Деятельность современных организаций диверсифицирована, осуществляется в различных регионах, странах, сегментирована по рынкам. В таких условиях особую актуальность приобретает объективная необходимость получения качественной и количественной информации о том, что дает каждый сегмент. Информация о различных типах продуктов, работ, услуг, а также о функционировании организации в различных зонах является информацией по сегментам и весьма существенна для оценки неопределенности и доходности, прибыльности многопрофильного объекта.
Современные предприятия и организации производят различные товары, осуществляют работы, услуги или функционируют в различных сферах экономической деятельности, что является причиной различий в уровне доходности, возможностях роста, перспективах и рисках.
Одним из приемов управления современным предприятием является деление его на объекты управления — сегменты.
Выделим основные этапы становления и развития процесса сегментирования (см. таблицу).
Этапы развития сегментирования
Тенденции в экономике |
Развитие процесса на уровне сегментирования |
1. Основы становления планирования и контроля по сегментам деятельности (1940 — 1950-е гг.) |
|
Усиление влияния контрольно-регулирующей функции со стороны внешней среды организации на систему управления. Зависимость функционирующего предприятия от внешней среды, желание приспособиться к ней требовало от предприятий внутриорганизационных изменений. В сфере формирования приемов управления необходимо было считаться с внешним экономическим и техническим потенциалом по отношению к организации (конец 1950-х гг.) | Важнейший вклад системного подхода в науку управления, так как организация стала рассматриваться как целостная система, состоящая из взаимосвязанных частей, которые имеют связи с внешним миром |
2. Осмысленный процесс управления предприятием на основе приемов сегментирования (1970-е гг.) |
|
Различные виды деятельности, которые фирмы осваивали постепенно, стали все больше разделяться по таким показателям, как перспективы дальнейшего роста, рентабельность и стратегическая уязвимость фирмы. Отдельные предприятия могли обслуживать группу рынков с разными условиями и перспективами развития | Происходят выбор сегмента в качестве объекта анализа и избрание стратегии развития бизнеса. Уделяется внимание взаимосвязи внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие производства и способствующих формированию управляющей системы. Объектом изучения менеджмента становится возможность манипулирования набором отраслей и (или) видов деятельности компании |
3. Современная концепция сегментирования (конец 1970-х гг.) |
|
Несколько предприятий могли действовать на одном рынке и в одной и той же области спроса. Экстраполяция прежних результатов деятельности потеряла свою актуальность и надежность, не позволяла оценить все возможные изменения внешней среды во всем их многообразии. Поэтому возникла потребность изучать окружение организации с точки зрения отдельных тенденций, опасностей, возможностей, вытекающих из состояния этого окружения | Единицей анализа окружения организации становится стратегическая зона хозяйствования — отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет или желает получить выход. Появилось понятие «ситуационный подход» как один из основных приемов управления [5]. Стандартные приемы управления обязывают, в свою очередь, перестроить инструментарий планирования, учета, контроля и иные подсистемы управления избранными сегментами |
Таким образом, в результате экономического воздействия на деятельность предприятия возникла экономическая категория бизнеса, в качестве которой воспринимается сегмент деятельности организации, или часть организационной структуры предприятия, или иной объект, выделенный в информационной системе предприятия для целей управления. Применительно к экономическим наукам термин «сегмент» стал использоваться применительно и к микроэкономике предприятий.
Дословно «сегмент» (от лат. segmentum) означает отрезок либо часть круга. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах, разных группах потребителей и т.д. [2]
В теории маркетинга понятие «сегмент» подразумевает часть рынка, состоящую из потребителей со схожими потребностями и поведенческими характеристиками и создающую для организации благоприятные маркетинговые возможности. [1]
Различные специалисты по-разному трактуют понятие «сегмент». Так, Г.Ю. Касьянова рассматривает сегмент как часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях [3], что можно, на наш взгляд, считать наиболее общим, базовым определением.
В.В. Патров уточняет, что сегмент — это часть деятельности организации в определенном разрезе (по видам продукции, географическим регионам и т.п.) [4].
По мнению же Л.П. Белоглазовой, сегмент — обособленная часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях или комплекс отдельных единиц, которые выделяются в общей деятельности организации по уровню риска или получению прибыли. И такой подход, очевидно, ориентирован на повышение финансовых результатов деятельности организации, снижение рисков, управление эффективностью деятельности в целом.
Список литературы
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков. – М.: Дело, 2012. – 336 с.
- Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии / П. Дойль. – СПб.: Питер, 2013. – 275 с.
- Касьянова Г.Ю. Информация по сегментам: еще один шаг бухгалтерского учета навстречу управленческому // Российский налоговый курьер. 2008. N 6. С. 31 — 36.
- Патров В.В. Отражение в бухгалтерской отчетности информации по сегментам // Бухгалтерский учет. 2010. N 21.
- Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. 228 с.
С.В. Рогоза
Магистрант
кафедры менеджмента, маркетинга и логистики
Финансово-экономического института ТюмГУ[schema type=»book» name=»ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ» author=»Рогоза Сергей Васильевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]