Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Состояние, проблемы и перспективы государственно-частного партнерства в модернизации материально-технической базы сельского хозяйства Кабардино-Балкарии



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Состояние, проблемы и перспективы государственно-частного партнерства в модернизации материально-технической базы сельского хозяйства Кабардино-Балкарии // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Ни модернизация существующих производственно-хозяйственных мощностей сельского хозяйства, ни новое строи­тельство невозможны без масштабных и массированных инвестиций в инфраструктуру. Одна­ко региональные, а нынче и федеральный, не говоря уже о местных бюджеты не рас­полагают такими средствами. Но если не произвести вовремя модернизации материально-технической базы сельского хозяйства, то бюджеты (и в особенности местные и региональные) потеряют еще больше. В дополнение к бюджетным средствам необходим поиск новых ре­сурсных возможностей, источники ко­торых имеются в сфере частного и корпоративного (как отечественного, так и зарубежного) капитала. При этом острый дефицит средств, которых хронически не хватает для субсидирования убыточных предприятий и целых секторов региональных экономик, делает насущной задачу повышения экономичес­кой эффективности функционирования объектов материально-технической базы системообразующих отраслей и в первую очередь производственной инфраструктуры. Решению этой задачи в пер­вую очередь могло бы способствовать снижение негативных последствий монопольного положения государства и его структур (предприятий и организаций) в сфере сельскохозяйственного производства, переработки, логистики, оросительных каналов, холодильных установок, хранилищ и т.п. и рас­ширение в этой сфере конкурентных рыночных условий, ха­рактерных для обычной бизнес-среды.

По-видимому, не менее важным является преодоление отсталости менеджмента объектами материально-технической базы сельского хозяйства (в первую очередь объектов мелиорации, хранения и транспортировки продукции сельского хозяйства), находящихся в государственной собственности. На управление данными объектами следует распространить новейшие достижения в области менеджмента, зарекомендовавшие себя в конкурентном бизнесе и в частности, государственно-частное партнерство.[2]

Таким образом, эффективное использование материально-технической базы сельского хозяйства во всех его сегментах требует активного внедрения но­вых механизмов, способных, во-первых, обеспе­чить привлечение внебюджетных инвестици­онных ресурсов в те отрасли и сегменты материально-технической базы сельского хозяйства, которые требуют высоких вложений и длительной эксплуатации, во-вторых, повысить эффективности их использования, в-третьих, улучшить в целом систему управления объектами материально-технической базы сельского хозяйства.

В современной отечественной и мировой практике [1, 6, 8, 9] для достижения этих целей в промышленности, транспорте, а также сфере услуг, а главное социальной, производственной, транспортной инфраструктуры, используется набор специфических форм и методов организационно-хозяйственного сотрудничества государства и бизнеса, получивших общее определение государствен­но-частное партнерство (ГЧП).[3] В целом государственно-частное партнерство рассматривается как взаимовыгодное сотрудничество государства и частного бизнеса, при котором ведется привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.[4]

По аналогии с зарубежными центрами для становления и развития рынка ГЧП в России был учрежден Центр развития государственно-частного партнерства (ЦРГЧП). Постепенно в течении последнего десятилетия в стране была сформирована соответствующая институциональная структура для функционирования ГЧП. В 2006 г. в соответствие с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации», был создан Инвестиционный Фонд Российской Федерации, являющийся краеугольной конструкцией всей модели ГЧП. Можно констатировать, что Фонд стал катализатором инвестиционной активности частных инвесторов. Согласно статистике отобранных проектов, в среднем на 1 руб. средств федерального бюджета привлекается от 3 до 6 руб. частных инвестиций, а по некоторым региональным проектам — до 10 и даже 17 руб.[7] В целом, реализация инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований Фонда, направлена на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации в части создания и развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной собственности. Однако можно говорить о мультипликативном эффекте, возникающем в результате реализации данных проектов.

Использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) получает широкое  распространение в РФ. В Кабардино-Балкарии имеются достаточно устойчивые традиции в развитии бизнеса, в т.ч. взаимодействия государства и частного бизнеса. В разное время были апробированы разные разновидности данной модели. И если в прошлом использовалась разновидность ЧГП «9 х 9», по которой десять инвестиционных проектов реализовывалось государством, а девять частным бизнесом с участием государства, то с 2011 г. была внедрена разновидность «10 х 10», по которой и государство и частный бизнес с участием государства реализуют по десять проектов. Роль государства в данных моделях заключается в том, что бы способствовать привлечению инвестиций для реализации проекта посредством предоставления гарантий. Со второй половины 2000-х годов в республике на законодательном и исполнительном уровнях стала активно формироваться модель государственно-частного партнерства. Создаются различные элементы, структуры и механизмы данной модели. В частности, созданы НК «Гарантийный фонд КБР», Залоговый фонд, Республиканский инвестиционный фонд, ОАО «Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики», разработаны налоговые льготы в области и др. нормативно-правовые положения и институциональные структуры, модели государственно-частного партнерства.

Важнейшим институтом в модели ГЧП является ОАО «Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики», которое представляет государство на региональном уровне. «Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики» является акционерным общество со 100% государственным капиталом и уставным капиталом в 500 мил. руб. Основной задачей агентства является обеспечение эффективного взаимодействия бизнеса и органов государственной власти республики для привлечения инвестиций. ОАО «АИР КБР» входит в проект в форме долевого участия (от 20 до 50%), и гарантирует предпринимателю обеспечение благоприятной среды для развития проекта. Агентство, по сути, устраняет административные барьеры и помогает привлечь банковские кредиты, предоставляя ему залоговую массу. Начиная с 2007 г. практически все новые производства в КБР созданы по подобной схеме.

Помимо предоставляемых ОАО «АИР КБР» в КБР государство оказывает ряд других стимулирующих мер, предусмотренных Законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 года № 23-РЗ                                «Об инвестиционной деятельности на территории КБР». В частности речь идет о предоставление государственных гарантий КБР по республиканским приоритетным инвестиционным проектам; налоговые льготы по региональным налогам (в части платежей, поступающих в республиканский бюджет КБР, предоставляемые в пределах срока окупаемости инвестиционных проектов, но не более 5 лет; предоставление бюджетных кредитов; предоставление обеспечения в виде залога имущества, находящегося в государственной собственности КБР, из залогового фонда КБР; предоставление субвенций из республиканского бюджета КБР; предоставление инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам; предоставление из республиканского бюджета КБР субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами инвестиционной деятельности в кредитных учреждениях; предоставление из республиканского бюджета КБР субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды; предоставление средств Инвестиционного фонда КБР на создание инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов.

Так, в соответствии с этими действующими мерами: в 2011-2013 г. предоставлено государственных гарантий по инвестиционным проектам на общую сумму 2,9 млрд. рублей; в 2013 г. 336 субъектов малого и среднего предпринимательства получили государственную поддержку в объеме более 330 млн. рублей; вновь созданные организации могут уплачивать налог на прибыль организаций по ставке 13,5% в течение пяти последовательных налоговых периодов; предусмотрено освобождение организаций от уплаты налога на имущество в части прироста основных фондов в налоговом периоде; в рамках государственной поддержки субъектов Северо-Кавказского федерального округа, с 2011 г. Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов предоставляются государственные гарантии в размере 70% от суммы кредитных финансовых средств, привлекаемых в рамках реализации крупных инвестиционных проектов.[5]

Эти функции в модели ГЧП выполняют НК «Гарантийный фонд КБР», Залоговый фонд, Республиканский инвестиционный фонд, а также разработанные и утвержденные законы и положения и предоставлении налоговых льготы в области инвестиций.

Исследуя практику ГЧП в КБР можно придти к выводу, что одной из главным проблем, сдерживающих развитие ГЧП в сельском хозяйстве, является проблема распределения рисков. Речь идет о том, что частный бизнес не получив в результате существовавшей практики адекватного удовлетворения рисков не стал инвестироваться в ГЧП проекты. Он полагал, что функцию элиминирования рисков возьмет на себя государство. Часто последнее видится в бюджетных гарантиях. Государство конечно же брало на себя такие обязательства, которые законодательно закреплены в создании Гарантийного и Залогового фондов, предоставлении налоговых льгот и много другого. Но в результате оказалось, что в бюджете не оказалось такого объема ресурсов, и вся модель поплыла. Хотя, если исходить из основных положений ГЧП и его главной черты – партнерство сторон (государства и бизнеса) для снижения рисков и ущерба сторонами, то следует признать также и за государством, как одной из сторон партнерства, право на передачу части своих рисков бизнесу. Этой то особенности не может понять бизнес, вовлеченный в модель ГЧП. В этом, полагаем, и заключается основная коллизия существующего положения в сфере ГЧП. Правильное понимание проблемы предполагает разграничения понятия «риск» на две составляющих, условно обозначенных нами: «риски государства» и «риски бизнеса».

