Молодежь является основным носителем инновационного потенциала развития общества. Молодежь представляет собой важнейший стратегический ресурс развития страны, пополнения производительных сил общества. Не вызывает сомнения, что молодые люди более мобильны, готовы к переменам, адаптивны. Особенности молодежи как части населения страны порождают необходимость выделения особой категории предпринимательства – молодежного предпринимательства. В силу особенностей исторического развития России старшее поколение имеет предвзятое мнение (зачастую негативное), стереотипы, касающиеся предпринимательства. В условиях, когда перед страной стоит задача построения инновационной экономики, приоритетным направлением развития предпринимательства должно стать именно молодежное предпринимательство, что обуславливает актуальность темы данной работы. Следует отметить, что именно действия современной молодежи сегодня определяют, каким будет предпринимательство (и экономика страны в целом) через 10-15 лет.
Впервые термин «молодежное предпринимательство» в российском законодательстве был использован в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определяет молодежное предпринимательство как предпринимательскую деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов.
Значимость молодежного предпринимательства определяется не только его прогрессивной направленностью, но и способностью решать социальные проблемы. Так, острой проблемой является молодежная безработица. Исследования Федеральной службы Государственной статистики показывают, что 75,4% выпускников образовательных организаций 2010-2015 гг. выпуска столкнулись с трудностями при попытках оформиться на работу. Среди основных проблем было отмечено отсутствие опыта (стажа) – 52,6%, и низкий уровень предлагаемой заработной платы – 31,1% [3]. В ноябре 2016 года молодежь до 25 лет составляла среди безработных 23,6% [4].
Молодежная безработица имеет высокую социальную опасность – утрачивается ценность профессионализма (особенно когда молодой человек не может первично трудоустроиться после окончания учебного заведения), усиливается социальный пессимизм. Также остроту ситуации добавляет тот факт, что молодежная безработица приводит к снижению рождаемости (молодые семьи, не обладая достаточной уверенностью в том, что смогут обеспечить ребенку достойную жизнь, предпочитают не рожать детей). Развитие молодежного предпринимательства способствует решению проблемы молодежной безработицы.
Исследования уровня вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельности, проводившиеся ИСПИ РАН, показывают, что в числе факторов, побуждающих заняться бизнесом, респонденты особенно часто называют: ожидаемый высокий заработок (59%); возможность быть независимым (47%); возможность творчества (38%); карьерный рост (30%); возможность быть собственником (28%); возможность руководить (24%); престиж (20%); риск (7%) [9, с. 130].
Всероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» провела исследование предпринимательского климата в Санкт-Петербурге, в результате которого были выявлены основные проблемы при осуществлении деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства. [7]
Из исследования представляется возможным увидеть, что этот сегмент предпринимательства сталкивается с рядом проблем – как типичных для российского предпринимательства вообще, так и специфичных:
— отсутствие опыта. Молодые люди нередко не имеют опыта не только как предприниматели, но и по профессии, с которой связан бизнес. Человеку, имеющему опыт работы по найму, легче ориентироваться при создании предприятия в той же сфере, чем обладающему только полученными в учебном заведении знаниями (не всегда соответствующими реальной ситуации) человеку;
— недостаток финансовой базы и дополнительные сложности привлечения инвестиций. Как правило, у молодых людей еще нет собственных накоплений (которые могли бы выступать стартовым капиталом). Банки менее охотно одобряют кредиты молодым заемщикам, считая их менее надежными – многие кредитные учреждения устанавливают минимальный возраст для заемщиков 21-22 года;
— недостаточность образования. Современная система образования не предусматривает получения знаний о сфере предпринимательства [6, с. 50].
Также к факторам, затормаживающим развитие молодежного предпринимательства в России, следует отнести:
— социальные настроения. Предпринимательский дух в молодежной среде является недостаточно выраженным, многие отдают предпочтение не риску, а стабильности, предлагаемой работой по найму в крупной компании или на государственной службе;
— восприятие предпринимательской деятельности массовым сознанием. Хотя для молодежи не столь типично, как для старшего поколения, восприятие предпринимателей как «спекулянтов» (с негативным окрасом), но оценка предпринимательской деятельности в контексте преодоления трудностей, а не достижения успеха, является широко распространенной;
— неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих поддержку молодежного предпринимательства [9, с. 174].
