Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЛОГИСТИКИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЛОГИСТИКИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Значительного развития логистика приобрела в годы Второй мировой войны. Логистические схемы того периода часто были настолько налажены, что даже в современных условиях, применяя ряд специализированных знаний и компьютерных программ, не всегда удалось бы сделать данные схемы более универсальными. Логистические схемы во времена Второй мировой войны были налажены настолько, что их учение и отчасти применение, актуально и в нынешнее время[4, c.67].

Логистика стала активно использоваться в период Второй мировой войны прежде в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий.

США действительно проводили военные действия в безусловно сложных условиях с точки зрения логистики. Оба театра военных действий были отделены от страны не просто значительным расстоянием, а океанами: Японию, Филиппины и Океанию разделял с США Тихий океан, в европейского театра военных действий путь лежал через Атлантику. И самым сложным в этой ситуации была даже не расстояние до места боевых действий, а необходимость осуществлять все поставки для войск с помощью водного транспорта. Но американские военные логисты успешно справились с заданием. Так, американский каталог военных предметов и деталей к ним содержал 2700 тыс. наименований и состоял из 479 томов весом в 110 кг. Любую мелочь можно было заказать с фронта по ссылке на шифр этого каталога. Успешному решению этой сложной задачи способствовало применение прогрессивных контейнерных и пакетных перевозок [3, c.94].

Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых баз снабжения позволила систематически и своевременно обеспечивать американскую армию поставками вооружения, топлива и продовольствия в необходимом количестве.

Эту или похожую информацию содержат все учебники и исторические справки об истории логистики — «… история логистики началась с участия американской армии во Второй мировой войне …», «логистика стала активно использоваться в период Второй мировой войны прежде в материально-техническом снабжении армии США …» . Однако логистику в военном деле, и не только в военной, активно использовали не только Соединенные Штаты Америки.

Блестящие логистические операции проводились во время Второй мировой войны в Советском Союзе. Можно привести множество примеров успешного использования логистики в управлении войсками и их материально-техническим обеспечением во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Большая часть военных действий велась на территории Советского союза, огромная часть территории была захвачена немецкими противниками. Проводить логистические операции в таких условиях было очень сложно и рискованно [1].

Общее количество советских и немецких войск на Восточном фронте в 1944 году составляло 8000 тыс. солдат. Каждый из этих солдат нуждался в оружии, одежде, боеприпасах, еде.  Война шла 1488 дней. По примерным подсчетам, только для фронтовых частей во время войны надо было доставить 35712 тыс. тонн личных грузов. К тому же надо было поставлять тяжелую технику, вывозить раненых и т.д. Этим всем занималась логистика.

Так одним из самых больших логистических проектов современные ученые называют эвакуацию 1941-1942 гг.

Эвакуацию советской промышленности в первые месяцы войны признано во всем мире грандиозным, уникальным, беспримерным действием. В самом начале войны, немецкие войска активно наступали. Советские власти не дали возможности им захватить все главные заводы, военную промышленность. Вся тяжелая промышленность была сосредоточена на территории Белоруссии и Украины, которые были подвержены оккупации [5, ч.1, c.154].

Перед войной на оккупированных территориях проживало 40% населения страны, производилось 33% всей валовой продукции и проходило до 41% длины железных дорог. Здесь располагались такие большие промышленные города как Киев, Минск, Запорожье, Мариуполь. В частности, на этих территориях были размещены 31850 промышленных предприятий, из них 37 заводов черной металлургии, 749 заводов тяжелого и среднего машиностроения, 169 заводов сельскохозяйственного, химического, деревообрабатывающего машиностроения, 1135 шахт, более 3000 нефтяных скважин, 61 крупная электростанция, сотни пищевых, текстильных и других предприятий.

Немецкие войска планировали использовать всю эту мощь Советского союза против него самого. Но Советские власти приняли уникальное решение – вывести всю промышленность.

В период эвакуации вся стратегическая промышленность была перемещена с оккупированных территорий на свободные.

Была проведена  невиданная до этого в истории человечества большая работа по перемещению производительных сил страны с запада на восток: в 1941 гг. — Из западных и центральных районов европейской части СССР; в 1942 гг. — из южных районов. Было эвакуировано около 85% всей промышленности. Эвакуация прошла практически без потерь. Уже через месяц-два, вся перемещенная промышленность, смогла в полную  мощность производить продукцию.

В результате эвакуации, которая проводилась с июня по ноябрь 1941 года, было перевезено больше 2,5 тыс.  промышленные предприятия. В том  числе 1523 крупных завода, около 18 млн. рабочих, служащих и членов их семей. Всего за период войны было эвакуировано около 25 мнл. людей, притом почти вся эвакуация была произведена в первые два годы войны[5, ч.2, c.66].

Эвакуацию осуществляли железнодорожным и морским транспортом.

Сначала на восток были перемещены предприятия оборонной промышленности. Уже за два первые месяца войны было перевезено около 350 больших заводов оборонной промышленности.

К востоку вывозили не только оборонные предприятия, стратегическое сырье и высококвалифицированных специалистов, а и другие важные заводы, оборудование электростанций, запасы сырья и готовой продукции, продовольствие, зерно, угоняли скот. Представьте себе движение групп в десятки и сотни тысяч голов, которые надо кормить, поить, вовремя подоить, не допустить инфекционных заболеваний. В течение 1941-1942 гг. Были эвакуированы 2400000. Голов крупного рогатого скота, 5100000. Овец и коз, 200 тыс. свиней, 800 тыс. лошадей.

Ехали на восток сотни высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, вместе с сотрудниками, документацией и оборудованием, эвакуировались театры и киностудии. За время войны из районов, которым угрожало захвата противником, по железным дорогам проехало около 1500000. Вагонов или 30 тыс. Поездов с эвакуационными грузами.