Другой причиной снижающей использование модели ГЧП в развитии сельского хозяйства и др. отраслей региональной экономики называют ограниченный доступ крупного бизнеса к банковским средствам в виду высоких процентных ставок, завышенных требований к характеристикам проектов, бюрократией и т.п. Считается, что республиканские власти не имеют возможности воздействовать на банковскую систему в виду слабости последней в регионе – в республике в лучшем случае имеются филиалы основных банков, которые играют свою игру. Что касается поддержки проектов залоговыми и гарантийными механизмами, то гарантийный фонд рассчитан только для субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому для реального использования законодательно закрепленного механизма необходимо провести инвентаризацию имущества фонда, исключив неликвидные объекты и создав привлекательную для банков залоговую базу.

Еще одной причиной низкой эффективности модели ГЧП является несовершенство нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, связанной с предоставлением налоговых льгот. Дело в том, что утвержден Постановлением Правительства КБР от 22 августа 2012 г. № 202-ПП новый порядок предоставления льготы по налогу на имущество организаций и понижения ставки налога на прибыль организаций субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в Кабардино-Балкарской Республике, предоставляются только 9 предприятиям для реализации 10 крупных инвестиционных проектов Кабардино-Балкарской Республики.[5]

Таким образом, развитие модели ГЧП в КБР, как впрочем и др. регионах России, как показывает анализ функционирования данного института, сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства, но не меньшее значение имеет отсутствие механизмов долгосрочного финансирования. Региональный бизнес (в том числе банки и др. кредитные учреждения, различные инвестиционные, пенсионные, страховые фонды) не готов участвовать в длительных проектах. Поэтому большинство средних и крупных проектов реализуется преимущественно в режиме так называемого «ручного управления» при личном участии главы региона.

В этих условиях, совершенствование механизма ГЧП должно следовать в двух направлениях. В направлении совершенствования механизмов, связан­ных с использованием частными струк­турами государственной собственности (включая каналы, плотины, озера, холодильники, базы и проч., а также государственные финансы). В эту группу следует включить всевоз­можные виды контрактов (на предо­ставление услуг управление и т.д.), договоров аренды (лизинга), концессий, соглашений о разделе продукции, доле­вого владения собственностью (ОАО, ООО и т.д.), совместного финансиро­вания проектов и др. Другое – в направлении связанном с установлением государством особых правил, регулирующих функциониро­вание частного бизнеса и организацию контроля за его деятельностью. Речь идет о правилах по использованию таких инструментов как лицен­зии, патенты, градостроительные правила, усло­вия для ведения определенных видов деятельности (особенно, если прежде эти виды деятельности осуществлялись государственными.

Литература

  1. Алпатов А., Пушкин А., Джапаридзе Р. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. М., 2010
  2. Варнавский В.Г. Экономика, экономическая теория. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика. М.: Наука, 2002
  3. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. — М.: ГУ-ВШЭ, 2010
  4. Центр ГЧП. — Официальный сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». — Режим доступа:https://www.veb.ru
  5. Инвестиционное послание временно исполняющего обязанности Главы Кабардино-Балкарской Республики «Об инвестиционном климате и инвестиционной политике Кабардино-Балкарской Республики в 2014 году»; Электронная версия: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fkbrinvest.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fbasic_pages_files%2Fposlanie.docx&ei=pLAwVe7BIYWWsgGQvIKQDw&usg=AFQjCNHeC4gLnFG4l3bfdm-UltgW2kqa1w&bvm=bv.91071109,d.bGg&cad=rjt
  6. Кабашкин В.А., Левченко А.А., Сидоров В.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
  7. Министерство регионального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Информация об основных параметрах функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации. — Режим доступа:
  8. Федеральный информационный портал «ГЧП ИНФО Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» [Электронный ресурс]: Режим доступа:
  9. Швецов А.Н. Государственно-частное партнерство. //Проблемы теории и практики управления. – 2014. — №3[schema type=»book» name=»Состояние, проблемы и перспективы государственно-частного партнерства в модернизации материально-технической базы сельского хозяйства Кабардино-Балкарии » description=»В статье исследуются проблема и практика использования инструмента государственно-частного партнерства в системе модернизации материально-технической базы сельского хозяйства. Выявлены основные проблемы, описано состояние, обозначены перспективы.» author=»Уянаев Марат Русланович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found