Таким образом, можно выделить следующие направления развития молодежного малого и среднего предпринимательства:
- Законодательное закрепление понятия «молодежное предпринимательство» на федеральном и региональном уровнях, создание комплексной системы по развитию и регулированию молодежного предпринимательства.
- Снижение избыточного государственного регулирования деловой активности. Административные барьеры являются теми факторами, с которыми сталкиваются все предприниматели. Эксперты по-разному трактуют понятия административных барьеров: под ними понимается и высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, и большой объем отчетности, большое количество контролирующих органов. Кроме того, сюда можно отнести и продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований. Одним словом, это те препятствия, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе своей деятельности и которые создаются органами исполнительной власти, тормозящими, осложняющими или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством. В устранении административных барьеров кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и создания новых рабочих мест.
- Разработка эффективной системы кредитования малого и среднего, в том числе молодежного бизнеса.Трудности в получении заемных средств испытывают особенно начинающие предприниматели. Кроме того, основная часть не может пользоваться кредитными средствами по причине отсутствия необходимого обеспечения у малых предприятий. Для решение этих трудностей важно, чтобы банки адекватно оценивали риски, связанные с предоставлением кредита сегменту рынка малого молодежного предпринимательства. Необходимо упростить процедуры кредитования, создать льготные условия для молодежи, включающие низкие процентные ставки, сроки погашения кредитов, обеспечение, отсутствие залога.
- Развитие образовательных программ в сфере малого предпринимательства, развитие системы переподготовки и профессионального обучения занятых в малом бизнесе; повышение доступности для молодежи информации о существующих механизмах поддержки молодых предпринимателей.
- Повышение заинтересованности вузов принимать участие в развитии молодежного предпринимательства, создание бизнес-инкубаторов на базе высших учебных заведений; активное привлечение общественных организаций к развитию молодежного предпринимательства.
- Оказание поддержки бизнес-инициативам молодых людей, старшеклассников и студентов посредством создания специализированных клубов, проведение обучающих семинаров.Отсутствие необходимых знаний, неуверенность в своих силах, касается, прежде всего, молодежи, поскольку в силу своего возраста, отсутствия необходимого опыта и навыков им сложно занять нишу на рынке в крупном городе, где конкуренция крайне велика. По этой причине основными приоритетами государственной политики Санкт-Петербурга, направленной на развитие предпринимательства должно стать прежде всего развитие человеческого потенциала, так как именно он является основным фактором роста экономики. Необходимо оказывать поддержку бизнес-инициативам молодых людей, старшеклассников и студентов, формировать у них знания в этом вопросе, поддерживать их интерес. Важно поощрять инициативу активных людей и еще со школы помогать им ориентироваться в этих вопросах. Для этого нужно создавать такие клубы как клуб «Юный предприниматель» в Кировском районе Санкт-Петербурга во всех районах города, распространить о нем информацию во всех школах, приглашать старшеклассников.
Создание малых предприятий на базе учебных заведений, стимулирование разработки и создания новых бизнес-инкубаторов и технопарков. В Петербурге есть два бизнес-инкубатора, «Кристалл» и «Ингрия», но они созданы не на базе университетов, а в рамках госпрограммы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Однако, на базе вузов этот вид поддержки развит слабо. Здесь можно опереться на московский опыт: в столице России активно развивается такая поддержка начинающим предпринимателям: Бизнес-инкубатор МГУ, Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ, Бизнес-инкубатор РАНХиГС, Научный парк МЭИ, Бизнес-инкубатор МГИМО. Задача у таких бизнес-инкубаторов сформировать у начинающих предпринимателей из числа студентов, аспирантов, молодых специалистов навыки по развитию своей бизнес-идеи, превращению ее в полноценный бизнес-проект. Кроме того, эффективность этого состоит в том, что это будет стимулировать развития менторства, наставничества, что поможет молодым начинающим предпринимателям перенимать опыт у опытных специалистов, получать необходимые знания, советы в области предпринимательства. Менторство – важное звено в развитии предпринимательства.