Официальные источники говорят: война стартовала в один момент, Советский Союз был к ней не готов. Но Сталин ясно понимал, что в какой-то момент война все равно будет. Поэтому уже в конце 20-х годов в СССР была отработана система мобилизационной готовности, продолжала совершенствоваться в тридцатые годы. Поэтому мнение, что эвакуация 1941 была хаотичной и незапланированной и проводилась экспромтом, совершенно неверной[3, c.206].

Обратимся к конкретным ситуациям. К примеру, 13 июля ГКО принял решение вывезти 2800 станков из Москвы и Ленинграда для организации в тылу производства бронебойных и зенитных снарядов. Поставленная задача должна быть выполнена в течении 10 дней. Из Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы,на протяжении 2 дней, следовало перебросить 5000 рабочих и специалистов. В случае если это экспромт, то отлично подготовлен[5, ч.2, c.90].

Харьковский дизельный завод — на тот момент,было единственным предприятием в стране по производству двигателей для танков. Его смогли перебазировать в Челябинск, фактически не прерывая производства. В тот день, когда из Харькова пошел заключительный эшелон с оборудованием, в Челябинске были выпущены первые дизели.

Нужно отметить, что в те годы еще не были полностью разработаны математические модели исследования операций, не было логистики в нее нынешнем — компьютеризированном облике. А крупномасштабная операция по перемещению промышленности страны с запада на восток была подготовлена и удачно проведена. Не зря ее выкладывают во всех военных академиях мира и именуют «русским чудом»[1].

А может, такой математический аппарат все-же был создан задолго до войны? Как бы там ни было, материалы по исследованию, планированию и осуществлению данной уникальной сделки не рассекречены до сих пор.

Еще одна универсальная логистическая операция, что была проведена в рамках Великой отечественной войны – перемещение войск на Дальний Восток.

Переброска войск на Дальний Восток и интенсивную подготовку их к будущим боевых действий Верховное командование Советских Вооруженных Сил начало еще до окончания войны в Европе, с ранней весны 1945 года. А средства материально-технического обеспечения советских войск перебрасывали на Дальний Восток уже с февраля. Эти меры осуществлялся энергично и в срочном порядке, но со значительными трудностями:

  • войска перебрасывались на расстояние в 9-11 тысяч километров;
  • нужно было соблюдать строгие меры безопасности и маскировать перевозки большого количества людей и техники;
  • сеть железных дорог в тех районах была слабо развита, а пропускная способность ее была низкой;
  • сроки оказались довольно сжатыми [2].

Основной спецификой подготовки операции было то, что все меры следовало выполнить до официального объявления войны Японии, поэтому были введены чрезвычайные меры конспирации. В войсках, которые перекидывали на Дальний Восток, все сержанты и старшины имели на плечах погоны рядовых солдат. Младшие офицеры имели погоны сержантов, старшие офицеры — погоны лейтенантов и капитанов. Генерал-майор мог носить погоны подполковника либо майора. Подготовка к операции шла в обстановке абсолютной секретности. Переброска войск и техники происходило тайно. Почти все лица высшего командного состава двигались на Дальний Восток под посторонними фамилиями.

Для обеспечения секретности был разработан особый режим опрокидывания на Дальний Восток новых соединений и частей: войска выгружались, как правило, ночью, после чего они немедленно выводились в районы сосредоточения; до планирования, контроля и учета железнодорожных перевозок допускалось ограниченный круг лиц, как в Генеральном штабе, так и в Центральном управлении военных перемещений.

Проводились обманные железнодорожные и автомобильные перевозки,оборудовались ложные районы сосредоточения войск. Особенно важными были эти действия в Приморье, где железная дорога Хабаровск-Владивосток на отдельных участках проходила в 3-6 километрах от государственной границы [3, c. 509].

Таким образом видим, что наукой логистика стала благодаря развитию военного дела. И такая ситуация не является чем-то уникальным. Слишком часто в истории нашей воинственной цивилизации именно потребности военных вызвали к жизни уникальные изобретения, развивали прикладную математику, физику, химию, биологию, транспорт, связь и другие отрасли науки и техники. Затем, проверенные в войнах, новые открытия, технологии и механизмы приходили к мирной жизни. Великая отечественная война демонстрирует высокие успехи проведения логистических операций.

Список литературы

  1. Воронов В.И. Методологические элементы организации логистических центров. Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза. Материалы 3-й Всероссийской конференции, октябрь – 2002, -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003
  2. Воронов В.И.Методологические основы формирования и развития региональной логистики. Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2003.
  3. ЗахаревичА.В.История Отечества. – М.: Дашков и Ко, 2010.– 776 с.
  4. История государственного управления России / Отв. ред. В.Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 608 с.
  5. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учебник / под. ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной/ Авторы: Б.А. Аникин., Т.А. Родкина, Волочиенко В.М. Заичкин Н.И., Межквов А.Д., Федоров Л.С., Вайн В.М., Воронов В.И, Водянова В.В., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Кравченко М.В., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Филиппов Е.Е., Пузанова И. А., Учирова М.Ю., И.Л. Рудая Москва: Изд-во Проспект, 2014. 1-я часть–344 с., 2-я часть–608 с.[schema type=»book» name=»СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЛОГИСТИКИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» description=»В данной работе рассмотрено системный анализ логистики в Великой отечественной войне. Приведены примеры грандиозных логистических операций периода Великой отечественной войны. Отслежено особенности логистических операций СРСР периода Великой отечественной войны.» author=»Кривоносов Никита Алексеевич, Карманцева Татьяна, Штром Валерия Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found