2000. — 671 с.
- Стратегический менеджмент: Учебник / под ред. Н.А.Казаковой. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 320с.
- Стратегический менеджмент: Учеб.пособие / под ред. А.Г.Комарова, А.Р.Кудашева. Уфа: Изд-во Уфимского филиала МГГУ им . М.А.Шолохова, 2009. – 254с.[schema type=»book» name=»ЧТО И КТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС УСПЕШНЫМ» description=»Речь в данной статье пойдет о вещах, которые лежат в основе успешного бизнеса. Причем под словом «бизнес» подразумевается коммерческая деятельность, направленная вперед на многие десятилетия, которую и детям не стыдно оставить, и чтобы на «бутерброд с икрой» хватало, и была уверенность в завтрашнем дне.» author=»Карманов Ильгиз Альфритович » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]