Для наглядности, представим направления и меры поддержки молодежного предпринимательства в таблице (см. табл.1)
Таблица 1.
Направления развития молодежного предпринимательства
Направления развития молодежного предпринимательства |
Меры поддержки молодежного предпринимательства |
Создание комплексной системы по развитию и регулированию молодежного предпринимательства. | Законодательное закрепление понятия «молодежное предпринимательство» на федеральном и региональном уровнях |
Снижение административных барьеров, | Снижение избыточного государственного регулирования деловой активности. |
Разработка эффективной системы кредитования малого и среднего, в том числе молодежного бизнеса. | Упрощение процедуры кредитования, создание льготные условия для молодежи, включающие низкие процентные ставки, сроки погашения кредитов, обеспечение, отсутствие залога. |
Повышение заинтересованности вузов принимать участие в развитии молодежного предпринимательства | Создание бизнес-инкубаторов на базе высших учебных заведений. |
Создание механизмов для передачи молодежи предпринимательского опыта через механизм «наставничества». | Развитие менторства, в том числе создание бизнес-инкубаторов. |
Оказание поддержки бизнес-инициативам молодых людей, старшеклассников и студентов посредством создания специализированных клубов, проведение обучающих семинаров. | Развитие образовательных программ в сфере малого предпринимательства, развитие системы переподготовки и профессионального обучения занятых в малом бизнесе;
Создание клубов для старшеклассников на примереклуба «Юный предприниматель» в Кировском районе Санкт-Петербурга во всех районах города, распространение о нем информации во всех школах, приглашение старшеклассников. |
Необходимо сказать, что в настоящий момент нельзя недооценивать важность активизации государственной поддержки для развития сегмента малого и среднего молодежного предпринимательства.Важно понять, что молодежь должна стать ведущей силой, обеспечивающей переход экономики России на инновационный путь развития, для чего необходимо эффективно использовать потенциал молодежи. Переход на инновационный путь предполагает поддержку талантливой молодежи, создание условий для творчества и творческой самореализации. Но это не только задача государства, особые требования должны предъявляться и к самой молодежи, ее мировоззрению, образованию и профессиональной квалификации, отношению к труду, умению работать в коллективе и, одновременно, к лидерским качествам молодых людей, к их предпринимательским способностям. Если удастся реализовать все это на практике, можно быть уверенными, что будет достигнута главная цель – развитие малого и среднего молодежного предпринимательства и, следовательно, обеспечение инновационного пути развития экономики.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) «// Справочная правовая система «Консультант плюс» — Дата обращения 23.04.2015:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
- Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников – 2016 // Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: trudoustr/index.html (Дата обращения 01.03.2017)
- Занятость и безработица в ноябре 2016 // Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Дата обращения 01.03.2017)
- Кочесокова, Э.Ю. Исследование основных проблем и перспектив развития молодежного предпринимательства в РФ / Э.Ю.Кочесокова // Juvenisscientia. – 2016. — №1. – С.50-51
- Молодежный бизнес России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Дата обращения 07.03.2017)
- Общероссийская общественная организация «Опора России» [Электронный ресурс]: https://opora.ru/about(Дата обращения 05.03.2017)
- Предпринимательство // Росмолодежь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fadm.gov.ru/activity/scope/18 (Дата обращения 07.03.2017)
- Саулина, Ю.П. Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Ю.П.Саулина // Предпринимательство – XXI. – 2015. — №7. – С.128-135
- Титова, Е.В. Актуальные вопросы по созданию центра развития молодежного предпринимательства в Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы / Е.В.Титова, К.В.Сахарова, С.И.Королева // Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения: Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. – М.: Научная библиотека, 2015. – С.173-175[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» description=»Данная статья посвящена исследованию проблем и перспектив развития молодежного предприни-мательства в Санкт-Петербурге.В результате исследования рассмотрена такая социальная проблема как безработица среди молодежи и ее последствия для экономики страны, приведены факторы, сдерживаю-щие развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе молодежного. Выделяются направления развития молодежного предпринимательства, на основе которых представляется возможным реализация мер государственной поддержки этого сегмента экономики.» author=»Берензон Полина Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 2″ ebook=»yes» ]